filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

В гостях у святого Шио Мгвимского

Монастырь святого Шио расположен в 12 км. от города Мцхета. Однако добраться до него очень не просто. Монастырь находится высоко в горном ущелье. К монастырю ведёт очень сложная каменнистая дорога. Ни какой общественный транспорт по той дороге к монастырю не идёт кроме как такси и то за большую сумму. Как поясняют таксисты, эта дорога очень разбивает автомобиль, а потому и цена такая большая..


3vtKzsI4i5s

Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии (ныне турецкий город Антакья) в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Шио (грузинский вариант имени Симеон) грузином не был, как и его предшественница равноапостольная Нина. Он происходил из Сирии, уроженец города Антиохии. Родители сами занимались образованием сына и много времени уделяли его религиозному воспитанию. В шестнадцать лет Шио прекрасно изучил Библию и священные тексты. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья ребёнка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. После долгих уговоров родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было двадцать лет, в Антиохию пришёл просветитель антиохийцев святой Иоанн. По совету Иоанна, Шио решает принять монашество, однако опасается реакции своих родителей. Во время литургии Шио склоняет своих родителей также принять монашество.

http://churchs.kiev.ua/images/stories/Gazeta/2007/22/prp_Shio.jpg

После того, как родители Шио постриглись в монахи, юноша раздал всё имение, оставшееся от его родителей: часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов.

По церковному преданию, спустя двадцать лет, после вступления святого Шио в иночество, святой Иоанн получил откровение свыше избрать из числа своих учеников двенадцать человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин. Об этом видении святой Иоанн рассказал всем своим ученикам. После продолжительных молений он избрал двенадцать иноков, в числе которых был и Шио. Когда Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты, они были радушно приняты тогдашним католикосом Эвлавием (533—544). Иоанн с учениками провели в Мцхете 3 года, а затем взошли на гору Зедазени. По преданию, после их двухлетнего пребывания на горе, святому Иоанну явилась Богородица Мария с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди.

http://iconsv.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=watermark&catid=774&id=2892&Itemid=1

Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им приказание Богородицы и святой Нины, и затем повелел приготовиться исполнить повеление: отправиться туда, куда каждому из них укажет сам Святой Дух. Прежде всего святой Иоанн представил своих учеников католикосу, попросив у него благословения на предлежащие им дела.. Католикос, благословив их и прочиитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединённую жизнь, поппросил своего учителя благословить его на отшельничество.

Святой Шио, получив благословение от своего учителя, затем от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошёл в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Когда святой Шио осмотрелся кругом, ему понравилась эта совершенно уединённая пустыня, как бы нарочно защищённая отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры св. Шио нашёл тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться. Там он поселился, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком либо утешении человеческом. По преданию, он провёл там сорок дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды.
http://2.bp.blogspot.com/-EWmD8mSt-aM/TVYmQAxVLeI/AAAAAAAAIP0/_ZNaw7ZKOuA/s1600/%25D0%25A8%25D0%2598%25D0%259E+%25D0%259C%25D0%2593%25D0%2592%25D0%2598%25D0%259C%25D0%25A1%25D0%259A%25D0%2598%25D0%2599+.jpg

Однажды царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Эвагри, рождённый от христиан и воспитанный в благочестии, вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Кура, он направился в сторону, где жил святой Шио. Приближаясь к месту пребывания святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Эвагри запомнил это место и, вдоволь поохотившись, возвратился домой. На другой день он снова пошёл на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который влетел в пещеру. Удивившись этому Эвагри захотел узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками.

После беседы с Шио, Эвагри раздал имение своё бедным и отошёл от мира и от родных. Потом святой Шио надел на него схиму и начал учить и наставлять, как нужно отречься от себя и последовать Иисусу. Затем преподобный учил Эвагрия, когда нужно молиться, когда стоять, когда трудиться и когда отдыхать. После долгих наставлений Шио указал Эвагрию особую пещеру близ своей, и повелел ему поселиться там и начать свой подвиг борьбы с дьяволом. С этого времени имя святого Шио стало известным во всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель, принимая постриг. Всякий, принимавший монашество, высекал себе особую, отдельную от других пещеру близ пещеры преподобного Эвагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, всё же прочее время проводил в уединении в пещере.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100645/64549.p.jpg

По преданию, однажды святой Шио увидел одного монаха, который нёс воду в кувшине и, упав на землю, разбил кувшин, пролив воду. Этот инцидент сильно опечалил монаха: ноша стоила ему больших трудов, так как он нёс воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел Ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через Ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии.

