filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Прогулка по Полоцку - 1 часть

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/Flag_of_the_city_of_Polotsk_Belarus.svg/200px-Flag_of_the_city_of_Polotsk_Belarus.svg.png?uselang=ru
Полоцк, расположенный в Витебской области, считается самым древним город Беларуси и одним из древнейших городов Киевской Руси, что вдвойне доказывает его историческую, культурную и архитектурную привлекательность, многочисленные свидетельства которой можно найти в бережно хранимом им наследии.

Первое упоминание о Полоцке (первое название Полотеск) датируется 862 годом. В середине 10 века возникло Полоцкое княжество, первым князем которого считается Рогволод. В 1432—1436 гг. Полоцк являлся столицей Великого княжества Русского, в 1504—1772 гг. — столицей Великого княжества Литовского, а с 1569 года — столицей воеводства Речи Посполитой.

Позже часть территории Полоцка снова оказывалась в составе Московского, а затем и Российского государства. В результате раздела Речи Посполитой, Полоцк в течение двадцати лет находился в губернском качестве, что способствовало значительному экономическому и культурному развитию города. С 1796 года Полоцк становится уездным городом Белорусской губернии, а с 1802 года — Витебской губернии. И, наконец, с 1991 года после окончания Советского периода Полоцк вошел в состав независимой Республики Беларусь и по последней переписи населения  в Полоцке живёт 82 547 человек, более 80% белорусов и около 15% русских.

14



В древнейшем городе Киевской Руси сохранилось великое множество памятников архитектуры и объектов культурного наследия. В первую очередь, интерес представляет Софийский собор, возведенный в 1044—1066 гг., позже разрушенный, а затем восстановленный в стиле барокко.

Собор считается одним из самых ранних храмов Древней Руси и самой древней каменной постройкой Беларуси.

9

Борисов камень (Борис Хлебник) – один из самых древних памятников культуры на территории современной Республики Беларусь. Он был найден в реке Западная Двина у деревни Падкасцельцы (5 км от Полоцка). В 1981 году камень был перевезен в Полоцк и установлен у Софийского собора.

Камень представляет собой огромный валун, предположительно принесенный ледником с территории современной Финляндии. Красный полевой шпат около 8 метров в окружности и более 70 тонн весом. На камне выбит шестиконечный христианский крест и надпись «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу».

Таких камней находили несколько. На большинстве были выбиты христианские кресты и имя князя Бориса.

Есть несколько версий происхождения надписи на камне. Ученые, этнографы, историки не могут прийти к согласию, но наиболее вероятной кажется версия о том, что когда-то все найденные в реке валуны служили для языческих обрядов. Старая вера никогда не уходит бесследно, однако, молодой воинственный полоцкий князь Борис, сын Всеслава Чародея, приняв христианство, стал решительно бороться со всеми языческими святынями. Поэтому он решил даже древние «хлебные» камни «окрестить», выбив на них христианские кресты.

У этих камней язычники приносили жертвы, прося плодородного года и хлебного изобилия. В народе ходят легенды, что за то, что Борис «окрестил» камни, обиделись старые боги на князя и наказали весь Полоцкий край страшным голодом, о котором долго еще рассказывали своим внукам старики. Говорят, что и сейчас Борисов камень исполняет заветные желания, возвращает любовь и здоровье. Христиане и язычники приезжают сюда из самых отдаленных регионов, чтобы прикоснуться к загадочной святыне. Ученые продолжают исследовать необычные свойства камня.

Борисов камень в Полоцке сохранился чудом. В советские времена новые хозяева жизни отчаянно боролись со всеми религиями и верованиями. Многие камни были уничтожены, расколоты варварской рукой.

0

Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке – древняя православная обитель, создательницей и игуменьей которой была легендарная святая Евфросинья Полоцкая.

Евфросинья (Предислава в миру) была дочерью князя Святослава-Георгия и княгини Софии. Княжна росла книжным ребенком, обожающим старинные книги и церковную премудрость. Она славилась своей красотой и умом. В 1120 году, будучи всего 12 лет от роду, она ушла в монастырь, тайно от отца, который хотел выдать ее замуж. Затем, увидев три вещих сна о церкви Святого Спаса, стоящей в Сельце, она отправилась в это святое место и основала там монастырь. Чудесным образом, по молитвам игуменьи Евфросиньи, храм Всемилостивого Спаса построили всего за 30 недель.

