filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Христианские святыни Турции


Сегодня Турция, это страна не очень дорогого отдыха для русских туристов. В 1320 году было образовано первое Турецкое Османское княжество. В 1453 году образовалась Османская империя. В 1920 году появилось независимое государство , Турция. Сегодня, Турецкая Республика, это светское мусульманское государство, но когда-то Стамбул назывался Константинополем и был столицей Византийской Православной Империи. А потому не удивительно, что сегодня в Турции множество христианских святынь. Правда надо отметить, что  в 14-15 века в современном Стамбуле было 500 православных храмов, сегодня осталось из них всего не более 30 и то, большая часть из них переделана в мусульманские мечети.

Главная святыня Турции, это конечно собор Святой Софии. До 1453 году в этом соборе богослужения проводились только в субботу вечером, воскресенье утром и в Великие праздники.

http://zebratur.ru/upload/iblock/09c/09c2789f165fc3308877b2e0e5842405.jpg

Уже почти семь веков за главную достопримечательность Стамбула идет борьба разных конфессий. София успела побывать и православным, и католическим собором, и мечетью.
Храм построили по распоряжению византийского императора Юстиниана. Ушло на это рекордно мало времени — менее шести лет, строительство завершилось в 537 году. Софию рисовали не только современники Юстиниана, но и средневековые художники.   Храм привлекал не только художников и паломников, но и крестоносцев, захвативших Стамбул между 1206 и 1261 годами. Службы в храме за свою христианскую историю  проводили и православные и католики.
Покорив Константинополь в 1453 году, Мехмет Завоеватель въехал в храм на лошади, но, восхищенный его красотой, повелел превратить храм в мечеть. Вокруг собора воздвигли минареты, на куполах появились полумесяцы. При этом архитектура Святой Софии серьезно не пострадала, о чем свидетельствуют многочисленные изображения храма. Мозаики со святыми не сбили, а замазали штукатуркой. В статусе мечети София просуществовала почти 500 лет.
C 1935 года по распоряжению основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка София стала музеем. Но дебаты не утихают: православные хотят вернуть собору его первоначальный статус, а мусульмане — превратить музей в мечеть. Пока София остается местом паломничества туристов со всего света.

Этот храм находится недалеко от святой Софии премудрости Божъей, и он назывался храмом святой Ирины. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки  святого Константина.
В церкви Святой Ирины состоялся Первый Константинопольский (Второй Вселенский) Собор (381 г.), созванный императором Феодосием I. Собор утвердил апостольское учение о таинстве происхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном. 
Церковь была основана еще Константином Великим, а в середине IV века, несмотря на свое название (eirene — «божественный мир»), стала ареной кровавых религиозных распрей между православными и арианами (3 тысячи человек было убито прямо в храме). Нынешнее здание церкви построено при Юстиниане, одновременно со Святой Софией. Святая Ирина неоднократно горела и страдала от землетрясений, а после турецкого завоевания в ней устроили арсенал. Сегодня внутрь можно попасть только во время эпизодических концертов. Cуровый интерьер украшен лишь крестом над алтарем — чуть ли не единственной сохранившейся мозаикой времен иконоборчества (VIII век), зато с точки зрения акустики это один из лучших залов в мире.  После завоевания Константинополя церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему является единственной церковью, сохранившей свой первоначальный вид.

Церковь святых Сергия и Вакха. Церковь построили те же мастера, что и Софию; она, скорее всего, была как бы репетицией, пробой сил, на ней в миниатюре отработаны некоторые композиционные принципы большой Софии. Церковь превращена в мечеть, но убогие поздние арабески, которыми она расписана внутри, почти не мешают любоваться совершенными пропорциями интерьера, построенного, как и софийский, на тонкой игре вогнутых поверхностей и симметричных полукуполов. Сохранилась частично и уникальная мраморная декорация — резной карниз и капители. Во времена Юстиниана храм от пола до карниза был облицован цветным мрамором, а выше — покрыт золотой мозаикой.
http://budennovsk.org/wp-content/uploads/2012/12/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.jpg
Церковь монастыря Пантократора, известная как мечеть Зейрек (Zeyrek Camii). Монастырь был основан императором Иоанном Комнином (1118–1143) и его супругой Ириной и сразу стал одной из самых почитаемых городских обителей. В лучшие времена здесь жили до 700 монахов, причем большая часть — весьма знатного происхождения: монастырь был придворный и весьма привилегированный. Сохранившееся здание — единый организм из трех сросшихся вместе построек. В центре — капелла Архангела Михаила. В ней были погребены основатели монастыря, и капелла стала фамильной усыпальницей династии Комнинов. Северная церковь, давшая название всему монастырю, посвящена Христу Вседержителю (Пантократору), южная (в ней сейчас мечеть) — Богоматери Элеуссе (Милостивой). Главной реликвией монастыря была одна из наиболее чтимых святынь империи, так называемый Камень омовения — мраморная плита, на которой, по преданию, омыли тело Христа перед погребением. В венецианском соборе (святого Марка)  Сан-Марко до сих пор хранится драгоценная утварь из монастыря Пантократора и древние иконы, в том числе и алтарная икона Сан-Марко — Пала-д’Оро.

