filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Жировицкая святыня


Жиро́вицкая или Жировичская ико́на Бо́жией Ма́тери— икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. Праздник иконы 20 мая. 
http://bizweb.synaxarion.gr/data/specials/synaxarion/0507_Theotokos_Zirobits.jpg

Икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи (Слонимский район, Гродненская область). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтону, дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением взяли иконку и отнесли к своему хозяину — Александру Солтону. Тот запер ее в ларец. На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтону. Солтон дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

http://kirovskoeua.ucoz.ru/P_3ashe/1/icon_bogorodiza_2424.jpg

Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии, В начале XVI века, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года .

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/%D0%92._%D0%96%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%87%D1%8B_-_%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%A1%D1%8C%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0-%D0%A3%D1%81%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B0_PICT3028.jpg/640px-%D0%92._%D0%96%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%87%D1%8B_-_%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%A1%D1%8C%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0-%D0%A3%D1%81%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B0_PICT3028.jpg?uselang=ru

С середины XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян и литовский шляхтич Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Le%C5%AD_Sapieha._%D0%9B%D0%B5%D1%9E_%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B3%D0%B0_%281616%29.jpg/364px-Le%C5%AD_Sapieha._%D0%9B%D0%B5%D1%9E_%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B3%D0%B0_%281616%29.jpg?uselang=ru
Основатель монастыря Лев Сапега

Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал католический святой мученик Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий.


http://monika.media.gloria.tv/l/zq/media-109905-2.jpg


В 1609 году был посвящен в священники католическим епископом, а в 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась.

В 1617 году назначен коадъютором Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом.

Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора

Православные жители Витебска напали 12 ноября 1623 года на архиерейский дом и убили Кунцевича. Предлогом для убийства 12 ноября 1623 года стало то, что православный священник Илья Давыдович был заперт слугами Кунцевича на кухне. Сам Кунцевич об этом узнал, лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Кунцевич приказал освободить Илью  , горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело Кунцевича поволокли через весь город и сбросили в Двину.

Правительство ответило на убийство Кунцевича репрессиями: около 100 человек было приговорено к смертной казни, город был лишён магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счёт отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. Тело его было погребено в Полоцке.

http://www.religion.in.ua/uploads/posts/2013-11/1384516263_0.jpg
Нетленные мощи Кунцевича в Ватикане

В 1655 г., когда русские войска заняли Полоцк, униатский архиепископ Антоний Селява бежал с телом Кунцевича в Жировицы, откуда оно было перевезено в Замостье. После возврата Полоцка вновь к Речи Посполитой, останки были привезены туда обратно, но в начале XVIII в., когда Полоцк занят был Петром I, отвезены в г. Белу, где в 1769 г. поставлены открыто в униатской церкви святой Варвары для общего поклонения. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили сильным оплотом унии. В 1874 г. оставшиеся части тела были замурованы в церковном склепе. В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича были перевезены в Вену, а с 1946 года они покоятся в базилике св. Петра в Риме.

Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/%D0%96%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%87%D1%8B%2C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%8F%D1%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0_1.jpg/482px-%D0%96%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%87%D1%8B%2C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%8F%D1%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0_1.jpg?uselang=ru

Когда в июне 1660 войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована   и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери — придел во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи. Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница»

File:Benedict XIII.jpg

Папа Бенедикт Тринадцатый короновал Жировицкую богородицу.

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/King_Augustus_III_of_Poland.jpg/384px-King_Augustus_III_of_Poland.jpg?uselang=ruhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Stanis%C5%82aw_August_Poniatowski_coronation_robes.jpg/265px-Stanis%C5%82aw_August_Poniatowski_coronation_robes.jpg?uselang=ru

В 1744 к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Siemaszko01.jpg/366px-Siemaszko01.jpg?uselang=ru
В 1839 году греко-католический епископ Иосиф Семашко, пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён Православной Церкви и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Moscow_July_2011-4a.jpg/401px-Moscow_July_2011-4a.jpg?uselang=ru

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (проще говоря , в Храм Василия Блаженного на Красной площади),

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/Vidnoe_Monastery_01_-_Cathedral.jpg/640px-Vidnoe_Monastery_01_-_Cathedral.jpg?uselang=ru

после его закрытия — в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области.

В 1921 году Гродненская губерния перешла в состав Польши. В 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939. Несмотря на это, в монастыре жили 10 монахов.

В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX века, паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.


Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы оккупации во время Второй мировой войны. В послевоенные годы он также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии ― Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

В 1945 году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. 

И в царское и в Советское время Жировицкий монастырь являлся местом проживания "ссыльных" запрещённых в служении епископов, которые были неугодны церковным и светским властям.

File:Bishop Hermogenes.jpg

В 1912—1915 годах в монастыре «на покое» (фактически — в ссылке) жил Тобольский святой священномученник епископ Гермоген (Долганёв),

Файл:Ермоген (Голубев).jpg

с 1965 года до кончины в 1978 году — архиепископ Калужский  Ермоген (Голубев).

Жировицы - Богом благословенный край. Земной рай: красивейшие храмы, тишина, ласковые пруды, вековые липы. За обилие земного богатства для человека, это место и получила название от слова "жировать".  Обитель Пресвятой Богородицы, сохранившая сказочный вид и дух древней благочестивой Руси. Попав в монастырь,   словно заглядываем в давно ушедшие века, совершили путешествие во времени. Все страшные потрясения и грозные бури, пронесшиеся над грешным и суетным миром не смогли нарушить покой и тишину монашеского общежития местечка Жировицы.

http://www.chatoff.by/content/news/6480_jirovichi.jpg

Обитель Жировицкая и по сей день является тихим приютом для ищущих спасение и Христово утешение.

http://bogoglasnik.ru/_ph/9/780443992.jpg

Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставления испроси, / помыслами благочестия сердца наша просвети / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.  

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author