filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Православное священство в царской России

http://www.rusalbom.ru/files/gallery/view/1415-1261169866.jpg

35.000 священнослужителей убитых большевистской безбожной властью канонизировано в лике святых. Октябрьская Революция принесла страдание для Русской Православной Церкви. Священнослужители попали в категорию "врагов народа".

Но предлагаю посмотреть, а правда ли  священники в Царской России так замечательно жили, что для большевиков попали в разряд "буржуев"?

К церковнослужителям в царское время приравнивались не только епископы и священники, да дьяконы, но и псаломщики, которые так же находились на церковном обеспечении.

Церковный приход исчислялся по количеству мужчин в приходе. Так приход, который посещали менее 700 человек мужского пола обслуживал один священник без дьякона, более 700 чел. приход нуждался в дьяконе. Впрочем дьякон, это было украшение богослужения и кроме как хорошего баса ни каких других достоинств от дьякона не требовалось. Приход в 700 мужчин, это был реальный приход до 1500 человек включая женщин и детей. Священник служащий один без дьякона получал вторую дьяконовскую зарплату..

В 1913 году на 1137 церквей Московской епархии приходилось 1129 священников, 379 дьяконов и 1190 псаломщиков. При этом граждан православного вероисповедания было 1.312.878 человек. То есть в среднем, на одного священника приходилось1163 прихожанина.

В Московской губернии, не считая Москвы проживало 2664 церковнослужителя на содержании которых было 4880 детей младшего и школьного возраста. Все дети священников до 1869 года автоматически вписывались в духовенство и получали жалование от Церкви, но позже такого закона уже не существовало, однако был другой закон, что все дети священников имели одинаковые права с дворянскими детьми, а дети псаломщиков и пономарей причислялись к детям почётных граждан.

Что это давало детям священнослужителей. Они могли официально выбирать себе род служб, заниматься торговлей и предпринимательством. Однако всё это стоило начального капитала, которого в семьях священников как правило не было и на практике дети не имели ни чего из того, что им было позволено, кроме как  находиться в духовном сословии.

Само духовенство было государством освобождено от всех податей и налогов. Однако женатые священнослужители обязаны были платить пожизненно пошлины своим епископам. От таких пошлин было освобождено монашеское духовенство.

Священники в Армии не служили, однако платили  на Армию налог лошадьми.

До времён императора Павла Первого священник  не имел от государственных служб практически ни каких льгот, его могли даже выпороть публично, осудив на телесные наказания. Павел Первый всё исправил в законе до такой степени, что отныне священников нельзя было призывать в Армию, нельзя было в роли свидетелей вызывать в Суд и даже священники освобождались от квартплаты по месту жительства.

С 1832 года, священникам было разрешено покупать землю, а если священник принадлежал к дворянскому сословию, то он до 1861 года мог покупать заселённые земли в городах и деревнях. при этом закон запрещал священникам участвовать в любой торговли.

Священники и их семьи входили в духовное сословие. А это значит, детям священников была открыта только одна дорога...в священники. Они могли учится только по духовной линии и после этого выбрать себе род деятельности, служить на приходе, преподавать в семинарии или работать в епархиальном управлении. Если кто-то отчислялся из семинарии, то ему дорога была в чтецы или пономари, при несогласии, человек выводился из духовного сословия и отправлялся в солдаты.

Все семинарии были переполнены детьми священников и потому, юноши у которого не было папы-священника, попасть в семинарию и войти в духовное сословие было крайне тяжело ибо изначально у него не было ни каких духовных льгот в отличие от детей священников. Да и то, получить духовное образование лицам не духовного сословия было разрешено только с 1871 года.

С 1808 года все сыновья священников с 7 летнего возраста зачислялись на духовную вакансию. В семинариях был избыток детей духовенства. С 1869 года в приход назначали священников только с полным богословским образованием.

Однако даже дети священников шли в семинарию вовсе не для того чтобы становиться священниками. Просто в духовных школах, был самый дешёвый способ обучения Так как школы были сословные, то там где учились дети дворян, детям священников было не место.Из всех семинаристов только 10-15% учащихся принимали духовный сан, остальные стремились получить любыми путями светское образование. В итоге в духовные школы юноши поступали не по своему призванию, а просто потому, что так традиционно складывалась жизнь детей священников и просто некуда было деться. В итоге за лет 25-30 перед революцией в священство уже набирали юношей из  мещан и зажиточных крестьян, это для них считалось привилегией , а дети священства стремились выйти в светские люди.

