filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Размышление о вере и конфессиях

http://www.goddiscussion.com/wp-content/uploads/2013/03/God-so-loved-the-world-240x160.gif

Недавно мне пришлось прочитать такую историческую историю. У французского короля родился наследник. Вся политическая элита страны и послы собрались, чтобы выразить королю своё почтение и поздравление. Конечно все пришли с подарками. Пришёл и посол Турции, в восточной одежде, мусульманин по вероисповеданию. Он находился среди христиан и очень волновался, не знал как подойти к королю и новорожденному принцу. И вот советник французского монарха говорит "Не стоит волноваться. Делайте всё просто. Посмотрите на того, кто пойдёт перед Вами и сделайте всё так же!". Тогда ни кто и представить не мог, что перед турецким послом пойдёт нунций (кардинал-посланник) Папы Римского. Кардинал перекрестился и перекрестив благословил младенца, посол Турции мусульманского вероисповедания посмотрел и сделал всё так же как и кардинал...

Говорят, что это не анекдот, а историческая действительность Франции среднего века.

Если говорить о крестном знамении, то католики крестятся пятернёй, пятью перстами (пальцами), что символизирует  пять ран Иисуса Христа (две руки, две ноги и ребро). С Православным крестным знамением не так всё просто. Почему?

На Русь Православие пришло из Византии. И конечно когда Святой Князь Владимир крестился в Херсонесе (Севастополе) и когда в Киеве крестился народ, то были соблюдены все нормы Православного Византийского обряда. А ведь в те годы Святая Русь не имела Русской Православной Церкви, а подчинялась Константинопольскому Патриархату.

Как крестилась Киевская Русь? Входило в Днепр несколько сотен людей и дружно трижды приседали в воду под глас священника "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Всем новокрещённым давалось одно имя. Раз с Днепра вышли все Николае, второй заход в Днепр следующих людей, вышли все Михаилы, потом все Марии...ну это я к примеру. Киев - мать городов Русских и с обрядами там было всегда всё правильно.

Правильно было и в Новгороде. Новгородцы очень ревностно отстаивали свою веру и обряды от воинствующих финских и других языческих племён.

Однако были ещё районы Поволжья. Области исторически населённые старообрядцами. Жили люди в полях и в лесах, принимали крещение от заезжих греческих священников - миссионеров. А миссионеры эти народ русский крестили, а учить не учили. И у того народа стал вопрос, а как крестное знамение наносить на себя. Киев и Новгород далеко, а рядом нет ни батюшки, ни человека сведущего в Византийском Православии. кто-то умный предложил посмотреть на Икону Спасителя, как у него пальцы сложены в благословении, да и решили так креститься двумя перстами.

Вообще на Руси до 16 века не было в обрядах ни какого единства и согласия. Одна группа православных крестилась тремя перстами символизирующих Отца и Сына и Духа Святого, а два пальца прижимали к ладони, как два естества Христа, напоминая, что он Бог и Человек.
Другие православные крестились двумя перстами, символизируя, что небо сошло на землю.
Третья группа православных крестилась одним пальцем, как символ единобожия у христиан.

Надо сказать, что Святую Русь тогда не заботил вопрос, как кто крестится. Русская Церковь только становилась на путь развития и у неё были дела поважнее, чем обращать внимание на пальцы сложенные при крещении.

Однако весь Православный Восток крестился одинаково и только на Руси был такой разлад. Тут и решено было созвать Стоглавый собор и призвать всех русских православных к единству в символах и обрядах в том числе. справедливости ради надо заметить, что Патриарх Никон будучи удмуртом по национальности, тоже крестился двумя перстами до тех пор, пока не увидел, что Греция и весь Восток, крестится ведь тремя. И Православная Церковь перешла на троеперстие.

Те кто крестился двумя перстами, отказались менять свои традиции и устои старины. Так это одна из причин, когда желание к единству и сплочённости обернулось Расколом для всех русских. Тех кто крестится тремя перстами, двухперстники обозвали "Щепотниками" и сказали "Щепотью мы креститься не будем, щепотью мы только солим солью еду!" А себя назвали Староверами.

Потом многие даже зарубежные Патриархи поняли, что не надо было поднимать этот вопрос и так жестоко преследовать тех, кто не пожелал креститься трёхперстием. Ибо пальцы при крестном знамении, это не главный вопрос веры нашей. Вера не в пальцах наших, а в уставах Церкви и трудах богословия. Потом после Никона даже вновь разрешили , кто желает креститься двумя перстами, лишь бы всё остальное было как у православных. Но раскол-то уже был положен.

