filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Голосеевская пустынь и святой Алексий Голосеевский

http://kotlovka.ru/pgallery/albums/userpics/10002/normal_825_43.jpg

Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь — скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева. Голосеевская пустынь — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков, а со второй половины XIX столетия — дача Киевских митрополитов.

http://st0.iknow.travel.s3-eu-west-1.amazonaws.com/img/large/5133b56ffd72a35a5a0002cd.jpg

В XVIII в. «на голой земле» был заложен (т.е. «посеян») лесопарк, отчего вся местность получила название Голосеево. Свт. Петр Могила (†1647) построил здесь храм во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского и основал загородный скит Лавры. Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов – священноархимандритов Лавры. В 1845 г. свт. Филарет (Амфитеатров), особо любивший эту пустынь, построил каменный храм с двумя приделами: Трех Святителей и Иоанна Сочавского. В 1910 – 1912 гг. был построен каменный храм (ему предшествовал деревянный) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Кроме храмов, в Голосеево находились: летний дом Митрополитов с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница, главный хоз. двор Лавры и др. постройки – числом до 10 корпусов.

http://krampl.at.ua/_nw/0/s32472438.jpg

В Голосеево подвизались такие святые, как свт. Филарет (Амфитеатров; †1857) и его духовник прп. Парфений (†1855), прп. Алексий Голосеевский (†1917), Христа ради юродивые Феофил (†1853) и Паисий (†1893).

http://fotolitopys.in.ua/media/photos/Goloseevskaja_pustyn_MAtushka_Alipija_23_JPG_450x450_q100.jpg
Могила святой блаженной матушки Алипии

Пустынь упразднили в 1926 г. Были разрушены все храмы и здания, кроме летнего дома Митрополитов. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского. Открыт храм прп. Иоанна Многострадального. В 1996 г. обитель стала самостоятельной. В 1999 г. в храме обновились 2 иконы: Богородица «Плачущая» и образ Господа с Богородицей и четырьмя избранными святыми.


http://konca.net.ua/wp-content/uploads/2012/11/1110.jpg
Плачущая чудотворная Голосеевская икона

Православные христиане 24 марта празднуют день памяти преподобного Алексия Голосеевского. В этот день обитель отмечает престольный праздник.

Преподобный Алексей отошел ко Господу 11 марта 1917 года. Его погребли у восточной стены храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

"С первых дней его могилка стала почитаться верующими людьми. Могилка старца уцелела и в годы гонений на Церковь. И когда матушка Алипия (особо почитаемая подвижница Голосеево.  ) принимала здесь людей, она отправляла их на могилу к преподобному Алексию как к святому. Не смотря на то, что он тогда еще не был канонизирован, она говорила: «Идите на кладбище, там лежит святой», - рассказал отец Исаакий.

http://images.unian.net/photos/2014_03/1395601572-2259.jpg

Прпеподобный Алексий Голосеевский родился 14 апреля 1840 года, в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье. Мальчик родился немым.

Семье Шепелевых покровительствовал Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров). На Пасху 1853 года он благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие владыки «Христос воскресе!» ребенок ответил: «Воистину воскресе!».

После исцеления мальчик был отдан на воспитание в Киево-Печерскую Лавру. К этому времени он остался сиротой. Все заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. Послушник получил прекрасное духовное и светское образование. Его духовник  – прпеподобный Парфений Киевский – учил отрока молитве и приучал к нестяжательности.

В 1872 году Владимира постригли в монашество с именем Алексий.

В Киево-Печерской Лавре отец Алексий прожил более 38 лет, но вынужден был ее покинуть.

В Голосеевой пустыни преподобный Алексий прожил в уединении более 20 лет, неся послушание духовника и ризничего. В пустыни наступил расцвет его старческой деятельности. Господь удостоил его дара прозорливости. После исповеди у батюшки люди перерождались, обретали смысл жизни. Среди духовных чад старца были Киевские митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

Мощи преподобного Алексия - в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре Киеваhttp://odnarodyna.com.ua/image_admin/document/golose06.jpg
Мощи преподобного Алексия - в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре Киева

В 1896 году состоялось открытие мощей и прославление святителя Феодосия Черниговского. Голосеевский духовник был приглашен для участия в торжествах как человек, опытный в обращении с мощами. При переоблачении мощей святителя Феодосия батюшка Алексий удостоился видения угодника Божия, который заповедал ему поминать своих родителей. Когда же старец возразил: «Святитель! Ты же сам прославлен!», святой Феодосий ответил: «Поминай на проскомидии, она выше моей молитвы!»

