filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Козельщина и Козельщанская икона Божией Матери.

В Православии очень много икон Божией Матери, многие из них далеко не всем известны. Сегодня , 6 марта Церковь празднует Козельщанскую икону Богородицы. Для одних она совершенно неизвестна, а вот в Полтавской области, это одна из самых больших святынь.

Украина вообще поражает численностью святых и святынь. Как мне известно, в одной Полтавской области имеется 5 различных чудотворных икон Богородицы. К Козельщанской иконе надо отправиться  в посёлок городского типа, который называется Козельщина.

Козельщина находится между Полтавой и Кременчугом. В 33 км. от Кременчуга и в 77 км. от Полтавы.
Названо по имени казацкого сотника П. С. Козельского. Стоит быть внимательным, т.к. на территории Украины 2 населённых пункта с названием Козельщина.  Посёлок городского типа Козельщина находится на левом берегу реки Рудька, выше по течению на расстоянии в 2,5 км расположено село Лутовиновка, ниже по течению на расстоянии в 2 км расположено село Подгоровка, на противоположном берегу — село Омельничье. 

Население по переписи 2001 года составляло 4434 человека .

В этом виртуальном путешествии мы с Вами  и побываем в небольшом районном центре Козельщина. Сразу могу Вас несколько огорчить. Сюда стоит поехать практически только чтобы полюбоваться прекрасным, конца 19 века, строением Козельщинского Рождественско-Богородицкого собора, побывать в монастыре, да воочию увидеть чудотворную икону Козельщинской Богоматери.
В целом, Козельщина - это относительно большое село, со статусом районного центра с тихим и спокойным ритмом жизни. По этому не ожидайте увидеть здесь что-то сверхъестественное и необычное, а настройтесь на духовное восприятие той истории, которую я предложу Вашему вниманию.

Бывший владелец Козельщины, Павел Иванович Козельский, умерший в 1879 году на 86 году жизни, после которого имение по дарственной досталось Софии Михайловне Капнист, происходил по матери из рода войскового писаря запорожца Сиромахи.

http://www.nikolski.kz/img/nb611229.jpg

Когда гетману Полуботку предложили отречься от гетманства, с обещанием значительного имущественного вознаграждения за это, он отказался. А вот его войсковой писарь Сиромаха - согласился, и за это ему было предоставлено выбрать любой участок земли в полное владение. Он выбрал участок в размере 10 тыс. дес. между реками Ингулом и Вербовой, который и был ему пожалован Высочайшим указом. Позже здесь были основаны два селения: Николаевка (на Ингуле) и Михайловка (на Вербовой), которые в последствии перешли по наследству Павлу Ивановичу Козельскому.

Кроме того, Сиромаха, по желанию Государыни, был обвенчан в Петербурге с одной из её фрейлин итальянского происхождения, фамилия, которой, к сожалению, так до сих пор и неизвестна, но портрет ее сохранился, она же и привезла из Италии икону, которая  и названа Козельщанской. По этому в семействе Козельского всегда существовало предание, что образ Божьей Матери принадлежал жене Сиромахи. Кроме того, сам стиль написания иконы напоминает живопись итальянской школы того периода.

Что же касается серебряной ризы, то есть предположение, что она была сделана матерью Павла Ивановича Козельского, Параскевией Дмитриевной Козельской.

Икона имеет размер 8 на 6 вершков без рамки, а с позолоченной и эмалированной рамкой, сделанной в 1881 году, 10 на 8 вершков. Рамка, работы Постникова, была сделана в серебряном ряду на Никольской.
Интересна запись об иконе самого Василия Ивановича Капниста в одном из его дневников. Он пишет: "Эта икона, в моем семействе, а также и в окрестностях издавна пользуется славой чудотворений. Жена моя в особенности всегда чтила икону эту, что заимствовали от нее и наши дети".
На иконе изображена Божья Матерь, на коленях которой в полулежащем положении покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. В стороне от изображения стоит чаша и около неё лжица.

Издавна сложилось такое поверие, что кроме помощи в болезнях душевных и телесных эта икона помогает молодым девицам, желающим устроить свое семейное положение. При этом необходимо, чтобы молящийся чистил ризу на святой иконе, вытирая ее осторожно чистым полотенцем. И сколько раз была при подобном обращении к иконе произнесена молитва, на столько удачно устраивалась судьба того, кто обращался к образу Божьей Матери! Поэтому неудивительно, что риза на этой иконе постоянно блестела, как солнце.


