filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

1 июля. День Боголюбской иконы Богородицы. Национальную реликвию нужно спасать сообща !

http://pravznak.msk.ru/uploads_user/53378000/53377683/172982.jpg
23.12.2009 г. в «Независимой газете» была напечатана статья о критическом состоянии иконы Боголюбской Божьей Матери 12 в., находящейся в главном Успенском храме Княгинина монастыря г. Владимира. Судьба русской святыни взволновала многих. Прежде всего – представителей Церкви, реставраторов, коллег-музейщиков… Каждая из сторон ситуацию трактует по-своему. В частности, из уст Владимира Вигилянского, главы пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси, прозвучало обвинение, что «не работает музейный аппарат».

В ответ на это несправедливое, огульное обвинение и предваряя все подобного рода инсинуации, Владимиро-Суздальский музей-заповедник публикует документальную «историю болезни» памятника и его возрождения. Это наш профессиональный долг, ибо памятник древнерусской живописи находится в оперативном управлении ВСМЗ.
================================================================

Алиса Аксёнова  , Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Икона «Богоматерь Боголюбская» по преданию написана по указу князя Андрея Боголюбского в 1158 г. Находилась в соборе Рождества Богородицы в Боголюбове.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/Bogoljubovo-2005.JPG

1 августа 1918 г. она была поставлена на учёт Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И.Э. Грабаря. Вот заключение специалистов о её состоянии:

«Икона была герметически закупорена в тяжёлый железный оклад, укреплённый сотнями винтов. Освобождённая от ризы и оклада, она оказалась закутанной в шёлковую сорочицу, когда же ткани были удалены, глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать сохранилось ли что-либо от этого памятника».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Bogolubskaya_ikona.jpg/320px-Bogolubskaya_ikona.jpg

Поставленная на учёт икона хранилась в монастыре, а в 30-х годах поступила во Владимирский областной музей. Крайне тяжёлое состояние памятника требовало укрепления. В 1946 г. в музее по самостоятельно выбранной методике реставратор Ф.А. Модоров провёл укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина.

В 1956 г. во Владимире под наблюдением Н.Н.Померанцева, Н.А.Баранов сделал пробную расчистку в нижней части одежды Богоматери (в середине).

К 1958 г. состояние иконы было признано аварийным и её перевели в стационарные условия ГЦХНРМ (Государственные центральные художественные научно-рестарационные мастерские). Работа по реставрации была начата Н.А. Барановым, а с 5 мая 1963 г. продолжена М.В.Романовой и завершена в 1976 г. Заключение ВХНРЦ (Всероссийский научно-реставрационный центр) при передаче памятника Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику следующее:

«Грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, т.к. заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта). При транспортировке и неблагоприятных условиях хранения это грозит полным его разрушением. Состояние грунта и красочного слоя необратимы, памятник нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированного реставратора. Икона должна находиться в состоянии покоя, живопись иконы не перенесёт резких колебаний температурно-влажностного режима».

Возвращённая после восемнадцати лет реставрации икона «Богоматерь Боголюбская» экспонировалась в исторической экспозиции музея-заповедника.

В 90-е годы, когда в России начался процесс возрождения Церкви, музей-заповедник добровольно освободил 17 отреставрированных храмов, в которых размещались фондохранилища, экспозиции, выставки и реставрационные мастерские, - для передачи их Епархии. Тогда же было передано более 600 памятников конца 19-начала 20 вв.: икон, предметов утвари, церковных облачений.

В 1993 г. коллектив музея-заповедника принял решение разобрать замечательную экспозицию «Православие и русская культура», размещённую в памятнике 16 в. Успенском соборе Княгинина монастыря и передать возрождающемуся женскому монастырю уникальную икону «Богоматерь Боголюбская», а также храмовую икону «Успение Богоматери» 16 в.

Несмотря на очень сложное финансовое положение в те годы, музей-заповедник смог осуществить заказ проекта в объединении «Светотехника» и изготовить уникальную герметичную витрину из особого стекла в комплексе со специальными приборами, обеспечивающими постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/ce/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0.jpg

31 марта 1993 г. было заключено соглашение о передаче иконы на временное пользование общине Свято-Успенского монастыря (с 1996 г. ежегодно переоформляется договор с Владимиро-Суздальской епархией). В договоре обозначены обязательства принимающей стороны по обеспечению сохранности, безопасности, созданию оптимальных условий хранения памятника.

