filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

21 сентября Папа римский Франциск. посетит Албанию. Христианство в Албании.



Религиозная ситуация в Албании не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Основная ошибка, которую допускают СМИ, это упоминание о Косовских Албанцах как вообще об Албанцах, хотя правильнее было называть Косовских Албанцев - Косоварами. Так как Косовские Албанцы на протяжение всей новой истории жили без религиозных притяснений со стороны властей, и поэтому сохранили свою религиозность. Албанцы же напротив, в течение  40 лет находились под жёстким запретом на религию и под железным занавесом, в результате которого в Албании к 90 годам из всех культов культовых сооружений сохранилась всели лишь одна мечеть в Шкодере.
Раннее христианство пришло на территорию современной Албании в римскую эпоху. Византийский обряд в целом был первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество, особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя. В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество. Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма. В современной Албании в целом наблюдается тенденция к большей европеизации населения в связи со стремлением к вступлению в ЕС. Также усиливается экономическая интеграция с Италией и особенно Грецией, где проживают многочисленные экономические иммигранты из Албании. Албанцы традиционно хорошо владеют греческим языком. Всё это приводит к усилению роли христианских вероисповеданий в стране. Однако, среди албанского населения Косово и, в меньшей степени, Македонии, наблюдается обратная тенденция из-за этнического конфликта со славянами
.

Сегодня в Албании Ислам исповедуют почти 59% населения, а Христианство 17% из них 10% католиков, 7% православных и менее 1% протестантов. Албания единственная страна в Европе с мусульманским большинством

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Orthodoxe_Kathedrale_Tirana.jpg/640px-Orthodoxe_Kathedrale_Tirana.jpg

ФОТО: Кафедральный собор в Тиране

Основная часть православных проживает в южных районах страны (в центре и на севере преобладает ислам). Христианские общины на этой территории известны с III века, а первая епископская кафедра учреждена в Х веке. Вскоре образовалась митрополия, находившаяся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, а со второй половины XVIII века — в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Албанская православная церковь была основана албанскими эмигрантами, среди которых роль инициатора играл Фан Ноли. Греческая православная церковь не одобряла албанскую патриотическую деятельность, и формальным поводом для разрыва с ней стал отказ одного из православных священников совершить похоронный обряд над албанским патриотом.

В 1912 году Албания получила независимость, что подогревало желание албанского духовенства добиться независимости от Константинопольского Патриархата.

В 1926 году Албанской Православной Церкви была дарована автономия. Назначением епископов на Дурресскую, Гирокастринскую и Тиранскую митрополии должны были производить Константинопольский Патриарх и Синод Константинопольской православной церкви по предложению Албанской православной комиссии, назначаемой албанским правительством.

Вместе с тем, многие албанские церковные деятели не считали дело завершённым и стремились к достижению полной самостоятельности.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Visarion_Xhuvani%2C_Albanian_Orthodox_Primate.jpg/420px-Visarion_Xhuvani%2C_Albanian_Orthodox_Primate.jpg

В феврале 1929 года епископ Виссарион (Джувани) вместе с находившимся в течение несколько лет в Албании сербским епископом Виктором (Михаиловичем) без каких бы то ни было предварительных переговоров с Константинополем, хиротонисали ещё 3 епископов-албанцев. 4 епископа составили Священный Синод Албанской Православной Церкви, который избрал епископа Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании, возвел сербского епископа Виктора на Шкодринскую кафедру. Вслед за утверждением Священного Синода королём Зогу Синод провозгласил АПЦ автокефальной, а ее предстоятель письменно уведомил о происшедшем другие православные Церкви. Греческие архиереи, представители Константинопольского Патриарха, были высланы из Албании.


Православный собор в г.Дурресе

Непризнание поместными православными Церквами самопровозглашённой автокефалии, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в трудный условия. Архиепископ Виссарион в проповедях объявил Церковь гонимой и 24 января 1935 года направил королю Зогу телеграмму, в которой охарактеризовал состояние и положение Албанской Православной Церкви. Архиепископ писал об отрицательных последствиях для страны и Православия притеснений Церкви, становящихся систематическими, и препятствий, чинимых ей в собирании пожертвований.

12 апреля 1937 года синодальным томосом была признана автокефалия Албанской православной церкви.

В январе 1946 году была провозглашена Народная республика Албания во главе с генеральным секретарём коммунистической партии Алёании Энвером Ходжей. Начались политические репрессии, преследования верующих. Были осуждены три из четырёх архиереев Албанской Православной Церкви.

Энвер Халил Ходжа

В 1967 году глава Ком.Партии Албании Энвер Ходжа начал кампанию по уничтожению религии в Албании. Церковные здания объявлялись «народной собственностью», сотни храмов и множество монастырей были разрушены, оставшиеся превращены в склады, кинотеатры, клубы, тюрьмы. Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы, понуждали осквернять святыни, а в случае отказа расстреливали на месте. Родителей, крестивших своих детей, отправляли в концентрационные лагеря. За прилюдное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению. Запрещалось давать христианские и мусульманские имена детям. В ноябре 1969 года Албания была официально провозглашена «первой в мире атеистической страной». В конце 1970-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/Korcza_cathedral.jpg/375px-Korcza_cathedral.jpg
Православный собор в г.Корче

Со смертью Энвера Ходжи в 1985 году усилилось общественное противостояние безбожному режиму. Весной 1991 года пал коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система. Началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. В том же году Константинопольский патриархат восстановил уничтоженную иерархию АлбПЦ и назначил её предстоятеля (архиепископа Тиранского) и епископов четырёх епархий. В 1991 году около трёх тысяч православных в Албании собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме. Началось рукоположение священников и восстановление церковной жизни.

