filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святая преподобная Елена Флоровская и Свято-Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле Киева.



В мае 2013 года я посетил Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь Киева, который принадлежит Московскому Патриархату.

Расположен на Киево-Подоле, у подножия Флоровской ("Замковой", «Киселевки») горы.

Впервые обитель во имя свв. мучч. Флора и Лавра упоминается в 1566 г. в подтвердительной грамоте польского короля Сигизмунда ІІ Августа, данной киевскому протопопу Якову Гулькевичу в наследственное владение, с правом иметь от него доходы.

К сожалению, документально подтвержденных объяснений, почему женский монастырь на Подоле посвящен святым мученикам Флору и Лавру, нет. Среди традиционных названий киевских храмов, утвердившихся со времен Киевской Руси, подобного освящения престола не встречается. Поэтому в данном вопросе версии строятся на предположениях и косвенных доказательствах. Следует вспомнить особые традиции почитания святых Флора и Лавра на Руси. По преданию, при открытии их мощей прекратился падеж скота. Поэтому мучеников Флора и Лавра стали особо почитать те, кто так или иначе связан с животноводством, в частности, коневодством. В средневековье, на Киево-Подоле процветала торговля, в том числе лошадьми, волами. Сохранился сравнительно поздний документ ХVII в., подтверждающий, что Флоровский монастырь имел доход от такой торговли. Определенная связь выбора святых покровителей монастыря с земными заботами его основателя, безусловно, существовала..

В 1642 г. киево-печерский монах Иоанн Богуш Гулькевич, внук Я. Гулькевича, безвозмездно уступил права на владение монастырем игуменье Агафье (Гуменицкой) с инокинями с условием, чтобы монастырь всегда оставался «при вере старожитной, греческой православной».

В 1711 г. в обитель были переведены монахини Киево-Печерского женского Вознесенского монастыря, монастырь получил двойное именование — Флоровский Вознесенский и стал одним из крупных землевладельцев, присоединив к своим, большую часть владений Вознесенского монастыря. До секуляризации 1786 г. ему принадлежало 12 сел и 8 хуторов.

С введением монастырских штатов он был определен к первому классу.

В обители приняли постриг представительницы многих знатных фамилий: схм. Нектария (Долгорукова), иг. Пульхерия (Шаховская), иг. Августа (Апраксина), иг. Каллисфена (Милославская), иг. Елена (де Жанти), иг. Елеазара (Губерт) и др., а также мон. Елена (Бехтеева). Последняя причислена к лику святых 23 сентября / 6 октября
2009 г.

До 1918 г. в монастыре проживало более 800 насельниц, имелись богадельня (до 100 мест), больница (до 10 мест), функционировало училище для девочек с бесплатным преподаванием.

Архитектурный ансамбль обители ХVIII-ХІХ вв. включал 5 церквей (до настоящего времени сохранилось 4): Трапезную (нижний этаж ее выстроен на рубеже ХVII-ХVIII вв., второй — достроен после пожара 1811 г.), Вознесенскую (1732 г.), Воскресенскую больничную (1824 г.), Казанской иконы Божьей Матери (1844 г.) и Троицкую кладбищенскую на Флоровской горе (1857 г., была разобрана в 1938 г.), а также колокольню и келейные корпуса.

После 1808 г. Флоровский монастырь вплоть до конца XIX века был единственным женским монастырем в Киеве.

На это не обращалось внимания, но ведь факт остается фактом: в то время все, кто хотел постричься в монахини в Киеве, могли постригаться только во Флоровской обители. А в Киев – колыбель древнерусского иночества – тогда стремились со всей Российской империи, поэтому, естественно, сподобиться стать монахиней Флоровского монастыря было огромным чудом.


С 1919 г. властями осуществлялся курс на ликвидацию монастыря. Церкви были превращены в приходские храмы и вскоре переданы для «культурных и хозяйственных» целей различным организациям. На территории монастыря обосновался «городок металлистов». Монахинь зарегистрировали членами ремесленной и сельскохозяйственной трудовой общины, а в 1929 г. выселили из жилищного кооператива, забравшего монастырские кельи. Осенью 1941 г. деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше не прерывалась. В июле 1960 г. сюда переселилось 75 сестер закрытого Введенского женского монастыря.