Возможно, что так никто и не узнал бы о чудодейственных свойствах этой иконы, если бы не одно обстоятельство, круто изменившее как жизнь ее владельцев, так и историю самой Козельщины. О чуде от этой иконы в 1953 году   поведала православная монахиня Анна, которая в 1920 году в Одессе встретила  Марью Владимировну Капнист, исцелённую по молитвам к этой иконе. Вот   рассказ Марьи Владимировны:

http://hramkgu.ru/children/2010_03/bmk.jpg

Я училась в Полтавском институте благородных девиц. Училась хорошо. Была общей любимицей. Меня чуть ли не на руках носили, п[ри] ч[ем] отец мой, когда приезжал в институт, то всем-всем подарки привозил: и подругам, и начальнице, и воспитательницам. Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась всё острее и больнее. Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу. Пригласили профессоров из Киева. После совещания забинтовали в гипс. Так пролежала до св. Пасхи. Родители мои собирались в храм. И меня звали. Но я подумала, что буду там всем в тягость, и не поехала. И хорошо сделала. Когда они уехали, со мною случилось новое несчастье. Вторую ногу стало выворачивать. И я пережила новые мучительные боли. Вызвали экстренно врачей и вторую мою ногу залили в гипс. И вот 2 года лежала я в гипсе, как труп. Сколько приезжало врачей из Москвы, Харькова, Киева, не помню уже. И вот как-то домашний фельдшер дал совет обратиться к парижскому профессору Шарко, слава которого гремела по всей Европе. Может быть, у дочери Вашей болезнь возникла на нервной почве, - говорили фельдшера.
Отец мой на всё готов был, лишь бы помочь мне. И он написал Шарко. Тот ответил, что специально в Полтаву не поедет, но в Москве готов осмотреть больную дочь. Назначен был день приезда Шарко в Москву. Начались приготовления к отъезду. Мучительные были дни.
Мать почти оставила меня одну. А я каждую минуту зову ее посидеть, поговорить, успокоить. Наконец, мама устала от моих просьб, и раз приходит и приносит мне образ Б[ожией] М[атери] и говорит:
- Маша, вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет. - С этими словами и подает мне образ Б[ожией] М[атери] - а я тут же подумала: хочет отвязаться от меня. Но я образ все-таки взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери стала молиться:
- Пречистая Богомати! Я - калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни.
В один миг сильная боль, появившая[ся] в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания.
Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами.
- Мама! Я исцелилась! - воскликнула я.
- Перестань, Маша, этим не шутят.
- Но посмотри, посмотри, я шевелю ногами.
Действительно, я исцелилась. Позвали врача, сняли гипс, я поднялась, села на кровати, а потом бросилась на шею матери. Но ноги ослабели, и я снова улеглась на постель.
С этих пор я быстро стала крепнуть и к отъезду в Москву ходила, как и все.
Я не стану описывать, как мы поехали в М[оскву], что говорили профессора и, что говорил Шарко. Скажу только, что Шарко сказал отцу:
"Если бы не профессора, лечившие больную, то я не поверил бы Вам".

http://pravoslavie.poltava.ua/db/img/72_89c54d33.jpg


Это исцеление произошло 21 февраля (5 марта) 1881 года. С тех пор ежегодно совершается празднование в честь этой иконы.
Но история на этом не заканчивается.
Слухи о чудодейственном исцелении дочери графов Капнистов от иконы быстро разнеслись далеко за пределами Козельщины. И сюда потянулись многотысячные толпы верующих, стремившихся исцелиться, излечиться от всех своих недугов.

С разрешения архиепископа Полтавского Иоанна граф Капнист построил небольшую часовню. В ней 23 апреля (5 мая) 1881 года была установлена икона Козельщинской Богоматери. С утра до вечера многолюдные толпы шли и шли к часовне, везли на подводах, несли и вели под руки тяжелобольных. Потекли и пожертвования на образ Козельщинской Богоматери деньгами, ценными вещами. Таким образом, достаточно быстро собрался капитал в десятки тысяч рублей, посуда, драгоценности: бриллианты, жемчуг, аметист, бирюза и др. 8 (20) сентября 1881 года, в день Рождества Богородицы, была заложена церковь, а потом вырос
Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь. Торжественное открытие его состоялось 17 февраля (1 марта) 1891 года.

http://arhiv.orthodoxy.org.ua/files/Obshchij_vid_sobora_Rozhdestva_Bogoroditzy_0.JPG


5 (18) мая 1904 года Козельщину посетили российский император Николай II и великий князь Михаил Александрович. Царь пожертвовал на убранство собора 1000 рублей и 500 - на монастырские школы.
Все работы закончили к середине лета 1906 года. 23-24 июля (5-6 августа) того года состоялось торжественное освящение Рождественско-Богородицкого собора. Его сразу же признали одним из лучших храмов в Украине и в Российской империи.