В богослужении используются албанский, греческий и арумынский (влахский) языки.

Архиепископ Анастасий

С 24 июня 1992 года (интронизация 2 августа) предстоятель Церкви — Блаженнейший Архиепископ Анастасий (Яннулатос, по происхождению грек).

Альфред Спиро Мойсиу

Президент Албании в 2002—2007 годах Альфред Мойсю по вероисповеданию был православным.

Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию (ещё сказалась близость Православной Греции).  

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/ALB_20070713_img_1247.jpg/450px-ALB_20070713_img_1247.jpg
Католический собор в Тиране


 
Подавляющее большинство албанских католиков принадлежит к латинскому обряду. Около 3600 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь.

После Второй мировой войны   Католическая церковь как и другие религиозные организации подверглись жестоким репрессиям — были казнены двое из пяти католических епископов и 40 из 180 священников, множество прошло через тюрьмы. Несмотря на это до 1967 года Католическая церковь в стране сохраняла возможность функционирования, но в крайне ограниченных условиях. В 60-е годы XX века Албания разорвала политические отношения с СССР и произвела политическую переориентировку на маоистский Китай. В 1967 году были закрыты все культовые учреждения страны, включая 157 католических церквей. Все католические священники либо высланы, либо направлены в трудовые лагеря. Конституция 1976 года провозглашала Албанию первым в мире атеистическим государством, любая религиозная деятельность наказывалась смертной казнью.

Католическая церковь в стране структурно делится на две архиепархии-митрополии Шкодер-Пулт и Тирана-Дуррес; а также три подчинённых ей епархии — Лежа, Решени и Сапа (центр — Vau-Dejës). Кроме того, Албанская греко-католическая церковь также подчинена митрополии Тирана-Дуррес на правах апостольской администратуры.

Церковь Богоматери Доброго совета в Шкодере имеет статус национальной святыни.

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)


 Мусульмане распались на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось около 120 тыс. Ранее в Албании располагался мировой центр дервишского ордена бекташей, оказывая сильное влияние в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанским правительством было решено закрыть все остававшиеся мечети и церкви.  
      С начала 1990-х годов, после того как правительство смягчило свою политику по отношению к религии, религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. Христианских храмов и мечетей строится примерно поровну. Так как до 1990 года Албания являлась единственным атеистическим государством на планете, поэтому албанцы имеют отношение к нормам религии и культовым сооружениям характерное для всех стран, возрождающих религиозное мироощущение.
   Но процесс Евроинтеграции в Албании не остановить.  Италия, являясь безусловным кумиром у Албанцев, несёт свою культуру: в быту, в пище, в моде. На улицах полно молодых девушек в миниюбках, открытых декольте, парней в шортах. Религиозный праздник куйрам-байрам хоть и является выходным днём, но публичной бойни животных Вы в Албании не увидите. Храмы и мечети не бывают полными даже в религиозные праздники

     Если вы не хотите попасть в неприятность или увидеть проявления религиозного фанатизма, тогда не стоит явно нарушать общечеловеческих нормы морали и уважительно относиться к убеждениям местных жителей. В отличии от других мусульманских стран отношение к одежде вполне неофициальное, европейская одежда принята повсеместно. Единственно о чём нужно предостеречь, это ношение купальника ульта-бикини. Но думается что и  это не надолго...
  Албания в погоне за евроинтеграцией пошла ещё дальше. В 2009 году была попытка легализовать однополые браки, но она провалилась. В 2013 году чиновники внесли поправки в уголовный кодекс, предусмотрев уголовную ответственность за преступления на почве ненависти против гендерной идентичности и сексуальной ориентации.

В 1993 году Албанию посещал папа Иоанн Павел II.

В связи с предстоящим визитом Папы архиепископ Тираны Ррок Мирдита заявил: "Наша Церковь глубоко укоренилась на албанской земле. Будучи Церковью маленькой, она всегда с любовью смотрела на Рим, что помогало ей осуществлять свое вселенское призвание. Посредством общения с Преемником Петра и верности ему наш народ выражал свою принадлежность к Вселенской Церкви даже тогда, когда Преемник Петра и Вселенская Церковь считались врагами отечества".

Архиепископ Тираны также отметил, что во времена коммунистического режима, особенно сурового в этой стране, гонения на верующих сплотили мусульман, православных и католиков: "На протяжении веков албанцы научились тому, что можно быть всецело верными своей религии, полностью уважая религию других. Невозможно быть угодными Богу, попирая права братьев, но можно воздавать Богу честь, в том числе и публично, не нарушая чужого пространства".

Папа Франциск, по убеждению монсеньера Мирдита, увидит в Албании образцовую модель мирного  сосуществования религий. "Мы сумели сохранить социальный и межрелигиозный мир и можем многому научить Европу", заключил он.

В Албании есть и она большая христианская святыня. Могила 40 Великомучеников Севастийских. Она  находится недалеко от Саранда. День памяти 40 Святых православная церковь отмечает 10 марта.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author