filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Украинская Церковь Московского патриархата встала на распутье после смерти митрополита Владимира.

http://veroyu.my1.ru/_nw/14/73803978.jpg

7 июля 2014 года в Киеве похоронили виднейшего митрополита  и главу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Блаженнейшего Владимира

Митрополит Киевский и Всея Украины, Владимир ( глава Православной Церкви Украины  Московского Патриархата), он же Виктор Маркианович Сабодан, родился 23 ноября 1935 года,  в селе Марковцы, Летичевский района, Хмельницкой области в крестьянской семье.

Кроме Виктора в семье было ещё трое сыновей, старший из которых во время Великой Отечественной войны был угнан в Германию, где погиб на шахте . В детстве вместе с матерью приезжал ко святому  преподобному Лаврентию Черниговскому, который благословил мальчика на служение церкви.

В 1954 году поступил в Одесскую духовную семинарию (ОДС); в 1958 году — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия. По окончании Академии преподавал в ОДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления..

14 июня 1962 года рукоположён во диакона, на следующий день — во иерея, 26 августа пострижен в монашество. Восприемником при постриге был святой  преподобный Кукша Одесский.


В 1965 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии (МДА), назначен ректором ОДС, возведен в сан архимандрита.

В 1966 году назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

23 июня 1966 года решением Священного Синода определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской православной церкви при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

8 июля того же года в зале заседаний Священного Синода состоялось наречение во епископа.

9 июля 1966 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Звенигородского.

28 ноября 1968 года назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), Патриаршего экзарха Украины, а ныне Патриарха Киевского.

20 марта 1969 года переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.

С декабря 1970 года по апрель 1973 года — ответственный редактор журнала Украинского экзархата Православний вісник.

18 апреля 1973 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС.

9 сентября 1973 года возведен в сан архиепископа.

18 апреля 1978 года удостоен звания профессора МДА. 5 июня 1979 года в МДА защитил диссертацию «Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением» на соискание учёной степени магистра богословия.

16 июля 1982 года переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, возведен в сан митрополита.

28 марта 1984 года назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

30 декабря 1987 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

На Поместном соборе 1990 года при выборах Патриарха получил второе число голосов (во втором туре — 143 голоса, тогда как избранный Патриархом митрополит Алексий (Ридигер) — 166 голосов).

27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви.

После смерти Алексия II, в преддверии Поместного собора 2009 года, епископат УПЦ обратился к митрополиту Владимиру с просьбой принять их выдвижение его кандидатуры на Патриарших выборах.

17 января 2009 года на совещании епископата УПЦ и делегатов Поместного Собора РПЦ МП от Украины митрополит Владимир фактически отказался от выдвижения своей кандидатуры на патриарших выборах: «Сегодня много разговоров идет про то, кто вскоре займёт овдовевший патриарший престол. Среди возможных кандидатов говорят и про меня, видя в моём лице преемника святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор» Кандидатура Владимира не была выдвинута Архиерейским собором 2009 года.

10 мая 2012 года сообщалось, что госпитализированный 30 октября 2011 «по поводу осложнений, возникших на фоне основного заболевания — болезни Паркинсона» митрополит Владимир был выписан из клиники, «состояние Блаженнейшего стабильное, позволяет ему вернуться к работе, участвовать в церковных мероприятиях, встречах, общественной жизни».

24 февраля 2014 года, ввиду медицински удостоверенной невозможности исполнения им обязанностей предстоятеля УПЦ, Священный Синод Украинской Православной Церкви избрал митрополита Онуфрия (Березовского) местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

5 июля 2014 года в 06:05 , после продолжительной болезни, митрополит Владимир умер.

http://pbs.twimg.com/media/BrzYfjCIMAAmQu8.jpg


Несмотря на то, что фигуры подобные,  митрополиту Владимиру своей жизнью и смертью формируют реальность и общественно-политические процессы, помнить  хочется о другом. О скромности, в которой он жил - вход в митрополичий дом, стоящий практически на границе Лавры, в центре розового сада, был всегда открыт для всех. О том, что окружении митрополита никогда не было ни одного охранника - только дьячок на входе. О домовой церкви Предстоятеля, напоминавшей подпольные храмы советского периода, о его доброте и служении. О блаженнейшем будут написаны книги. Нет сомнений в том, что рано или поздно митрополит Владимир будет причислен к лику святых. Однако, произойти это сможет только после того как грядущие поколения оценят кем же был Блаженнейший в наше время.

Во время раскола Украинской православной церкви митрополит Владимир избрал срединный путь. В отличие от революционера Киевского Патриарха Филарета , увидевшего перспективы украинской поместной церкви, склонный к смирению Владимир остался верен канонам в тот период, когда   многие еще не понимали, что такое независимая Украина, не говоря уже о независимой украинской церкви. Именно митрополит возводил в сан и продвигал молодое и независимое от Москвы духовенство. Именно он был идеологом сближения с Украинской Православной Церквовью Киевского Патриархата  - настолько, что в период усиления промосковского крыла УПЦ при Януковиче, патриарх Филарет и епископат УПЦ КП видел во Владимире и его окружении союзников по становлению в Украине независимого от Кремля православия. За двадцать лет служения Владимир сумел так мягко отделить Украинскую Церковь от Москвы, что патриарху  Кириллу и его марионеткам в Украине пришлось сооружать целый заговор, для того чтобы отстранить больного и ослабшего митрополита от управления.