Монастырь живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Якова Гулькевича 1642 г. Чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма. Имеется 2 подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Современность монастыря — количество насельниц (монахинь, лиц в священном сане, послушниц), хранимые традиции, богослужебные особенности, правила поступления в обитель:

В настоящее время (на 2014 год) во Флоровском монастыре, под руководством игумении Антонии (Филькиной), подвизается 230 сестер, среди них 1 игуменья на покое (Овручского монастыря), 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини, 42 послушницы и остальные трудницы.

Службу в монастыре совершают 3 штатных священника и 1 диакон, 1 священник в сане схиигумена является духовником монастыря.

Сохраняется традиция совершения служб 1-го и 2-го дней Великого Поста без священства. Служба вычитывается сестрами в соответствии с уставом. Часы и утреня первые 3 дня Великого Поста совершается утром, далее в соответствии с богослужебной традицией. Великий Канон свт. Андрея Критского в 3-й день Великого Поста читал Блаженнейший Митрополит Владимир.

Сохраняется старинная монашеская форма.

В обители нет общей трапезы, пища в соответствии с монастырским уставом выдается на кухне 1 раз в день.

Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах.

В обители читается Неусыпаемая Псалтирь.

Обитель возрождает традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивку золотом.

Имеется 2 подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Монастырские храмы:
Вознесенский собор с южным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери — единственный действующий.

Восстанавливающиеся храмы:
Казанский,
Воскресенский,
трапезный Тихвинский.

Расписание Богослужений:

В монастыре не переходят на летнее время, поэтому существуют различия во времени совершения богослужений в летнее и зимнее время.

Каждый день в обители совершается Божественная Литургия (за исключением положенных церковным уставом дней Великого Поста) и вечернее богослужение. В дни двунадесятых и престольных праздников в обители совершается 2 Божественные Литургии.

Каждый четверг по окончании Божественной Литургии служится молебен прп. Елене Киево-Флоровской. Акафист святой на распев служится в неполиелейные дни, кроме двунадесятых и престольных праздников. Порядок служения молебна во дни Великого Поста пока не установлен.

Летнее расписание:
Литургия — в будние дни — 8.00;
— в воскресные и праздничные дни — 8.00; 10.30;
Вечерняя служба — 17.30.

Зимнее расписание:
Литургия — в будние дни — 7.00;
— в воскресные и праздничные дни — 7.00; 9.30;
Вечерняя служба — 16.30.


В монастырь ехать следует в метро до станции "Контрактова площадь".

.
В монастыре покоятся мощи святой преподобной Елены  .

5 апреля преподобной Елены День памяти.


Инокиня Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 г. в г. Задонске Воронежской губернии и происходила из богатой и знатной семьи.

Elena_BehteevaОтцом ее был отставной генерал-майор Задонского уезда Алексей Димитриевич Бехтеев, который приходился родным братом Феодору Димитриевичу Бехтееву, приближенному к Императорскому Двору церемониймейстеру, первому учителю цесаревича Павла Петровича. Отец подвижницы состоял также в близком родстве и с Алексеем Ивановичем Бехтеевым, прапрадедом известного поэта русского зарубежья Сергея Бехтеева (его стихотворение “Молитва”, с посвящением великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне, было найдено в числе немногих сохранившихся вещей царственных мучеников). Они были двоюродными братьями. Сын Алексея Ивановича, Никандр Бехтеев, принял монашество, сорок лет провел в Задонской обители и скончался в 1816 г. В последние годы земной жизни святителя Тихона Задонского Никандр Алексеевич входил в число наиболее близких и любимых его сотаинников. Вообще следует сказать, что семья Бехтеевых была очень дружна со святителем Тихоном, который часто бывал и даже жил у них в имении. Как вспоминает келейник святителя Василий Иванович Чеботарев, “село это расстоянием в 15 верстах от Задонска, господ Бехтеевых; там был и господский дом; господа же сами там не жили. Временем он (свт. Тихон) отъезжал туда и жил тамо месяца по два и более…”   Дружба с великим святым, Российским Златоустом, оказала благотворное влияние не только на членов семьи Бехтеевых, но и на их далеких потомков.