Преподобный Алексий совершал проскомидию несколько часов, чтобы иметь возможность вынуть частички за всех своих духовных чад, благодетелей и за тех людей, которые просили его святых молитв.

Келейника не было, старец сам носил дрова, и топил печь, и ставил самовар, и подметал комнаты. Лишь за несколько лет до смерти, когда отец Алексий начал ослабевать, ему стал прислуживать монах, будущий старец-духовник и новомученик Азария.

Пища преподобного была скудной: питался он в основном трапезным борщом с хлебом и теплым чаем.

Преподобный Алексий принимал людей даже будучи больным. Он говорил: «Я бы мог уйти от этой суеты в богадельню и там совершенно успокоиться, но не могу я бросить страждущих, приходящих ко мне за помощью».
http://odnarodyna.com.ua/image_admin/document/golose05.jpg


В начале 1916 года батюшка Алексий стал серьезно болеть: плохо работало сердце, распухли ноги. Его освободили от очередного Богослужения, которое он нес до того времени в течение 43 лет. Духовные чада старались, как могли, чтобы облегчить страдания дорогого батюшки. Но батюшка мало полагался на медицинские средства и человеческую помощь, а более уповал на помощь Божию.

Старец предупреждал своих духовных чад, что страшное их ждет время, что много прольется христианской крови, что много изменников окружают Царя, призывал всех: «Молитесь, молитесь!». Батюшка часто говорил и о своей близкой смерти, но его духовные чада в это верили мало, поскольку отец Алексий нередко говорил о смерти и о достойной подготовке к ней.

За восемь дней до кончины батюшка исповедался у своего духовника иеромонаха Китаевской пустыни Иринея. За день до кончины и в день смерти старец раздал духовным детям – монашествующим и мирянам – свое скудное имущество. Вечером 11/24 марта 1917 года батюшка подготовился к священнослужению и собирался служить, но крайне изнемог. Из церкви его вынесли на руках и отнесли в келлию, где тихо и мирно он предал дух свой в руки Божии. Это был девятый день после отречения от престола Царя Николая Второго.

Батюшку сразу облачили и после совершения первой панихиды, перенесли его тело из келлии в Покровскую церковь. Скитоначальник игумен Геннадий (управлял пустынью с 1913 по 1917 годы) отправил в Лавру сообщение о смерти старца, прося распоряжения о погребении.

Отпевание и погребение любимого Голосеевского старца состоялось 13/26 марта. Церковь была полна молящимися. Плакали все: священнослужители, монахи, миряне, взрослые, дети. Отпевание совершал духовный сын преподобного – Архимандрит Анфим, скитоначальник Спасо-Преображенской пустыни, впоследствии казначей Лавры. Его первые слова: «Потеряли мы, братия и сестры, дорогого своего наставника и незаменимого руководителя в жизни отца Алексия» вызвали в храме безутешные рыдания. Так, со слезами и совершилось отпевание Голосеевского старца.

http://odnarodyna.com.ua/image_admin/document/Golosev/1.jpg

Алексий Голосеевский был прославлен в лике святых в 1993 году, состоялось обретение его мощей, которые открыты для поклонения в Голосеевском монастыре.


ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ ГОЛОСЕЕВСКОГО

Преподобный Алексий, будучи человеком, хорошо видящим духовные нужды приходящих к нему людей, никого не отпускал от себя без наставления. Наставления его были кратки, но всегда выразительны и отвечали как раз на духовные запросы наставляемых.

Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.

Лишнее раздавайте своими руками.

Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.

Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.  

Да будет во всём Его святая воля — «да будет воля Твоя...»

К себе должно относиться строго, а к другим — снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт — злость на сердце нападает, а после этого — уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.

Молитва, соединённая с милостынею,— великое дело: сам на себе испытал.

Делай добро, пока руки теплы.

Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.

Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.

Единственный способ облегчения скорбей — это слёзы, терпение и молитва.

Люди ответят за страдание бессловесной твари.

Во время исповеди о. Алексий обыкновенно говорил: «Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов».

Если бы я был в роскоши, я бы не видел столько милостей Божиих.

Деньги — это черви.

Кто не ищет власти, тот не боится и лишиться её.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author