filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Обзор главных Православных Монастырей Киева.

http://historykeeper.ru/images/stories/Church/KievPechlavra/KievPechlavra_2.jpg

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователемями Печерского монастыря стали один из первых учеников Антония — Феодосий и византиец - Феофан Грек. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры  и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

http://stat21.privet.ru/lr/0c25d88f4479559de36aef9ea83650cc

Введенский монастырь, (Московский Патриархат) в числе других монастырей Киева, является не только уникальным памятником зодчества, но и колыбелью русского православия.

Многие монастыри тогда сооружались на пожертвования мирян, главным образом, богатых вдов, которые решили покинуть мирскую жизнь. Введенский монастырь – не исключение, его основательницей была Егорова Матрона Александровна, которая подала прошение Филофею, Митрополиту Киевскому, с просьбой учредить женскую Введенскую общину  для приюта сирот и вдов, жаждущих посвятить свою жизнь служению Богу. На строительство Егорова пожертвовала всю свою недвижимость и капитал. Ее прошение удовлетворили, и новая община была учреждена официальным указом. Сама Егорова не смогла увидеть результатов своих трудов – она скончалась в Петербурге в 1878 году.

http://forumkiev.com/attachments/3831d1228081296-5.jpg

Борьба советской власти с Церковью привела к тому, что в Киеве закрылись шестьдесят семь общин, и Введенский монастырь в том числе. С началом Великой Отечественной войны монастырь открыли заново для поддержания духа и веры населения города. Поселенцы монастыря были заняты военным госпиталем, собирали для фронта подарки, стирали одежду. В 1966 году произошло повторное закрытие монастыря, а на его территории расположилась районная больница.

В 1992 Свято-Введенский монастырь возродился заново

Введенский монастырь хранят некоторые значимые для православных святыни. Множество паломников со всех уголков планеты приезжают в храм для поклонения мощам матушки Димитры и чудотворной иконе Божьей Матери "Призри на смирение".



http://www.interesniy.kiev.ua/storage/imglib/i/fotoalbom-kieva/81467/153336/153341/2480613419_0eb5567bc9_b.jpg

Выдубицкий монастырь , (Киевский Патриархат) был построен в 70x годах XI столетия при князе Всеволоде Ярославиче, сыне Ярослава Мудрого, как семейный монастырь. Название урочища связано с легендой, повествующей о приказе князя Владимира во времена крещения Руси сбросить всех языческих деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере киевляне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдуби!». Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, стало называться Выдубичи.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из церкви Архангела Михаила (1070-1769), Георгиевской церкви (1696-1701) и Спасской церкви (1696-1791), построенной в стиле украинского барокко, и трапезной.

http://discoveric.ru/tmp/upload/record/1542/w_1542-10.jpg

Только некоторые из церквей монастыря пережили столетия. Одной из них является церковь Архангела Михаила, построенная при Всеволоде и частично реконструированная в 1769 году.

При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств и общественные деятели, преимущественно XIX века. Здесь похоронены Лелявский, Ушинский, Афанасьев, Бец и пр. Здесь мечтал быть похоронен Тарас Шевченко, но он был опальным поэтом, поэтому городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его окрестностях.

http://www.molodost.in.ua/media/uploads/Ioninskij.jpg

Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Московский Патриархат,  расположенный в Киеве, является не самым старым, тем не менее, он не может не привлекать внимание многочисленных туристов. Его создание связывают с предсказанием знаменитого святого Серафима Саровского, послушником которого и является основатель монастыря Иона. Через восемь лет они расстались, однако это не помешало воплощению предсказанного. По преданию, трижды Иона видел образ Божьей Матери, которая напоминала о том, что в Киеве нужно устроить мужской монастырь, поэтому, наконец, в 1847 году приехал в город, где встретился с митрополитом Филаретом.

http://eventa.in.ua/photos/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%B0.jpg
К созданию монастыря Иона (в монастыре покоятся его мощи) подошёл обстоятельно: для начала он посетил самые известные обители Киева, ознакомившись с жизнью местных иноков и, в 60-х годах ХІХ века приступил к работе. Сначала был возведён двухэтажный деревянный дом и Троицкая церковь, но только в 1866 году император согласился на учреждение обители. Позднее к монастырю добавилась школа-приют для сирот, больница и Свято-Троицкий собор из камня.

http://churchs.kiev.ua/images/stories/Monastery/UPC/Zverinetskij_1.jpg

История Зверинецкого Архангело-Михайловского пещерного монастыря Московского Патриархата, уходит корнями вглубь веков, переплетаясь с многочисленными историческими событиями. Монастырь существовал какой-то отрезок времени и впитал в себя черты и особенности той эпохи. До сих пор пещеры носят следы того периода, история их - многослойна, а разные их участки могут причисляться к разным эпохам.