С другой стороны, нужно понимать, что именно на фигуре митрополита во многом и держалось разделение украинской церкви. Недовольство проукраинского епископата УПЦ Московской Патриархии, выходки пророссийских священников, жирная и сытая жизнь многих архиереев - все это компенсировалось самой фигурой старца, главной загадкой которого была просто вера в Бога. Не в РПЦ, Кремль, президента Украины, а в Бога. Эта преданность Предстоятеля вере и церкви охлаждала многие горячие головы и смягчала сомнительные истории, в которые УПЦ МП попадала из-за алчности собственного епископата. Личная преданность митрополиту Владимиру, нежелание предавать - не Кремль и не Патриарха Кирилла  Гундяева - а Предстоятеля, удерживала многих священнослужителей от исхода из УПЦ Моск. Патриархата. Автопарки и пирушки некоторых архиереев, их дружба с властью и преданность золотому тельцу, имперская риторика и гебешная практика Кирилла, угнетающе воздействующая на умы тысяч украинских верующих, компенсировалась единственным аргументом: "Но ведь есть Владимир". И он был.  Митрополит Владимир своим авторитетом и служением спасал репутацию УПЦ МП. Для многих он и был Церковью. Теперь все это окончилось. 

Митрополит Владимир ушел, наверное, в самый сложный для Церкви Московского Патриархата период. Будучи отстраненным Москвой от управления церковью вместе с окружением как раз накануне Майдана, митрополит не смог остановить репутационный крах московского православия, официально отмежевавшегося от революционных событий и новых общественных вызовов. Новый Предстоятель церкви может быть промосковским либо умеренно проукраинским. Однако, он не сможет стать самим Владимиром, ведь духовность и авторитет у верующих не дается с должностью. А это значит, что система баланса которую выстроил митрополит Владимир на своем непререкаемом пастырском авторитете, начнет разрушаться. Если на престол взойдет промосковский Предстоятель - священники будут массово уходить из Украинской Церкви Московского Патриархата. Если на смену Владимиру придет иерарх, верный его заветам, то украинское каноническое православие продолжит мягкую эволюцию в сторону единой поместной церкви, подальше от Русской Православной Церкви.  Не через месяц, не через год, но  семена, посеянные митрополитом Владимиром, обязательно дадут свои всходы.

Уже принято решение, что нового главу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
изберут 13 августа. Украинская Православная Церковь включает в свои ряды 70 архиереев, среди которых 50 могут избираться в митрополиты Киевские

Голосование может быть как открытым, так и тайным.

Два главных кандидата на Киевскую кафедру сегодня называются, 69 летний митрополит Черновицкий, Онуфрий Березовский, который сегодня временно возглавляет Украинскую Церковь Московского Патриархата  и 46 летний митрополит Бориспольский, Антоний Паканич.

http://drevo-info.ru/pictures/thumbs/001/001221.jpghttp://orthodox.org.ua/system/files/menu_rektor_1_2.jpg


Митрополита Антония (на фото справа) лично поддерживает Патриарх Московский, Кирилл Гундяев

В сентябре 2013 года, покойный митрополит Владимир посетил Одессу, где рассказал, что Киев хочет избавиться от него. На митрополита было давление со стороны президента Януковича, чтобы он ушёл в отставку и освободил место главы Церкви для нового молодого митрополита. Патриарх Московский Кирилл и президент Янукович видели главой Церкви именно митрополита Антония, который готов выполнять волю Москвы. Из Москвы начиная с 2013 года приезжали прощаться со смертельно больным митрополитом Владимиром, но митрополит "всё не умирал".

По словам украинских митрополитов, митрополит Антоний и сам работал на свержение покойного митрополита Владимира, чтобы занять его кафедру. Митрополит Владимир открыто выражал недоверие молодому митрополиту Антонию и даже просит Священный Синод освободить молодого митрополита с некоторых занимаемых должностей. Но покойного митрополита не слушают и кроме того, его самого освобождают от руководства Украинской Церковью.

http://churchs.kiev.ua/images/stories/Dyhovenstvo/Arhiepiskop_Aleksandr.jpg


В это время, на стороне покойного митрополита Владимира остаётся верный ему 37 летний митрополит Переялав-Хмельницкий, Александр Драбинко. Именно владыка Александр пытается оградить митрополита Владимира от давления на него власть-имущих и сам становится заложником ситуации. Его изолируют и оклеветанном  во всех "смертных грехах" держат за городом под домашним арестом.

Но после отстранения от дел митрополита Владимира и бегства из страны президента Януковича, Предстоятелем Украинской Церкви избирают не митрополита Антония, а митрополита Онуфрия, умеренного митрополита, который ведёт строгий монашеский образ жизни и не вникает в политические передряги. Пишут в СМИ, что у митрополита Онуфрия нет дорогих домов и авто и себя ни чем не запятнал не перед людьми верующими, не перед новым правительством Украины. однако уже есть такие слухи, что митрополит Онуфрий написал рапорт и выразил поддержку митрополиту Антонию в будущих выборах, конечно, как свойственно думать, не без "команды" из Москвы.

Независимо, будет главой Церкви митрополит Онуфрий или митрополит Антоний, ясно одно, эти митрополиты имеют сильное пророссийское влияние.
Однако возможно, что до 13 августа всплывут и  другие кандидатуры..

Использованы материалы:
http://news.liga.net

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author