Евфросинья Полоцкая заказала ювелиру Лазарю Богше драгоценный напрестольный крест-ковчег, украшенный на византийский манер жемчугом и драгоценными камнями. В кресте были заключены частицы Креста, на котором распяли Христа с каплей Крови Господа, небольшие кусочки камней Гроба Господня и Гроба Богородицы, а также частицы мощей православных святых. Эта священная реликвия хранилась в монастыре и привлекала тысячи паломников, которые оставляли в монастыре щедрые пожертвования.

При жизни, Евфросинья Полоцкая сделала свой монастырь и родной город процветающим центром искусств, просвещения, грамотности и божественной премудрости.

В 1563 году, когда Полоцк был осажден Иваном Грозным, закончились золотые времена Полоцка. Вскоре в 1579 году город был взят войсками Стефана Батория, монастырь разграблен и отдан иезуитам.

Лишь в 1833 году монастырь вернули православной церкви. Вскоре он был восстановлен. В монастыре поселились сестры. В 1928 году монастырь был разграблен и закрыт. Совсем недолго он работал во время оккупации Полоцка гитлеровскими войсками. Правда, во время оккупации таинственным образом исчез драгоценный крест Евфросиньи Полоцкой. О его местонахождении ничего не известно по сей день. В советское время монастырь был закрыт.

В наши дни возрождение монастыря началось в 1989 году, когда монастырские здания были возвращены православной церкви. Сейчас, как и в глубокой древности, 9 веков назад, Спасо-Евфросиньевский монастырь является процветающим духовным центром Беларуси. Крест Святой Евфросиньи был воссоздан по эскизам. Сейчас его копия хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре и иногда путешествует по белорусским городам, благословляя их на процветание.

11

Памятник преподобной Евфросинии Полоцкой был открыт и освящен 28 сентября 2000 года. Евфросиния Полоцкая – небесная покровительница Беларуси и города Полоцка, где она родилась и выросла, где основала монастырь.

Бронзовая статуя Евфросинии Полоцкой была создана скульптором Игорем Голубевым. Высота статуи составляет 3,2 метра. Преподобная Евфросиния одета в строгое монашеское одеяние. В руке она держит величайшую православную святыню Крест-ковчег, сделанный по ее просьбе Лазарем Богшей. В крест были заключены частицы Креста и Гроба Господня, а также частицы мощей православных святых. Бронзовая статуя Ефвросинии стоит на улице, названной ее именем. Улица ведет от бывшего Софийского собора к основанному ею Спасо-Евфросиньевскому собору. По замыслу скульптора, преподобная Евфросиния находится как бы на пути от места своего рождения к месту своего предназначения.

13

Полоцкий Богоявленский монастырь был основан в 1582 году как православный и просветительский центр. По уровню научной и духовной подготовки учеников Полоцкий Богоявленский монастырь успешно соперничал с Иезуитским коллегиумом.

В монастыре преподавали не только религиозные дисциплины. Здесь учили старославянскому, греческому языку, латыни, пению, математике, риторике. При монастырской братской школе была большая библиотека и даже свой театр. Монастырь приглашал лучших православных преподавателей. Среди них был и Симеон Полоцкий.

Монастырский комплекс был построен из дерева и неоднократно горел. После одного из пожаров в 1761 году была заложена новая каменная церковь, а позже был построен и жилой братский корпус. Предположительно, жилой корпус был построен по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.

Свято-Богоявленский кафедральный собор является частью монастырского комплекса. Этот красивейший храм, построенный в стиле барокко, расположен на живописном берегу реки Западной Двины.

Во времена советской власти монастырский комплекс был закрыт. Здесь находилась картинная галерея, поэтому здания не только не пострадали от варварских действий советских чиновников, но и были реставрированы, поддерживались в приличном состоянии.

В 1991 году Богоявленский собор был возвращен верующим. Собор был реконструирован на средства верующих. В нем сейчас находится список Иверской иконы Божьей Матери. В 2011 году собор торжественно отметил свое 250-летие.

В монастырских корпусах в наши дни разместилась музей-библиотека и музей книгопечатания.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA._%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C..jpg/640px-%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA._%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C..jpg?uselang=ru

Покровская церковь, или храм Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в Полоцке в 1781 году при кладбище. Небольшая деревянная церквушка вскоре приобрела большую популярность и стала выполнять роль собора.

В 1838 году была предпринята попытка перенести Покровскую церковь в стены храма бывшего францисканского монастыря. Однако, храм не захотел становиться православным храмом, его фундамент после переосвящения дал осадку, церковь была объявлена аварийной, а затем снесена. После неудачи с новой Покровской церковью, вспомнили про старую деревянную и вновь ее открыли для прихожан.