Впрочем очень интересно и само слово СТАРОВЕРЫ. оно подразумевает СТАРУЮ ВЕРУ. А какая христианская вера может быть старее Православия? Если вера наша есть Апостольская и идёт от апостолов. Старее есть только Будизм и Иудаизм. В чём заключается Старая Вера у староверов? только в сохранении старинных книг и в сохранении крестится двумя перстами? Относятся ли старинные книги и сложение перстов к пониманию слова ВЕРА? Ведь у староверов беспоповцев поморского толка, давно потеряно священство и вместо священников (рукоположенных) ставят просто наставников. Давно потеряно таинство Евхаристии (Причастие)...а это уже отступление от учений Христа, который заповедовал евхаристию для всех.

Ну да ладно, я не буду продолжать, чтобы невзначай не поранить души старообрядцев своим размышлением, у меня нет такой цели. Как не может быть у нас ни старой, ни новой веры. ибо вера и у православных , и у староверов, и у католиков и у протестантов ОДНА ЕДИНСТВЕННАЯ и название нашей веры ХРИСТИАНСТВО! Мы все последователи учений Христа! Все одинаково почитаем Библию и Евангелие, одинаково почитаем заповеди, а это куда главнее чем внешние различия. Вера у нас ОДНА, а вот исповедуем мы эту веру, каждый по своему, по своим традициям. А потому разные у христиан, только ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. Те люди, которые по-другому славят Христа, не по Православному, они не иноверцы, они просто ИНОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ и наши братья и сёстры!

Грустно и печально, когда человек берёт на себя обязанности Бога и начинает учить людей у кого больше благодати и у кого и где её нет совсем. Каким местом такие батюшки измеряют благодать другой Церкви? Где спрятан у них этот измеритель благодати? Оттого часто  бывают такие ляпсусы, когда старообрядец говорит "Мы крестимся двумя перстами, потому что так крестились ещё ветхозаветные пророки за 5.000 лет до рождения Христа!" Не ведают так говорящие. что даже при жизни Христа на земле люди ещё ни как не крестились. Не менее весело бывают вопросы и от православных: "А этот человек христианин или католик?" Как буд-то католик он язычник или иудей?

Бывает и того хуже... В Прибалтике живёт много католиков и очень много смешанных семей, где допустим отец католик, а мать православная. Такие пары можно венчать и Церковь это разрешает с условием, что ребёнок от этой пары будет  крещен в той конфессии , в которой венчались. Сказать больше... православные могут причащаться у католиков и католики у православных в том случае, если рядом по месту жительства или пребыванию нет своего храма и ни как нельзя доехать  в свой храм. Это всё разрешено.

Как часто приходятся видеть Экуменические богослужения, когда в одном храме стоят священники и православные, и католические и лютеранские и вместе молятся. Молятся друг за друга. Так чем чей то отец или мать католической конфессии хуже священника католика, что за священника можно молиться, а за прихожанина того священника нет? Или может единство и братская любовь заканчивается там, где решается вопрос финансовый и где те же священники ревностно делят прихожан борясь не за их души, а за их кошельки?

Так почему же в Прибалтике в Православной Церкви Московского Патриархата, будь то монастырь в Вильнюсе Свято-Духов или в Пюхтице в Эстонии , запрещают в поминовение вписывать чтобы помолиться за христианина другой конфессии? Да и бывает ещё смешнее, не помолятся даже за православного, если он прихожанин не Московского, а другого Патриархата!!! Скажут "Не наш, за него нельзя!" А кто для Бога наш и кто не наш? Так допустим, если у сына отец католик, то в монастырях и храмах священники не помолятся за твоего папу, но охотно помолятся за не православных властях и воинстве данной страны, а приедет гость президент из Китая или Кампучии, то и его помянут в молитвах неоднократно, будь он хоть буддист, хоть иудей, хоть кришнаит... А Христос и Самарянам не отказывал, когда те не веруя в Христа по своим законам, нет, нет...да и просили Его святых молитв. Неужели не православные христиане в нашем понимании хуже? Я так не считаю!

В моём понимании, если у человека есть вера во Христа и любовь к ближнему, то он достоин поминовения и нашей молитвы, какой бы он конфессии не был. Не наше это дело, примет Бог молитву или нет, наше дело молиться за всех, кто верует во Христа. а может даже и не за христиан, а за иноверных людей тоже, чтобы они уверовали и пришли к Христу и уж тем более, если они иноверные и сами просят христианских молитв. Мы не должны людям отказывать и закрывать двери от Христа тем, кто хочет в эти двери со временем войти или приоткрыть их для себя. Я знаю иноверцев , которые много помогали Церкви, а некоторые потом и крещение приняли, только потому, что им помог Бог. Не надо закрывать перед ними двери храма, как и не надо оскорблять их ту веру в которой они родились и в которой находятся их родственники. Все мы дети одного Творца не зависимо от национальности и вероисповедания. Когда есть у человека будь он католик, старообрядец или протестант..., есть вера и любовь, то все остальные догматы отступают уже на второй план.

"Не судите, да не судимы будете" -сказал Христос!


5
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author