http://files.in-road.ru/r_bb80ad9748265c5485054a13857352b5.jpg
Церковь Святой Феодосии. Ее почитают как святыню и христиане, и мусульмане. В толще стены, справа от алтаря, есть лестница, ведущая в погребальную камеру с саркофагом. Стамбульские греки уверяют, что здесь похоронен последний византийский император — храбрый Константин Драгаш, убитый при штурме города. Турки возражают, что император тут ни при чем, а погребен в мечети некий благочестивый мусульманин по имени Гюль Баба (в честь которого и название Церкви как мечети Гюль). Впрочем, у этого названия есть более романтическое (и, кстати, более правдоподобное) объяснение: 29 мая, день падения Константинополя, — это как раз праздник святой Феодосии. В тот день в 1453 году несчастные горожане, украсив церковь цветами, под грохот турецких пушек молили святую о заступничестве, и когда турки все же ворвались в храм, он весь был убран розами.
Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которую турки называют мечетью Карие (Kariye Camii). Нынешнее здание построено около 1315 года (хотя церковь была здесь с незапамятных времен), а мозаики и фрески Карие — одно из главных сокровищ византийской живописи в Константинополе. В XVI веке церковь превратили в мечеть, но мозаики, к счастью, не сбили, а всего лишь замазали. Сейчас то, что уцелело, отреставрировано.
http://www.aparatorul.md/wp-content/uploads/2013/02/manastirea-Studion.jpg
Студийский монастырь, это самый древний из сохранившихся строений Византии. Здание давно в руинах, тем не менее, без всякого сомнения, заслуживает внимания. Студийский монастырь был одной из главных святынь Константинополя (здесь хранилась голова Иоанна Крестителя); кроме того, он оказал огромное влияние на культуру и искусство всего христианского Востока — в том числе и культуру Руси.
Дело в том, что расцвет монастыря пришелся на IX век — эпоху иконоборчества; его деятельный игумен Феодор Студит был беззаветным защитником икон, и во многом благодаря его огненным проповедям иконопочитание было восстановлено. Так что не будь Студийского монастыря — жить бы нам без Феофана Грека и Андрея Рублева.
Кровля базилики рухнула сто лет назад по причине для Стамбула вполне экзотической — под тяжестью снега. В развалинах сохранились остатки полов — малахит, порфир, мрамор.




Украшенная великолепными мозаиками церковь Паммакаристос (Богоматери Радующейся) конца XI века, ныне — мечеть Фетие (Fethiye Camii). После турецкого завоевания церковь стала резиденцией православного патриарха, а в мечеть ее превратил только султан Мурад III в конце XVI века — в память о своих победах в Закавказье (fethiye как раз и значит «победа»). После этого церковь была сильно перестроена, ее интерьер искажен, а от убранства ничего не осталось. Зато сохранились прекрасные мозаики в погребальной капелле, пристроенной к юго-восточному углу храма в начале XIV века. Это крошечная, совершенно игрушечная постройка, относящаяся к изящному типу храма «на четырех колонках». Многие такие церкви были разрушены: тонкие, почти декоративные колонки, на которые опирались купола, турки безжалостно выламывали для украшения мечетей. Здесь они тоже в свое время были выломаны, но впоследствии восстановлены при реставрации. В куполе капеллы — Вседержитель с пророками, в центральной апсиде — Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель и пророки, в боковых апсидах и южном нефе — апостолы и Отцы церкви. Капелла почти всегда закрыта, однако обычно довольно быстро появляется сторож, за незначительную мзду открывающий двери.