К сожалению, старое деревянное здание Покровской церкви постройки XVIII века не уцелело и сгорело в большом пожаре 1900 года. Было решено построить новый каменный храм. Деньги успели собрать к 1905 году. К началу Первой Мировой войны храм успели освятить и открыть.

В начале 1930-х годов храм закрыли большевики. Все священники и церковные служители были арестованы и репрессированы. Церковь была надолго заброшена и ветшала в запустении. Про добротное здание вспомнили после окончания Великой Отечественной войны, когда город лежал в руинах. В стенах храма была открыта кондитерская фабрика, проработавшая до 1960-х годов, когда произошел пожар. Сгоревшую бывшую церковь решили не восстанавливать, а разобрать на строительный материал.

В 1991 году было решено восстановить (построить заново) Покровскую церковь на прежнем фундаменте. Строительство растянулось до 2004 года, когда церковь была освящена и открыта для верующих.

Памятник князю Всеславу Брячиславичу - Полоцк Беларусь -

Памятник Всеславу Брячеславичу Полоцкому установлен в центре его родного города Полоцка в 2007 году. Авторами памятника стали скульпторы А. Прохоров, С. Игнатьев, Л. Минкевич, архитектор Д. Соколов. Это первый конный памятник на территории Республики Беларуси.

Былинного князя Всеслава называли Вещим, Чародеем и Колдуном, приписывая ему такие качества, как возможность перевоплощаться в сокола, золоторогого оленя или волка.

Легенды по-разному описывают появление князя на свет. Одни говорят, что мать родила его в результате волхования, а роды принимали волхвы, которые и напророчили ему долгую жизнь, княжение, многие славные дела. Другие легенды утверждают, что якобы у Всеслава было родимое пятно на голове, которое волхвы посоветовали ему прикрывать тряпицей. Третьи – что он родился в рубашке и часть этой рубашки всегда носил при себе, как талисман.

Всеслав Брячеславич упоминается в «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве» и народных сказаниях, где он выступает как богатырь, чародей и оборотень.

Князь, родившийся около 1029 года правил в Полоцке необычайно долго – 57 лет. Учитывая, что продолжительность человеческой жизни в XI веке была короче, чем у наших современников, это внушительный срок правления.

При всей своей колдовской славе Всеслав выступает как ярый поборник православия. При нем строят Софийский собор в Полоцке, он также всячески покровительствует православному духовенству и строит другие храмы.

18

Памятник Симеону Полоцкому был открыт в Полоцке 7 сентября 2003 года – день празднования белорусской письменности. Авторы памятника: скульптор Александр Финский, архитекторы Георгий Федоров и Наталья Цавик. Великий просветитель, педагог, политик, ученый, писатель, поэт и богослов – Симеон Полоцкий оставил неизгладимый след в белорусской культуре.

Симеон Полоцкий (настоящее имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) родился в Полоцке 12 декабря 1629. Учился в Киевско-Могилянской коллегии – католическом высшем учебном заведении. В 1656 году Симеон Полоцкий принял православие и постригся в монахи. Благодаря своему образованию, он быстро продвигался по церковной иерархии. Его проповеди прославились далеко за пределами Великого Княжества Литовского.

Русский царь Алексей Михайлович, высоко ценивший праведность и образованность почтенного монаха, доверил Симеону Полоцкому воспитание своих детей, на мировоззрение которых оказал большое влияние. Особенно, на княжну Софью, которая, считала Симеона Полоцкого своим духовным наставником до конца своих дней. В Москве Симеон Полоцкий по приказу царя также основал латинскую школу для дьяков тайного приказа.

Симеон Полоцкий сочинял очень необычные стихи, оформляя их в виде звезды, креста или сердца. В XVII веке такое умение высоко ценилось, да и в наши дни изящная словесность образованного монаха поражает воображение современников.

В Полоцке именем просветителя назван музей-библиотека Симеона Полоцкого. В нем хранятся уникальные книги, изданные Симеоном Полоцким и его рукописи.

Успенская старообрядческая церковь - Полоцк Беларусь -

Успения Пресвятой Богородицы древлеправославная поморская церковь – староверческая церковь, построенная в 1998 году архитектором Е. Кузнецовым.

Староверы – гонимая христианская конфессия, отколовшаяся от Православной Церкви во времена патриарха Никона. Строгая праотеческая вера запрещала служить власти, воевать за власть, поэтому староверческие общины бежали от царских властей как можно дальше. В Полоцке староверы поселились еще во времена Речи Посполитой. Здесь они построили свои поселки, храмы, стали мирно трудиться.

У беспоповцев священнослужители не назначаются, они избираются из числа наиболее уважаемых старейшин, знающих священное писание и живущих по древнему завету предков, соблюдая все неписаные строгие правила.