Во время русско-японской войны 1904-1905 годов при монастыре был открыт лазарет на 10 коек. Больные и раненые здесь находились на полном содержании монастыря, за ними ухаживали сестры милосердия-монашки. Когда началась первая мировая война, монастырь тоже открыл лазарет на 40 коек для больных и раненых воинов.

http://nbnews.com.ua/img/photo/d5/b7/1318949775,8723b.jpg


Весной 1929 года монастырь закрыли. В соборе устроили театр, в бывших кельях монашек, школьных помещениях и мастерских, монастырской больницы, в хозяйственных постройках разместили зоотехническую школу, амбулаторию, больницу, семилетнюю школу, потребительское общество, электростанцию, общежитие для учащихся и служащих, в монастырской трапезной - столовую. Много чего из монастырских сокровищ исчезло бесследно. А то, что осталось в соборе, безбожно уничтожалось. На обратной стороне икон из иконостаса, изготовленных на медных досках и прекрасно отделанных, самодеятельные местные художники рисовали портреты рабочих-передовиков. Мрамор из иконостаса использовали в хозяйственных целях, отдельными его кусками мостили дорожки во дворе. Уникальный собор продолжали уничтожать и тогда, когда здесь был Козельщинский районный клуб.

Икону Козельщинской Богоматери, которую прятали в специальном сейфе в нише, удалось спасти. Когда закрывали монастырь, монашки вынесли ее тайно под своей одеждой и потом прятали у надежных людей в Потоках. С нее были сделаны три копии, одну из которых позже вывезли в Германию.
Незадолго перед закрытием монастыря (по рассказам и легендам, которые до сих пор живы на Полтавщине) икона Божьей Матери, которая находилась на центральном входе в обитель и была копией чудотворного образа Козельщинской Богоматери, внезапно "заплакала" кровавыми слезами: на лике Пречистой ежедневно начали появляться багряные капельки. Верующие, которые стекались к святыне, плача, опускались на колени, молились, предчувствуя в недалёком будущем великое горе.

http://ifs.cook-time.com/preview/img446/446065.jpg


Накануне и в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в соборе монастыря содержались под специальной охраной войск НКВД арестованные "враги народа" - интеллигенция и простые рабочие и крестьяне из Молдавии и Буковины. Под сводами собора несколькими ярусами располагались деревянные нары, прикрепленные к полу и стенам.

В период временной немецко-фашистской оккупации Козельщинский Рождество-Богородицкий монастырь возобновил свою деятельность . В эти и в первые послевоенные годы в нем находилось в среднем 100 монашек и послушниц. Немало девушек спаслось здесь от отправки на принудительные работы в Германию. В 1949 году монастырь снова закрыли.

http://arhiv.orthodoxy.org.ua/files/Krestnyj_hod_na_Kozelshchinskuyu_1.JPG

Только 23 февраля 1993 года монастырь был возвращён верующим, вернулась в него и чудотворная икона Козельщанская, которую все годы прятали и хранили у себя в домах монахини

http://arhiv.orthodoxy.org.ua/files/Preosvashchennyj_u_ikony_v_zimnem_hrame.JPG

ЧУДО ОТ ИКОНЫ  НАШИХ ДНЕЙ

22 февраля 1993 г. образ Козельщинской Божией Матери находился в Свято-Троицкой церкви г. Кременчуга для поклонения. Очередь была большой на несколько часов. Со своей бабушкой стоял будущий первоклассник Коля, страдавший заболеванием ноги. По заключению медицинского обследования на кости был нарост, и мальчика готовили к операции. Во время ожидания к Коле подошел священник о. Григорий и повел его приложиться к иконе. Бабушка слезно молилась об исцелении внука. Через некоторое время они снова подходили к иконе. Прошло несколько месяцев, и мальчик стал говорить, что ножка не болит. Сделали снимок, и нароста на кости не оказалось, необходимость операции отпала..

http://www.happy-school.ru/_pu/113/s24683027.jpg

Веселися, земле Полтавская /
и все Отечество наше православное, /
се бо яко светозарное солнце, /
явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати, /
мир озаряющи множеством чудес Твоих, /
теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная,  /
и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся. /
Сего ради вопием Ти: /
радуйся, Похвало наша приснопокланяемая, /
спаси ны, молящияся Тебе, /
единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя
.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author