Благочестие семейное, без сомнения, передалось и юной Екатерине Бехтеевой. Следуя призванию Господа Иисуса Христа, отрекшись всех благ, наслаждений и сует житейских, оставя родителей, дом, богатство и почести, она на 18-м году жизни тайно ушла в Воронеж и там в 1774 г. поступила в Покровский женский монастырь. Опечаленные родители стали ее разыскивать, и, наконец, после долгих поисков, отец узнал, что она находится в Воронежском монастыре. Отправившись в Воронеж, он обратился в монастырь с требованием возвратить дочь. Сочувствуя Екатерине и видя в ней душу, истинно посвятившую себя служению Христу и готовую ради Него нести тяжкий монашеский крест с его горестями и страданиями, настоятельница уговорила Алексея Димитриевича не противиться выбору дочери.

Согласно изданным еще в 1890 г. “Воспоминаниям об инокине Елене”, подвижнический путь ее был сопряжен со многими скорбями, испытаниями и гонениями. Оставшись в монастыре, Екатерина взяла к себе на воспитание сироту из знатной, но бедной фамилии и посвятила себя посту и молитвам. Скоро о подвижнической жизни молодой послушницы стало известно в городе, и ее начали посещать многие, чтобы получить духовные наставления. Это вызвало неудовольствие игуменьи, которая восстала на нее и всеми мерами старалась удалить из монастыря. Все отвернулись от опальной инокини, даже бывшая ее воспитанница, о которой она так много заботилась, сделалась ее врагом.В скорби Елена обратилась с молитвой ко Христу и угоднику его святому Тихону Задонскому, восклицая: “С кем я теперь остаюсь, когда у меня отняли все!”. Долго так проплакав, она в изнеможении заснула крепким сном, и ей во сне явился святитель, который сказал: “Ты жалела, что у тебя отнято все. Знай, что я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь”. Утешительницей и другом Елены, вместо бывшей ее воспитанницы, стала послушница того же монастыря Елизавета Придорогина (в иночестве Евгения), дочь именитого воронежского гражданина. Вдвоем они решили отправиться в Киев, надеясь поступить там в монастырь. По прибытии в Киев они сняли в отдалении от города убогий угол и ежедневно посещали святую Лаврскую обитель, изливая свое горе в теплых молитвах пред Печерскими чудотворцами. Здесь они нашли себе и земного покровителя в лице иеромонаха Лаврской обители Антония (Смирницкого), впоследствии наместника Лавры, а затем Воронежского епископа, прославленного в сонме святых определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г.   Узнав об их злоключениях, о. Антоний помог им поступить в Киевский Флоровский монастырь. Спустя некоторое время в монастыре произошел страшный пожар. Монастырь сгорел, а с ним и келья, купленная Еленой и Евгенией. Снова их положение стало весьма трудным. Казалось, рухнула последняя надежда устроиться в обители. Приняв несчастье как волю Божию, они решили вернуться в Воронеж, поскольку разнеслась молва, что сгоревший монастырь не будет восстановлен.

Придя в Воронеж и начав хлопоты о принятии в прежнюю свою обитель, они вдруг получили из Киева извещение о восстановлении Флоровского монастыря после пожара и приглашение на поступление в него. Обрадованные этой вестью, они немедленно отправились в Киев. Труден был их путь. Им пришлось терпеть и голод, и нужду, и всякие лишения, пока добрались до города. По прибытии они были тотчас приняты во Флоровский монастырь, где прожили некоторое время, пока их не постигло новое несчастье. Келья их опять сгорела, и им было приказано удалиться из монастыря.