Староверы больше других верующих пострадали во время безбожной советской власти. Трудясь наравне со всеми, защищая родину в Великую Отечественную войну, беспоповцы видели от власти только унижения и гонения. Во время войны в староверческую церковь попал снаряд, но церковь быстро восстановили и продолжали в ней молиться. После войны храм был снесен, на его месте построили типовую девятиэтажку и общеобразовательную школу.

Только в 1994 году удалось выкупить участок земли и начать строительство. Строили, как принято, всей общиной, кто что мог. Только через 4 года церковь была достроена и освящена.

Сейчас этот необычный храм из красного кирпича привлекает внимание горожан и туристов. Тех, кому посчастливилось побывать внутри, поразили прекрасные иконы и непривычный интерьер церкви.

http://www.radzima.org/images/pamatniki/5101/vipopola11-06.jpg

Костел Святого Андрея Боболи был построен в 1997 году в городе Полоцке.

Андрей Боболя – иезуитский миссионер и проповедник (1591-1657), принявший мученическую смерть за веру и канонизированный римско-католической церковью. Считается небесным покровителем Беларуси и Польши.

Всю свою жизнь Андрей Боболя посвятил служению Богу. Он ходил по городам и селам Полесья, своим ораторским искусством и собственным примером истинно христианского милосердия он добивался массового перехода в католичество целых населенных пунктов. Блестящий ученик иезуитов, Андрей Боболя побеждал благодаря своему красноречию и великолепному знанию Священного Писания в богословских диспутах православных священников.

Андрей Боболя прославился своей верой, мужеством и беспримерным милосердием. Во время эпидемии чумы, разразившейся в Бобруйске после войны с Москвой, он собственноручно ухаживал за больными и хоронил умерших. Его проповеди в храмах Бобруйска внушали надежду и успокаивали отчаявшихся и испуганных людей в чумном городе.

Для православных христиан Андрей Боболя стал заклятым врагом. На него объявили охоту казаки Богдана Хмельницкого, считавшие себя защитниками православия. 16 мая 1657 года казаки схватили миссионера и казнили его страшной казнью. С него заживо содрали кожу, вырвали язык, а затем обезглавили.

Мощи святого Андрея (в польском произношении Анджея) оставались нетленными, несмотря на то, что в неспокойные годы революций и войн, они преодолели тысячи километров и хранились в самых странных местах. Так, после революции, мощи были конфискованы у верующих и выставлялись в Москве в качестве мумии, затем святыня была выкуплена католиками и переправлена в Рим, где после канонизации мощи отправили в Варшаву. В Варшаве нетленные мощи поддерживали верующих во время жестокой войны. Неоднократно их место пребывания менялось. Втайне их переправляли через реки и переносили подземными тайными коридорами.

После обретения независимости белорусского народа в 1996 году началось строительство храма святого Андрея Боболи в древнем городе Полоцке. Сюда были перенесены его мощи. Храм посвящен не только святому Андрею, но и всем верующим белорусского и польского народа, погибших за веру, что нашло отражение в великолепных фресках и барельефах костела. Костел Св.Андрея Боболи прославился далеко за пределами Беларуси, привлекая множество паломников, желающих прикоснуться к святым мощам.

http://polack.by/wp-content/uploads/2012/03/iezuitcollegium.jpg

Иезуитский коллегиум в Полоцке был основан в XVI веке в царствование Стефана Батория. Полоцк – традиционно православный город был захвачен в ходе Литовской войны в 1579 году. Для того, чтобы утвердить в нем католичество – основную веру Великого княжества Литовского, король обратился к иезуитскому духовенству с просьбой основать в Полоцке монастырь и коллегиум.

В 1580 году коллегиум был освящен. С этого момента Полоцк превращается в крупный европейский религиозно-просветительский центр. Помимо религиозных дисциплин, здесь преподают светские науки: риторику, языки, музыку, античную литературу.

Несмотря на то, что Полоцк был яблоком раздора между Россией и Великим княжеством Литовским, несмотря на неоднократное разорение и пожары, коллегиум развивался и рос, отстраиваясь каждый раз лучше и красивее. В XVII веке при коллегиуме уже действовала библиотека, картинная галерея, аптека, благотворительный госпиталь, действовал театр и печатный двор.

В 1777 году Екатерина II, известная своими симпатиями к иезуитскому ордену, специальным указом разрешила открыть в Полоцке католический новициат. После запрета деятельности иезуитского ордена в Европе, Полоцк становится своеобразной иезуитской столицей. Сюда приезжают видные ученые и религиозные деятели.