Вероятно, обитель была основана в начале 11 веке на территории охотничьих угодий киевского князя Всеволода, отсюда и пошло название - "Зверинецкий монастырь". В конце 11 века монастырь был уничтожен при набеге половцев.

Пещеры монастыря были найдены в конце 19 столетия, после чего монастырь частично восстановили в качестве скита, принадлежавшего Ионинскому монастырю с храмом Рождества Богородицы. Исследователи еще никогда не обнаруживали аналогичных пещер в таком неповрежденном виде. Эти тесные, холодные кельи приютили Зверинецких монахов в посте и молитве. Во время очередного татаро-монгольского или половецкого набега они были здесь погребены живьем.

http://ua-guide.narod.ru/olderfiles/1/bd8714a5rcbkb.jpg

Несмотря на то, что в пещерах было обнаружено сорок восемь ниш-могил, где насчитывалось девяносто шесть погребенных и огромное количество человеческих останков, лежавших в разных положениях вдоль пещерного прохода, исторические документы не донесли до нас имен почивших в этом пещерном монастыре. Никто так бы их и не узнал, если бы не надписи, сохранившиеся на глине пещерного прохода, и уникальный синодик, начертанный над жертвенником алтаря в пещере, в котором значились семь имен игуменов. Подвижники, подвизавшиеся в пещерах, были причислены к лику святых.

http://wood.do.am/_ph/3/314448590.jpg
Покровский женский монастырь, носящий также название Киево-Покровского или монастыря Покрова Божьей Матери, Московский Патриархат, был основан в январе 1889 года по инициативе Великой княгини Александры Романовой (мощи которой находятся в монастыре). Изначально монастырь задумывался не как обычная обитель, а ещё и как лечебница для нуждающихся. На протяжении более двадцати лет (с 1889 по 1911 годы) здесь велось активное строительство, в результате чего здесь появились церковь, школа, общежитие, корпуса для монашек, иконописные и золотошвейные мастерские и гостиница.

Для лечения больных тут были возведены бесплатная больница (с хирургическим и терапевтическим отделениями), приют для немощных и слепых, амбулатория и бесплатная аптека. Работники лечебницы делали всё для того, чтобы оснастить её самым современным оборудованием – именно в монастырской больнице появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Такой подход к делу способствовал не только высокому уровню медицинского обслуживания, но и росту популярности заведения. Только за одно десятилетие услугами монастырской больницы воспользовалось более пяти тысяч человек. Нередко при проведении операций хирургам ассистировала сама основательница монастыря . В 20-е годы монастырь был закрыт, однако его вновь открыли во времена германской оккупации. После освобождения Киева здесь работал госпиталь, а позднее – лазарет. В конце 40-х годов был поднят вопрос о ремонте Никольского собора, который сильно пострадал к тому времени. По окончании реставрационных работ в 1949 году собор был заново освящён и он действует до сих пор, как и сам монастырь.

http://icache.rutraveller.ru/icache/place/8/805/8805_603x354.jpg

Флоровский монастырь , Московский Патриархат, впервые упоминается в документах XVI века, по крайней мере именно в 1566 году была выдана грамота князю Константину Острожскому, согласно которой территория монастыря передавалась протопопу Иакову Гулькевичу, который и возобновил деятельность монастыря (то есть, он существовал и ранее). В 1682 году уже встречается упоминание о том, что на Подоле находился девичий монастырь с двумя церквями, одна из которых носила имя мученика Флора.

Однако, с момента возобновления деятельности монастыря до начала XVIII века у Флоровского монастыря было трудно с финансами, поэтому он практически не развивался. Только в 1712 году, после закрытия женского Воскресенского монастыря и перевода живших там монахинь во Флоровский монастырь начинается расцвет обители, поскольку все владения закрытого монастыря перешли в собственность Флоровского.

http://g-vik.narod.ru/2010/n48/florov5.jpg

Незадолго после перевода монахинь во Флоровском монастыре начинают возводить новую, теперь уже каменную церковь Вознесения. После освящения храма в 1732 году монастырь начал официально называться Свято-Вознесенским Флоровским. Кроме этого храма всё остальное было деревянным, поэтому сгорело в знаменитом киевском пожаре 1811 года. В следующем году из казны были выделены средства на восстановление монастыря, на которые и были возведены каменные постройки. К началу ХХ века уже вся территория монастыря была застроена каменными и деревянными постройками (больницей, богадельней и ещё несколькими храмами).

В годы советской власти монастырь закрыли, разрушив при этом храм Святой Троицы. Возрождение монастыря началось только во времена немецкой оккупации, и хотя впоследствии Киев был освобождён, обитель уже не закрывалась, хотя и продолжала претерпевать притеснения от властей.

Есть в Киеве и другие монастыри в которых мне удалось в 2012-2013 годах побывать, но именно эти монастыри особенно остались в памяти.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author