Количество иноков к моменту этого случая было двадцать пять, и теперь они уже без труда могли доставать себе воду. С течением времени братия все более и более умножалась, а между тем иноки не имели церкви для общественного богослужения. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него позволения построить у себя церковь. Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры и отправился с ними на восток, и взошёл на вершину близлежащей горы. По преданию, здесь он встал на колени со всеми своими учениками и со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма для славословия святого Его имени.

http://kolheti.com/Georgia_Historic_Sites_Shiomgvime.files/Georgia_Historic_Sites_Shiomgvime_010.jpg

Долго стоял святой на молитве, по окончании которой наконец встал и попросил горячих углей. Угли были принесены. Тогда святой Шио положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (греч: Господи помилуй). Пение это продолжалось около часа. Дым от курящегося ладана поднялся высоко вверх. Потом столп дыма переменил своё направление и пошёл с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем опять поднялся в вышину. Видя это, святой Шио поспешил с братией на то место, над которым дым курящегося фимиама поднялся в высоту. Сам Шио шёл впереди и нёс в левой руке горячие угли с ладаном, а за ним следовала вся братия. Когда пришли на то место, где дым стоял в воздухе, то они поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке, затем, покадив братию, он сложил с руки горячие угли. Потом святой Шио взял кирку и три раза ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь.
http://curiosite.ru/dostphoto/shio-mgvimskij_monastir.jpg
Когда было окончено построение храмов, Эвагри уведомил царя и просил освятить их. Царь Парсман VI (542—557) сообщил об этом католикосу Макарию (553—569) и просил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио и преподобного Эвагрия, чтобы освятить новые храмы. В ожидаемый день царь Парсман VI отправился с вельможами в обитель. Помимо него также пришли святой Иоанн Зедазенский и другие святые отцы. Католикос с епископами в течение недели освятил возведенные храмы. Затем царь и все собрание просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера (а дьяконом святой Шио был ещё в Антиохийской пустыне). Однако Шио решительно отклонил эту просьбу. Окончив всё, пришедшие разошлись по своим домам.

По преданию, святой Шио уединился в затворе, затворничеством Святой Шио достиг совершенства великих подвижников. Его тело изнурялось от пощений, трудов, бдений, и от страшной пещерной сырости, лицо его совершенно почернело, и от всего тела остались только кожа да кости. Святой Шио считается красой Православной Церкви.
Шио-Мгвимский монастырь

Наконец Богу угодно было призвать подвижника в вечный покой. Согласно Арсену Сепариели, Господь возвестил преподобному через Ангела о времени освобождения его от тела. Преподобный Шио, узнав о дне смерти, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, которого спустили в яму на веревке. Святой Иоанн узнав о приближении к смерти своего любимого ученика Шио, поспешил прийти к нему, чтобы провести с ним последние минуты. Преподобный Шио завещал, чтобы тело его было оставлено в той же пещере, где он окончил последние дни своей жизни. Он хотел, чтобы после его смерти эта пещера сделалась местом упокоения и гробом его останков. Братья, исполняя волю святого, опустили в яму нескольких благоговейных старцев, во главе которых находились святой Иоанн и святой Эвагри — ученики святого Шио. Они одели Шио в его же одежды и со слезами и молитвами похоронили преподобного Шио. Остальные братья, собравшиеся со всех дальних и ближних пещер на погребение великого своего наставника и учителя, окружали отверстие ямы, вознося молитвы к Богу о упокоении души его.
Шио-Мгвимский монастырь

После смерти Шио монастырь быстро стал стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Католикосов Грузии. Давид IV Строитель (10891125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила (типикон) для монастыря (1123). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (14461465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.
http://www.arstudia.ru/img/shio_mgvimsky.jpg


Монастырь был опустошён вторжением (16141616) персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османская оккупация Грузии привела к ещё одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, часть мощей святого Шио хранившаяся в монастыре была сожжены, но одна кость сохранилась . Несмотря на то, что в советское время монастырь был закрыт, монахи всё равно продолжали тайно совершать богослужения . В настоящее время монастырь является действующим и привлекает большое число паломников и туристов. Особенно часто в этот монастырь стремятся приехать девушки и женщины , которые не могут зачать ребёнка. Святой Шио считается великим чудотворцем и помогает людям в разных просьбах и в этой тоже.
http://i4.otzovik.com/2012/10/17/286936/img/53612453.jpg
Надгробие на месте захоронения святого Шио.

Монастырь располагается на склоне хребта уступами, и здания стоят как бы одно над другим.

На территории монастыря находится несколько строений, из которых самое древнее - храм Иоанна Крестителя. Собственно, это хронологически первое сооружение. Архитектурно оно очень сложное, входить надо через колокольню и внутри будет несколько темных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Когда-то там был красивый иконостас, но сейчас его вывезли в столичный музей.

Храм Богоматери построен около 1100 года по инициативе Давида Строителя. Сейчас это центральный храм монастыря. Первоначально у храма был купол, но во время нашествия шаха Аббаса в 1614 году храм был разрушен и восстановлен только через полвека, в 1678 году. Восстановили его уже в упрощенном виде, как базилику.

http://photo.turmir.com/uploads/user_5509/wyo_mgvime2.jpg

Сейчас храм снаружи не впечатляет - он прост, не имеет никаких украшений и архитектурных излишеств. Всё очень минималистично. Однако, внутри довольно красиво, там сохранились фрески и росписи. На стенах местами кто-то повесил иконы-фотообои. Непонятно, для чего. Фотографировать в храме нельзя. Кроме двух этих храмов здесь есть еще несколько хозяйственных построек и небольшая церковь высоко на скале. Добираться до неё трудно. Родников в свободном доступе нет. Монастырь  действующий, тут все строго,

Дни памяти святого Шио: 26 февраля, 20 мая, 22 мая

Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author