В 1812 году по указу императора Александра I Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в академию. В 1820 году из-за обеспокоенности властей миссионерской деятельностью иезуитов на территории Российской империи академия была закрыта, а иезуиты изгнаны из России.

В XIX веке в стенах бывшего иезуитского коллегиума сначала располагалась Полоцкое высшее училище, потом Полоцкий кадетский корпус. В советское время здесь действовал военный госпиталь. С 2005 года в бывшем иезуитском коллегиуме расположились два факультета Полоцкого государственного университета: историко-филологический и информационных технологий.

http://www.radzima.org/images/pamatniki/5099/polock-klyashtor-5099-1316448103_b2.jpg

Полоцкий монастырь бернардинцев - древний памятник архитектуры. К сожалению, до наших дней сохранилось совсем немногое: руины костела и жилой монастырский комплекс.

Монастырь был основан по инициативе великого князя литовского Александра Ягеллона в 1498 году. Первый бернардинский монастырь в Полоцке был построен из дерева. В 1558 году Полоцк был завоеван русскими, католики из города были изгнаны и монастырь закрыт. В 1563 году в городе произошел сильнейший пожар и все деревянные монастырские здания сгорели.

В 1696 году была предпринята новая попытка основать в Полоцке монастырь бернардинцев. Монахов пригласил полоцкий воевода Александр Слушка. Власти Полоцка были заинтересованы в укреплении католичества в городе, поэтому на строительство бернардинского монастыря были выделены немалые деньги.

В 1695 году монастырь перенесли на левый берег Западной Двины, а в 1769 году был сложен из камня костел Святой Марии и жилые помещения для монахов. В конце XVIII века монастырский комплекс разросся. В нем были: кузня, пекарня, пивоварня, конюшня. Был у монахов свой сад и огород.

В 1832 году, после прихода в Полоцк русских, католический монастырь был закрыт, костел заново освящен в православный храм.

К сожалению, многочисленные войны не пощадили этот прекрасный памятник архитектуры, построенный когда-то в стиле барокко. Остается только догадываться, глядя на руины, как прекрасен был костел, а по остаткам жилых помещений - как велик был когда-то монастырь. До наших дней дошли также некоторые плодовые деревья, посаженные монахами в своем саду

http://photos.wikimapia.org/p/00/01/07/99/34_big.jpg

Лютеранское кладбище в Полоцке было заложено, предположительно, в XVIII веке. Самое старое из сохранившихся захоронений – памятник Штэрнгросу датируется 1796 годом.

Лютеранское кладбище заложено рядом с православным, примыкая к нему вплотную. В отличие от православного кладбища Полоцка, лютеранское хорошо спланировано и ухожено. Заметно, что ухаживают здесь за всеми могилами и обновляют памятники и надгробия регулярно.

Здесь похоронены знаменитые полоцкие граждане немецкого происхождения: потомки барона Пфайлицэр-Франко, представители рода Рульковиюс- Вальтера. Есть и латышские могилы. Сохранились захоронения братьев Яниса, Вальдемара и Карлис Баладитсав.

Здесь расположена прекрасно сохранившаяся часовня-усыпальница XIX века.

Среди лютеранских могил изредка встречаются православные кресты. По какой причине на кладбище хоронили православных – неизвестно. Сохранилась могила доктора Степана Ефимовича Павловского и его матери Дарьи Антоновны.

 Памятник, который не оставляет равнодушным никого – могила рядовой санитарки 849-го стрелкового полка (303-я стрелковая дивизия, 60-я армия) Зинаиды Туснолобовой. Всего за 8 месяцев войны эта героическая женщина спасла 128 раненых, вынеся их с полей сражений под фашистскими пулями. В феврале 1943 года под Курском она была ранена и обморозила конечности. Врачи сохранили ей жизнь, но ампутировали руки и ноги. За свой беспримерный героизм Зинаида Туснолобова была награждена звездой Героя, Орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. На могиле Туснолобовой всегда свежие цветы.


А вот в старой лютеранской кирхе, сейчас расположен краеведческий музей. Такие кирхи и  не в каждом здешнем губернском городе были, а уж откуда кирха в уездном Полоцке — остается только предполагать. Видимо, сказывается близость Остзейских земель.

44


Одной из достопримечательностей Полоцка также считается Красный мост, проложенный через реку Полота и получивший свое название в память о кровопролитном сражении между русскими и французами в ходе Отечественной войны 1812 года.

33

ПРОДОЛЖЕНИЕ  В СЛЕДУЮЩЕЙ ТЕМЕ

 
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author