И вновь подвижницы обратились за молитвенной помощью к Царице Небесной и преподобным отцам Печерским. Однажды по дороге в Лавру Елена встретила приехавшего в Киев знатного воронежского господина, хорошо знавшего ее семью. Он отправился вместе с ней в Лавру и упросил владыку, Киевского митрополита Серапиона (Александровского), вернуть инокинь Елену и Евгению во Флоровский монастырь. Владыка пообещал, но обещание это исполнил уже его преемник, митрополит Евгений (Болховитинов), приходившийся дальним родственником инокине Елене. Бывшая тогда игуменья Смарагда по ходатайству владыки в 1817 г. приняла обеих инокинь в число насельниц Флоровского монастыря.

elena_florovskajaЗдесь Елена подвизалась до самой своей кончины. По воспоминаниям ее современниц, она отличалась бесконечной добротой и примерной жизнью. Своими многолетними трудами, любовью к ближним и милосердием она приобрела уважение всех монастырских стариц.

Но сколько на чужбине ни гости, а на родину отправиться необходимо. Сколько в сем суетном мире ни живи, а придет последняя минута, тогда и богач, всем изобилующий, и нищий, имеющий одно рубище, должны оставить все земные заботы и попечения, счастье и страдание, удалиться в иной мир и дать там отчет во всех своих деяниях пред Всевышним Судией, Который воздаст каждому по его заслугам.

Наступила, наконец, минута, когда Господь призвал к Себе и смиренную рабу Свою инокиню Елену. Весной 1834 г., в середине марта, она заболела. Но и болезнью она не смутилась, душой не скорбела, а бодрствовала подобно счастливому путешественнику, знающему, что, прибыв на родину, он встретит там привет и ласку. Болезнь свою она переносила с необыкновенным терпением, все время пребывая в молитве, когда же почувствовала близость кончины, пожелала принять Святые Тайны.

MogilkaС величайшей радостью и трепетом произносила она слова предпричастной молитвы: “Верую, Господи!”. На вопрос не отходившей от нее ни на минуту инокини Евгении, почему она с таким особенным чувством возглашала: “Верую, Господи!” — Елена ответила, что она видела Святую Чашу, окруженную небесным сиянием.

Простившись с сестрами, 23 марта/5 апреля 1834 г. старица с миром отошла ко Господу и, согласно последней ее воле, была похоронена в гробе святителя Тихона Задонского. Этот убогий гроб святитель Тихон задолго до кончины своей приготовил для себя и просил, чтобы его в нем похоронили. На уверения близких, что архиерею неприлично в простом гробе быть похороненным, он отвечал, что “если вы меня в сем гробе не похороните, я пред Престолом Христа Спасителя буду судиться с вами”. Когда же святитель почил и его облачили в архиерейские одежды, то гроб оказался тесен. Тогда был сделан другой гроб, в котором святитель был торжественно похоронен. Спустя сорок дней после его кончины братия стали раздавать бедным имущество почившего святителя, и таким образом прежний гроб достался инокине Елене, которая хранила его на протяжении 50 лет.

Сегодня, в наш прагматический век, когда для многих людей уход молодой девушки в монастырь представляется едва ли не дикостью, тем более трудно понять, зачем на протяжении полувека, скитаясь, претерпевая различные невзгоды, инокиня Елена как драгоценный клад хранила старый гроб. Не деньги, не золото и даже не драгоценную икону, а простой, из досок сколоченный гроб. “Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь”, — говорит нам Священное Писание . Если бы мы на самом деле помнили о том, что не сегодня-завтра нам придется оставить этот мир и дать ответ за все, что мы сделали недолжного или не сделали должного в этой жизни, многих плохих, а то и просто необдуманных поступков мы бы не совершили. Подвиг же инокини Елены заключался именно в хранении памяти смертной, и за это внимательное отношение к жизни, за устремленность от земного к горнему, за бесконечную любовь к Богу, из которой рождается любовь к ближнему, Господь одарил ее множеством благодатных даров.

Молитва

О преподобная и преблаженная мати Елено, скорая наша помощница и заступница, и неусыпная о нас молитвенница! Предстояще ныне святей иконе твоей (или: святым мощем твоим) и на сию (или: сии) со умилением взирающе, яко живей тебе, сущей с нами молимся усердно: приими славословия и прошения наша и принеси их ко Престолу Божию, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси п нападений вражиих избавление. Ей, Богомудрая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на нас матерним оком и твоими молитвами всякое зло от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем житием нашим славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь. .

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author