filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Православные в Константинополе (Стамбуле) 1841 год


http://www.stopoikumena.ru/uploads/posts/2011-01/1294658857_610x.jpg

Описание быта и закона в Константинополе 1841 года
.

Православные греки в Турции очень гостеприимны, всех принимают и угощают. Комнаты их убраны прекрасно, потолки и стены расписаны картинами и портретами, увешаны зеркалами и статуэтками.. Полы устланы дорогими коврами, а возле стен пуховики и подушки. Стульев и столов в доме нет. Гостей принимают только мужчины.

Удивительно то, что у православных греков в доме гости не увидят ни одной иконы. Оказывается, у греков есть особая комната "Параклис", что в переводе "моленная", в той комнате рядами установлены большие старинные иконы в позолоте и серебре. Все иконы передаются из рода в род. Много книг, лампад, святынь. Греки говорят: "Как можно иметь иконы в комнате для приёма гостей, ведь приходят люди разные, евреи, католики, мусульмане. А если и свои придут, то бывает выпивка и курение, смех и неприличные разговоры. Как же тут можно иметь икону, это поругание будет уже, а не прославление. Иконы должны быть в чистоте, потому мы и имеем для икон отдельные комнаты в домах."

В тех комнатах греки молятся в дни праздников утром и вечером. Главный на службе в такой комнате , либо почтенный старец семьи, либо наоборот мальчик лет 12-16. И такой человек в доме особо почитаем. Бывает, что в дом помолиться в праздники призывают священника и тогда в доме служится водосвятный молебен.

Турки по ночам в Константинополе ходить не позволяют. А потому православным приходиться вечерние службы совершать по домам, но на литургию все идут в храм. Однако на Великие праздники Турецкий Султан издаёт указ и разрешает православным ходить в храмы ночью. Греки Константинополя в неволе живут и тяжкое иго несут от мусульман, но права свои однако имеют.

Патриарх Константинопольский служит литургию всего четыре раза в год, это на праздники Пасху, Рождество Христово, Апостола Андрея Первозванного и Торжество Православие. Так же он служит простым чином в будние дни, если производится рукоположение в священство или епископа. Патриарх однако очень часто присутствует на богослужениях в храме просто стоя на кафедре в простом монашеском облачении, в чёрном клобуке и мантии. Если в храме Патриарх, то митрополиты или епископы при нём не имеют право служить и они должны стоять рядом так же в чёрных клобуках, и в рясах без мантии. А служит как правило простой священник с дьяконом.

Когда же Патриарх служит, то его с почестями торжественно вводят в храм. Впереди идёт военный оркестр и бъёт в барабаны. За оркестром идут турецкие воины. Далее на лошади едет греческий князь области со всеми знатными греками. За ними верхом на лошадях украшенных золотом едут 12 митрополитов в клобуках. За ними едет Патриарх и на ходу благословляет народ. За Патриархом едут два архимандрита, один держит жезл Патриарха, а другой разбрасывает деньги стоящим у дороги людям. За архимандритами едут турецкие начальники и воины. Сам турецкий султан мусульманин, оказывает такую почесть Константинопольскому Патриарху. Военные турки охраняли патриарха в храме на богослужении. Оттого и удивительно, что подобное почтение оказывает самый главный христианский враг. Но делает это он не ради Бога, а ради своего султанского сана и ради мира мусульман и христиан Турции.

Истории и Церкви известны случаи и такие, когда мусульмане в Константинополе убивали (резали и вешали) Патриархов.

Православным храмам Султан запретил иметь колокола,  купала и кресты на улице. Для Султана одна вера правильная, ислам, за не почитание которого туркам грозит смерть. При этом в 1834 году, Султан Махмуд Второй помог сам построить православную Церковь на месте Живоносного источника Богородицы. Султан даже пожертвовал паникадило. В этом святом месте сделаны места для питья воды, для обливания и для купания. Люди получают исцеления. часто помыться в святой источник приходит и сам султан. Более того, он приказывает ежедневно привозить три бочонка воды с Живоносного источника в свой дворец и на этой воде готовить пищу. И хоть Султан мусульманин, он часто повторят "Велика в жёнах святая Мария!"

Сами турки часто говорят :"И Христос и Магомет были два великих пророка посланных от Бога.В древности весь мир от Бога отступил и впал в идолопоклонство.. Тогда Бог явился Аврааму и сказал, что нет другого Бога кроме создавшего небо и землю. Бог велел Аврааму обрезаться. Потом Бог через пророка Моисея дал закон для евреев, но евреи отступили от закона Бога. Тогда были посланы другие пророки. И самый великий пророк был Иисус называемый Христос. Он родился от чистый Девы и святого Духа и  творил великие дела. Но евреи из-за зависти распяли его и убили, но он воскрес и вознёсся на небо. Когда Бог увидел, что Иисуса народы не послушали и законы не приняли, то Бог послал людям нового пророка Магомета, который людям должен был передать уже облегченный и более понятный закон. Магомет родился от мужа и жены, но чудес уже как Христос не творил, ему чудеса были не нужны, наоборот закон от Магомета могли принять все и без чудес ибо тот закон был лёгок. А когда Магомет умер, он пошёл тоже на небо к Богу. И теперь на небе вместе у Бога и Христос и Магомет. Великий пророк Иисус придёт ещё на землю и будет судить народы христианские за грехи, но верных христиан он не осудит, так как они его любят и почитают. А Магомет даст мусульманам своим особое прекрасное  место где в мире будут покоится все мусульмане".

Однако за пределами Константинополя такого миролюбия к христианам не было. под турецким Султаном находилась Румыния и Болгария.В небольших городах и сёлах правили свои мусульманские чиновники. Православные храмы отбирались, кресты и колокола были под строгим запретом. Храмы в черте города или села переделывались в мечети и только за пределами города или на окраине позволялось иметь Церковь. Эти церкви были без куполов как дома. Иконы в середине были как правило бумажные. Православие было сильно зажато, священники жили очень бедно, часто голодали. И если болгары жили более менее хорошо, то в Румынии была особенная нищета.

Христианин другой страны обязан был явиться мусульманскому правителю города и взять письменно разрешение, что власть ему разрешает остановиться в этом городе или пройти через него. При этом часто брали с христианина денежную подать с бороды и она была весьма крупной. И хоть христиане и мусульмане не враждовали и жили дружно, но приезжие христиане  могли останавливаться только при храме у священника.

Вместе с тем ни какого притеснения со стороны турецких мусульман не имели русские староверы! Это была особая политика Турции. Православные и староверы даже на чужбине не имели дружбы. И мусульмане староверам разрешали всё чтобы сыскать их доверие и с расчётом, что староверы будут союзниками мусульман против православной греческой веры.А потому у староверов были особые привилегии даже в совершении своих служб
.

PS. И даже сегодня в 21 веке в Константинополе закон запрещает ходить православным священникам по улице в священнической одежде.
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author