filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Священномученик Антипа, епископ Пергамский и его храм в Москве

http://old-cherdak.com.ua/uploads/images/ikonu/svjatue/390.jpg
Священномученик Антипа  епископ Пергамский , довольно известный святой, как Православной, так и Католической Церкви. Его день памяти Церковь празднует 24 апреля. А известен он прежде всего как целитель от зубной боли и покровитель стоматологов.  Практически каждый человек знает, что такое зубная боль, а потому у всех у нас есть все основания любить этого святого и особенно глубоко его почитать.

Согласно житию, Антипа являлся учеником апостола Иоанна Богослова и он  отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Его тело было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами считавшимися мироточивыми, стала почитатся как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли). По свидетельству Георгия Кедрина при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь.

Святой Антипа издревле почитался на Руси. Древние храмы в честь его стоят в Суздале и Вологда... А вот один храм представляет особый интерес и находится он в Москве практически у самого кремля по адресу

Москва, Колымажный пер., д. 8/4.

http://mosday.ru/photos/45_273.jpg

Церковь сщмч. Антипы еп. Пергамского расположена поблизости от Кремля, в 400  метрах   на    юго-запад   от  Боровицкой башни, в  одной  из   древнейших населенных частей Москвы — Занеглименьи. Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь — Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье» – относится к 1625 году. Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам итальянский архитектор из Милана, Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Именно он создал архитектуру Кремлёвского Большого Дворца, а так же башен и стены Кремля.

Однако известно, что заказ на постройку этого храма 
поступил от  семьи Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, — от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан.

Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей — придел во имя св. Григория Декаполита, имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых.

По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием.
Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей.
Сам патриарх Московский Филарет Романов отпевал и погребал здесь в 1627 году его правнука, Дмитрия Федоровича Скуратова, служившего воеводой в Вязьме и Мценске.


По легенде, в ней Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Первый русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром.

Разумеется, Антипьевская церковь была связана историческими узами не только с именем Скуратовых. Посвящение святому, прославленному исцелениями зубной боли, привлекало в стены храма всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипы здравия, а также москвичи, чьи дома стояли в приходе, среди которых было немало выдающихся и интересных людей. Например прихожанами этого храма были  сам думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин и статский советник Павел Иванович Глебов (он же крёстный отец Льва Сергеевича Пушкина).

Ещё одной «знаменитостью» прихода стал «его сиятельство тайный советник и кавалер» князь Степан Борисович Куракин родной брат «брильянтового князя», владелец Алтуфьева, друживший с Крыловым, Рокотовым, Фонвизиным. Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские — в виду его расположения в столь аристократическом районе.

В 1813 году в приходе храма значился генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, сын известного московского градоначальника, владевшего великолепным дворцом на Гончарной улице.  Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх.

Царь Алексей Михайлович "Тишайший" не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» — по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии.

По преданию, печально знаменитый пожар, случившийся в Москве в мае 1737 года, в огне которого погиб кремлевский Царь-колокол, начался от именно церкви св. Антипы Мученика.

В донесении московского генерал-губернатора графа А.С. Салтыкова императрице Анне Иоанновне об опустошительном «Троицком пожаре» 29 мая 1737 года говорится, что он начался у церкви Антипия.

А в начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов.

В феврале 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил в этом храме в сан диакона, а вскоре и в сан священника сщмч. Илию Громогласова, причисленного к лику святых новомучеников на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Это был один из самых образованных, ученых московских священников: профессор, магистр богословия, приват-доцент Московского университета по церковному праву, член Общества Истории Древних Рукописей. По лекторскому искусству его сравнивали с Ключевским.

После рукоположения о. Илия прослужил в Антипьевском храме около месяца, и уже в марте был арестован как «участник в совещаниях у Александра Хотовицкого», — по делу об изъятии церковных ценностей в храме Христа Спасителя. Есть версия, что после рукоположения в сан иерея в Антипьевской церкви, священник тайком служил и в этом храме.
Он был расстрелян в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1937 года.

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Здание было передано решением Президиума Моссовета от 28 августа 1929 года Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Затем, в нем предполагали открыть неофилологическую библиотеку. Внутри сначала были жилые помещения, а за­тем подсобные помещения ГМИИ им. Пушкина. Купол и глава юж­ного Никольского придела сломаны в 1950-х годах. В 1966 году М. Л. Богоявленский так описывал его состояние: «Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад».

С конца 1960-х годов велась реставрация церкви. Первоначально  возглавлявший  ее архитектор Л.А. Давид вознамерился снести все части, относящиеся к XVII—XIX векам, и оставить лишь древнее ядро XVI в. Этому помешало лишь несогласие арендатора — Музея изобразительных искусств, который намеревался разместить в здании свою библиотеку, явно не поместившуюся бы в значительно уменьшенный объем храма. К 1983 году были внешне отреставрированы все три основные части церкви; над южной церковью, однако, купол и глава с крестом не восстановлены и реставрация все го комплекса не окончена. На своде и нишах северного Предтеченского придела сохранилась хорошего качества стенопись середины XIX века. К 1990 году внешний ремонт был начат вновь. Южный придел так и остался безглавым. Внутри располагались отдел реставрации тканей и хранение отдела прикладного искусства ГМИИ.

B 1991 году была образована община храма. В 1996 году настоятелем был назначен протоиерей Владимир Волгин. 25 февраля 2005 года, в день памяти святителя Алексия митрополита московского и Иверской иконы Божией Матери, храм был передан Русской Православной Церкви. К великой радости общины и прихода 24 апреля 2005 года в день памяти сщмч. Антипы еп. Пергамского, совпадший с празднованием Входа Господня в Иерусалим, в храме была совершена первая, после 76-ти летнего перерыва, Божественная Литургия.

В храме кроме главного предела святого Антипы имеются ещё пределы Рождества Иоанна Крестителя, Св.Екатерины и Св.Николая. Богослужения ежедневные в 8.00 и вечером субботние в 17.00.

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Subscribe

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author