В 1993 г. в ходе подготовки передачи этого шедевра иконописи во временное пользование Владимиро-Суздальской епархии настоятельница Свято-Успенского Княгинина монастыря игуменья Антония была ознакомлена с заключением ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, в котором указывались требования по хранению и параметры температурно-влажностного режима. Однако, к сожалению, мы сталкивались с непониманием со стороны монастыря уникальности этого памятника и хрупкости состояния иконы, о чём неоднократно сообщали архиепископу Владимирскому и Суздальскому.

В 1998 году из-за нарушения правил хранения и сбоев в работе датчиков витрины состояние иконы стало вызывать тревогу. В январе 1998 года музей-заповедник обратился к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию с просьбой принять срочные меры по созданию оптимальных условий нахождения иконы в действующем храме и нашел с его стороны полное понимание серьезности этой проблемы.

По решению экспертно-методической комиссии по сохранению памятников живописи и декоративно-прикладного искусства Владимирской области, Владимиро-Суздальской епархией была заказана новая климатическая витрина. По согласованию с Министерством культуры и ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря изготовление и установка новой витрины были поручены фирме «Темуз». 31 июля 1998 г. икона «Богоматерь Боголюбская» в присутствии специалистов музея-заповедника была перемещена в новую климатическую витрину.

Таким образом, с марта 1993 г. по июнь 2009 г. икона «Богоматерь Боголюбская» находилась в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина монастыря под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов на условиях временного хранения.

Однако монастырь неоднократно грубо нарушал условия хранения иконы и содержания памятника архитектуры 16 в., хранящего фрески Марка Матвеева сер.17 в.

В 2002 г. без уведомления и согласования, без обсуждения на научно-методическом совете проектных предложений, были проведены работы по наращиванию существующих из керамической плитки полов – полированным цветным гранитом, в результате чего был нарушен воздухообмен, произошла дестабилизация температурно-влажностного режима. Вентиляционные решётки вдоль стен, как правило, закрыты ковровыми дорожками.

Фирмой «Темуз» при сдаче в эксплуатацию витрины для иконы были разработаны условия поддержания необходимого режима в объеме собора: постоянна работа четырёх обогревателей, представленных в комплекте с витриной. Однако уже в конце 2008 года вместо 4 работало 2 обогревателя! Как объяснила настоятельницы монастыря: «Идёт слишком большое потребление электроэнергии!». А один обогреватель она …продала.

По словам Галины Цируль, «оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали – такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде. Кроме того, недавно в храме поменяли и пол. Сначала он был белокаменный, а тут появился спонсор, и древний каменный пол быстренько заменили гранитным. Монахини ни во что не вникали, поэтому ни о каких грунтовых водах и дренаже речи даже не заходило. Ну а теперь все это отразилось не только на храме, но и на самих монахинях: почти все они жалуются на щитовидку. Ясно же, что гранит фонит сильно, но никто его на этот предмет скорее всего даже не проверял. 

Неоднократно были отмечены факты уборки нижних ярусов фресок влажными тряпками, следы которых ясно читались на стенах, да и самими служителями это не отрицалось. В апсидной части не производится проветривание через открывающиеся форточки, в результате чего повысилась влажность.

27 февраля 2009 г. в ходе очередной проверки состояния сохранности иконы «Богоматерь Боголюбская» зав. отделом реставрации музея-заповедника Н.И. Тараканова обнаружила на иконе белые пятна, о чем была сделана соответствующая запись в Журнале осмотра. (Предыдущий осмотр проводился 29 января хранителем коллекции Е.И. Чижиковой и реставратором Е.В. Исаевой, которые зафиксировали только незначительное повышение влажности и рекомендовали включить осушительные приборы).

Сразу же по инициативе музея была собрана комиссия с привлечением лучших московских специалистов по реставрации темперной живописи. (Данный памятник исторически имеет сложное состояние сохранности, изменение которой вызвали несомненно нарушения температурно-влажностного режима).