Здесь в легендарном по празднику (Покров Богородицы) Влахернском храме хранились риза (по-гречески — омофор, то есть «покров») и пояс Богоматери, тайно вывезенные паломниками из Иерусалима.Самое известное из влахернских чудес связано с Россией. В IX веке, когда русы — тогда еще язычники — осадили Царьград, во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, покрывшая их своей ризой. После этого омофор погрузили в воды Золотого Рога, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи. Возможно (есть и другие версии), именно благодаря этой истории Покров (14 октября) стал одним из главных праздников русской церкви; никаких сведений о праздновании его в Византии нет.
Окруженная глухой стеной церковь стоит метрах в ста от берега, в маленьком переулке прямо напротив пристани Айвансарай (Ayvansaray İskelesi). Древнее здание сгорело еще в 1434 году (нынешнее построено после погрома 1955 года), однако старая мраморная купель источника сохранилась — по праздникам ее наполняют водой (для питья стоят оловянные стаканчики), в обычные же дни святой жидкостью торгуют в маленьких бутылочках. Рядом показывают древнюю икону Богоматери, написанную, говорят, самим евангелистом Лукой.


Храм Монгольской иконы Богородицы. Единственный действующий Византийский храм не превращённый в мечеть. Название напоминает о принцессе Анне Палеолог, которую в 1265 году выдали замуж за монгольского хана (не самая, конечно, удачная партия, но и выбирать особенно не приходилось: принцесса была незаконнорожденной). Пока Анна добиралась в монгольские степи, жених успел умереть, и пришлось (не возвращаться же!) выходить замуж за его сына. Анна долго прожила среди монголов, но в конце концов ее муж был убит в междоусобице, и она отправилась обратно в Константинополь, где была единодушно признана главной специалисткой по монгольским делам. Ее даже попытались еще раз выдать замуж за очередного монгола, но тут уж принцесса отказалась категорически, основала обитель в Фенере и постриглась там в монахини.



Мечеть Завоевателя, Фатих Джамии (Fatih Camii) . Здесь некогда стояла апостольская церковь императора Константина I, служившая до XI века местом погребения для большинства византийских императоров. Кстати, корпус здания всемирно известной базилики Сан-Марко в Венеции является копией этой апостольской церкви.
После взятия завоеватель (фатих) Мехмед II велел снести обветшалую церковь, и построить мечеть из обломков.




Точная дата строительства храма не известна. Византиская церковь была разрушена после падения Константинополя и на её месте был разбит сад. По преданию в период 1730-1750 гг сад был куплен греком-эпиротом. Его дочь во сне увидела Деву Марию, которая указала ей на Целебый Источник (Агиасма). При раскопках на указанном месте был найден источник и мраморная икона от 1080 года. Затем на этом месте была построена церковь. В храме много икон 9-11 веков в деревянных окладах с замочной скважиной. Считается, что если загадать желание перед иконой, то оно обязательно сбудется. Сам процесс загадывания желания довольно интересен: при входе покупаются те самые ключи (для каждого желания отдельный ключ), за которые, собственно, и появилось название - «Церковь Ключей» получить благословение у священника назвав свое имя и подойдя к иконе надо загадав желание символически приложить ключ к замочной скважине в окладе иконы и провернуть как-бы закрывая, ну а после - можно как оставить ключ (для этого в окладе есть специальные прорези), так и унести ключ с собой (если желание сбылось - ключ надо вернуть) .Так же стоит умыться и испить святой воды в подвальном помещении церкви.,  Что интересно, в храме всегда большое количество мусульман. Священник читает над каждым желающим молитву на греческом языке.Спрашивает только твое имя. Христианам дает целовать крест, мусульманам - нет. Во дворе угощают сладостями.


А это здания Вселенского Патриарха Варфоломея, резиденция. Когда собор преобразовали в мечеть (1453), то Патриарху Геннадиосу предоставили древнюю церковь Св. Апостолов, но уже в 1456 г. этот храм решено снести для постройки мечети Фатих, и Патриарху пришлось переезжать в церковь Панагии Паммакаристос. Мехмед II даже предоставил для этого Геннадиосу лошадь из собственной конюшни, дабы переезд не причинил ему излишних неудобств. Патриарх получил от султана фирман, гарантирующий неприкосновенность, уважение его сана и освобождения его и подчиненных ему епископов от всех налогов «на вечные времена». Не смотря на фирман, церковь Панагии Паммакаристос со временем тоже преобразовали в мечеть (1587), а Патриарх только после ещё нескольких переселений смог окончательно обосновался (1601) в здании небольшого женского монастыря Св. Георгия в Фенере. Украшенные крестом центральные ворота патриархата закрыты навсегда, в память о повешенном здесь в самом начале греческой войны (1821-1832) за независимость Патриархе Григории V, призывавшим греков к восстанию.   Нынешний (с 1991) 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей I носит звучный титул – «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Но его статус Вселенского патриарха не хотят признавать не только официальные турецкие власти, считающие Константинопольский патриархат исключительно турецким институтом, но и ряд церквей (в том числе и Русская православная церковь).