Ещё тяжелее была судьба девочек, дочерей священников. В большинстве они получали образование оплачивая его из личных средств отца. Если в семье было несколько девочек, такая семья священника жила ввпроголодь. Все деньги уходили на учёбу. Если девочка не получала образование, то её ждало замужество за мастеровым или крестьянином, или же девочка поступала работать в богатый дом в качестве прислуги и о большем мечтать было нельзя..

С 1866 года для детей священников практически были открыты двери в мир. Теперь им могли присваивать звание дворян, а сами они могли кроме семинарий выбирать светские учебные заведения и поступать в университеты. И началось такое настоящее бегство детей духовенства в мир, что в 1879 году пришлось отменить указ о  разрешении детей священников поступать в светские учебные заведения. Впрочем можно было сыну священника выйти из духовного сословия в дворянское, но только если такой человек открывал своё коммерческое дело. Но у детей духовенства не было таких средств.

С 1905 года был издан Манифест об учреждении государственной Думы. однако, даже большей части священнослужителей нельзя было участвовать в выборах. В праве голоса участвовали люди которые имели собственную недвижимость, владельцы земляных участков больших размеров, государственные служащие и только те священники, которые имели право распоряжаться землёй.

Правда зачастую, представители духовенства приравнивались к высшим гос. чиновникам и даже получали гос. награду орден святой Анны третьей степени за 12 лет службы священником.

Были и строгие требования к священникам. Им запрещено было удалятся далее 27 км. от своей епархии,  обязаны были носить тёмную одежду особого длинного покрова, запрещено было ходить с непокрытой головой, священникам запрещалось участвовать в пьянстве, азартных играх, посещать театр, танцы, ездить на охоту и существовал запрет на занятие врачебной практикой. Так же при рукоположении ставленник обещался клятвенно не стричь бороду и волосы. Священникам запрещалась любая работа в государственной и военной службах.

Священникам вдовцам и неженатым запрещалось в доме иметь любую женщину кроме как матери, родной сестры и тётки. Если жена изменяла священнику и Церкви это становилось известно, то священнику в обязательном порядке благословлялся развод и дальнейшее служение Церкви в безбрачии. Если священник отказывался разводиться, с него снимали сан и он мог оставаться жить с женой.

Овдовевшим священникам вторично вступать в брак запрещалось Однако большая часть русских епископов того времени, как раз составляли вдовцы (бывшие женатые священники, которые уже в сане принимали монашество после смерти жены).

Если священник наносил кому либо оскорбление, он подлежал духовному наказанию, даже если успевал до этого времени уже примириться с обидевшим лицом.

Кроме духовной работы, все священники обязаны были заниматься гражданскими делами. В частности, зачитывать в своих приходах все государственные вновь принятые законы и указы, следить за раскольниками и бродячими монахами, бороться с суевериями,  успокаивать народные недовольства гос.законами,  вести метрики о крещении, венчании, погребении. Отчитываться о  количестве народа в приходе. Кроме того к священнику поступали требования и запросы различных министерств с которыми приходы должны были иметь тесную связь. За любую ошибку священника наказывали финансово, а порой лишали прихода и отправляли в монастырь.

Эта деятельность с бумагами так обременяла священников, что иногда боясь наказания от государства или своего епископа священник боясь не успеть выполнить все дела отказывался от богослужений в великие праздники, не говоря о том, что исповедовал и причащал крайне редко из-за занятости бумажной волокитой. Священники массово жаловались обер-прокурору, что они завалены предписаниями и времени не хватает не только на богослужения, но и на своё домашнее хозяйство, скотина не накормлена, земли не перепаханы...

Тем самым, доля духовенства была завидна только для ещё более зависимого сословия, это сословия крестьянства. Даже дворянство возвышалось над сословием священства и дворянину идти по духовному пути и служить Церкви ,  считалось унизительно. Русская Церковь в начале 20 века находилась в безысходном и печальном положении Была классовая пропасть как между государственными деятелями и священнослужителями, так и между священнослужителями и крестьянством.
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author