5 марта с.г. сотрудники музея-заповедника и реставраторы высшей категории ВХНРЦ провели вскрытие климатической витрины и реставрационный осмотр этого уникального памятника древнерусской живописи XII века.

В результате обследования состояния основы, красочного слоя и левкаса были зафиксированы следующие изменения сохранности: три очага плесени, на фоне и свитке отставания, шелушения, угрозы осыпей левкаса и красочного слоя, на нижнем торце осыпи деструктированной основы. Под руководством специалистов ВХНРЦ реставраторами музея-заповедника были проведены необходимые профилактические работы: удаление и дезинфекция очагов плесени, установка четырех профилактических заклеек.

За время пребывания иконы в Успенском соборе Княгинина монастыря происходило постепенное изменение состояния ее сохранности и в 2009 году, по рекомендациям реставраторов, наблюдавших за данным памятником в период пребывания его в действующем храме, было принято решение о возврате иконы в фонды музея-заповедника.

4 июня 2009 года икона была возвращена в музей-заповедник и размещена в отдельном помещении в горизонтальном положении в оптимальных для нее условиях (температура 18-19 градусов Цельсия, влажность 49-50 %), где осуществляется ежедневный мониторинг ее сохранности.

25 июня с.г. состоялось расширенное заседание Реставрационного Совета, в котором принимали участие директор ВХНРЦ А.П. Владимиров, реставраторы высшей категории ВХНРЦ Г.В. Цируль, Л.А. Миронова, Т.А. Милова, А.А. Горматюк. Накануне специалисты по реставрации темперной живописи ВХНРЦ и музея-заповедника провели тщательное обследование иконы «Богоматерь Боголюбская» под микроскопом и УФ-лучах. Методом простукивания были выявлены и зафиксированы в картограмме очаги отставания грунта и красочного слоя от основы, расхождения основы вдоль стыка досок.

Реставрационный Совет принял решение о наблюдении за состоянием иконы в стационарных условиях музея в течение шести месяцев, которое и выполняется реставраторами музея.

Согласно решению совета зав. биологической лабораторией ГосНИИРа Н.Л. Ребриковой было проведено микологическое обследование иконы. Было установлено, что проведенная антисептическая обработка была эффективной, наличие живых спор или фрагментов мицелия грибов не обнаружено.

По твёрдому убеждению музея-заповедника икона «Богоматерь Боголюбская» после реставрации должна будет вновь передана во временное пользование в Успенский собор Свято-Успенского Княгинина монастыря.

Однако для успешного возвращения этого уникального памятника древнерусского искусства в действующий храм Владимиро-Суздальской епархии необходимо сделать серьезные выводы. Только строжайшее исполнение рекомендаций реставраторов, специалистов-музейщиков по хранению и соблюдению температурно-влажностного режима позволят сохранить этот образ. Также следует помнить, что неприемлемое содержание памятника архитектуры рубежа XV – XVI вв. – Успенского собора губительно сказывается на сохранности настенных росписей 17 в. Марка Матвеева и на находящейся по сей день на условиях временного хранения храмовой иконе 17 в. «Успение».

Согласно действующему федеральному и местному законодательству об объектах Федерального культурного наследия РФ монастырь обязан осуществлять все исследовательские, проектно-изыскательские, ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина монастыря только под контролем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.

Только совместные усилия – музея, реставраторов и Церкви – могут стать залогом того, что национальные культурные и исторические ценности будут жить в веках. Не только промысел Божий, но наше внимательное и бережное отношение к древней иконе, не допустят более столь критической ситуации.

Таким образом, вывод господина Вигилянского - «не работает музейный аппарат», не только поверхностный, но и оскорбительный для заслуженного коллектива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

P.S. В 1895 г. Архиепископ Владимирский Феогност «обращал внимание на состояние памятников церковной старины и нередко видел, как многие из предметов древности подвергались опасности быть истреблёнными или испорченными благодаря отсутствию археологических знаний у духовенства».

Информацию СМИ о том, что Боголюбская икона находилась долгое время в непригодных условиях в Княгинином монастыре во Владимире, необходимо проверить, заявил РИА Новости руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Владимир Вигилянский.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author