http://ibbtube.com/videos/img/20130219093828.jpg

Храм Георгия Победоносца. Собор в котором сегодня служит Вселенский Патриарх. В соборе находится колонна к которой был привязан и бичеван Иисус Христос. Здесь же гробницы с мощами Ефимии, Соломии и Феофании. В соборе покоятся мощи святителей Иоанна Злотоустого и Григория Богослова. В 2004 году эти мощи Стамбулу вернул Рим, где они ранее покоялись. В храме похоронены Вселенские Патриархи.
Святые места Турции, это не только город Стамбул.

http://im3.turbina.ru/photos.4/5/5/7/6/6/1966755/big.photo/Byvshaya-Nikeya.jpg

Старая Никея, а ныне город Изник. Здесь в 325 году проводился Первый Вселенский собор. В городе есть православный храм 6 века. Храм св. Трифона и  развалины Успенского храма. Очень историческое Византийское место в Турции.



Ещё один древний центр Христианства в Турции, бывший город Эфес, а ныне Сельчук, это окрестность современного Измира. Здесь состоялся Третий Вселенский собор.



Это  город семи Эфесских юношей-мучеников, которые проспав 360 лет воскресли в пещере.

http://www.turistik.ro/arata_img.php?img=dest_4379_36005.jpg&w=592&h=800

Здесь же могила любимого апостола Христа, Иоанна Богослова.


http://olgaolga7.narod.ru/photo130.jpg

А ещё в Эфесе находится Домик Богородицы. Здесь она прожила последние дни земной жизни вместе с Иоанном Богословом.

http://goc104.files.wordpress.com/2011/04/p1010690c.jpg?w=300&h=295

Сегодня это святое место находится в ведении Католической Церкви и этот домик в 20 веке посещали три Римских Папы.



Местечко Демре-Анталья, это не что иное как Миры Ликийские, где служил и был погребён Святитель Николай. В таком виде сохранился храм в котором он служил. Впрочем  для туристов, это место, просто руины: греко-римский театр, гробницы в скалах. Если бы не святой Николай, город так и забыли бы. Николай был епископом города, проповедовал в церкви Демре до самой своей смерти, тут же и был похоронен.


Сегодня мощи хранятся в городе Бари, куда их привезли итальянские купцы, но это никому не мешает верить в легенду о том, что настоящие мощи святого так и остались в церкви. Саму же церковь за это время дважды отстраивали заново — то после землятресения, то после арабов.

В 300 км. от столицы Анкары, находится историческая территория Каппадоккия, это родина священномученика Георгия Победоносца. А в селении Ургюп сохранился дом святого Иоанна Нового Русского Исповедника проданного в Турцию в рабство.

А ещё есть область Турции, Селевкия, где умерла святая Фекла. Города Коньи, Листра, Дервия, Барат, Анталья, Антиохия... - это тысячи византийских храмов прошлого. Это сотни христианских мучеников. Самая известная Святая Маргарита. Там же место подвига Симеона Столпника.

http://sightseen.turistua.com/pictures/obj/gallery/tveriya-91492.jpg

А вблизи Севастия где в водах Тевириадского озера пострадали 40 Севастийских мучеников.

Огромное значение для всех христиан имеет область Никомедия, современная Измит-Коджаэли.


http://www.tury.ru/img.php?ct=237390&v=700

Как видим на фото, это очень современный город, но именно здесь в древности нашли вечный покой святой целитель и мученик Пантелеимон, святые Василиса, Деомид, Адриан и Наталья, а так же святая мученица Варвара, мощи которой в 6 веке были перенесены в Константинополь, а в  12 веке дочь Византийского императора принесла их в Киев, где сейчас и находятся.

Нельзя в пределах этого материала уместить все святые христианские места Турции, но уже этого обзора хватит чтобы понять насколько богата мусульманская Турция христианскими святынями и ехать в эту землю, только чтобы полежать на берегу моря и увидеть шикарные отели, это значит просто ничего не увидеть.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author