filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

608 лет назад закончил земной путь практически забытый Святитель Московский Киприан

http://www.vidania.ru/picture/vysozkii/kiprian_320x436.jpg

Сегодня, 29 сентября, День памяти митрополита московского Киприана, который  на протяжении 15 лет управлял Православной Церковью на Руси.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Veliko-tarnovo-cathedral-imagesfrombulgaria.JPG/360px-Veliko-tarnovo-cathedral-imagesfrombulgaria.JPG

Святитель Киприан, выходец из знатного болгарского рода Цамблак, родился около 1330 года в древней болгарской столице Велико Тырново, где и начал свой монашеский путь в Килифаревском монастыре. Ещё в  11861393 здесь была столица Второго болгарского царства, место коронования болгарских царей и резиденция архиепископа, а с 1235 — болгарских патриархов. Год пострижения Киприана — неизвестен.
http://www.pravoslavieto.com/manastiri/kilifarevski/6/porta.jpg

По всей видимости Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем — на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей.

В русле своей объединительной политики, Константинополь (точнее,  патриарх Фелофей), которому в то время подчинялись все российские митрополиты, стремился к сохранению единой русской митрополии, сделав ставку на более верную Москву. Главной опасностью, угрожающей единству митрополии, было соперничество двух русских государств, литовского и московского, за право объединения под своим верховенством всех русских земель. Это противостояние имело непосредственное отражение на состоянии обширнейшей Киевской митрополии, которая оказалась фактически разделённой по границе этих государств. Положение усугублялось тем, что митрополит всея Руси , Святитель Алексий был по-существу главой московского государства. В результате, он потерял возможность посещать свои западные епархии, а великий князь литовский Ольгерд требовал его водворения в титульном городе митрополии Киеве, находившемся под его контролем. Другим вариантом, приемлемым для Литвы, было создание отдельной Литовской митрополии. О «своей» митрополии задумывались и в Москве. В результате к моменту кончины св. Алексия Русская Церковь оказалась разделенной на три независимые друг от друга митрополии: Московскую, Литовскую (причем, возглавлявшие обе эти кафедры архиереи именовались "митрополитами Киевскими и всея Руси") и Галицкую. Константинополь вначале поддерживал Москву, но это привело к недовольству со стороны  православного литовского князя Ольгерда, который писал жалобы на Москву и угрожал переходом в  католицизм. Эту идею поддерживали и союзники Ольгерда тверские князья. На этом пути сохранить единство русской митрополии и всего русского православного мира было весьма затруднительно. Смягчить ситуацию в Литву  Константинопольский патриарх отправил доверенного человека, который смог бы примирить князя Ольгерда и митрополита Алексия. Таким доверенным человеком патриарха и стал Киприан, которого благотворил литовский князь Ольгерд.

Прибыв в Россию, Киприан
познакомился с преподобным Сергием Радонежским. Сблизился он и с северным русским монашеством, которое было близко ему по духу и политическим взглядам. Из Московского княжества вернулся в Литву. Способствовал развитию почитания в Литве Виленских мучеников и доставке частиц их мощей в Константинополь.

2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси». Митрополит Киевский и всея Руси Алексий  был ещё жив и, несмотря на различие в титулах, совершенно ясно, что Киприан ставится по существу на уже занятую кафедру. Однако попытки через послов добиться признания своих полномочий от новгородцев и московского князя успехом не увенчались. Киприан для князей на Руси был нежелателен. так же как нежелателен он был для Золотой Орды и для Запада.  Хотя Москва постоянно боролась за единство митрополии, безропотно принимая от Константинополя даже не самых желаемых Предстоятелей, Киприана здесь в России  видеть категорически не хотели. В глазах великого князя Димитрия Иоанновича Киприан не только запятнал себя обличением его уважаемого святителя Алексия и узурпацией митрополичьей кафедры, но и виделся откровенным ставленником, едва ли не агентом Литвы

Преемником святителя Алексия князь Димитрий хотел видеть русского по происхождению, дабы по возможности избежать влияния Константинополя и Вильны. В то же время великий князь Димитрий уже осознавал себя достаточно могущественным государем, готовым сразиться с монголами и сбросить ненавистное иго. К сожалению, осознание своей силы привело князя к мысли оказать давление на Церковь, принудить ее признать своим Предстоятелем верного князю человека и заставить ее служить политическим интересам государства.

Увы, но св. благоверный князь Димитрий Донской, при котором возвышение Москвы стало еще более стремительным,  не устоял перед соблазном наложить свою руку на дела церковные. Князь Дмитрий даже попытался сам  найти кандидатуру на Московского Митрополита и нашёл некого Коломенского попа Митяя. Однако поп Митяй  , отнюдь не был аскетом. До бесстрастия и духовной глубины ему также было весьма далеко. Известно, что он очень любил пышность в быту и одежде. Отмечали, что он, подобно моднице, по нескольку раз на день менял свои туалеты, блистая "ризами драгими и светлыми". Митяй очень не хотел постригаться в монахи, хотя это было необходимо ради дальнейшего карьерного продвижения и недопущения в Москву киприана. Но в преддверии кончины святителя Алексия Димитрий Донской принудил Михаила принять монашество. В тот же день великий князь сделал своего фаворита настоятелем придворного кремлевского монастыря Спаса на Бору. Это чрезвычайно возмутило русское духовенство и монашество. Обласканный князем фаворит с духовенством повел себя необычайно жестоко. Митяй проявил непомерное властолюбие, карая направо и налево священников, архимандритов и даже епископов. Пафос репрессий Митяя был направлен, главным образом, против монашества и его наиболее ярких представителей - преп. Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и других. Кроме того, великорусское духовенство не могло не понимать, что с поставлением Митяя надолго, а быть может, и навсегда будет похоронена надежда на объединение Литовской и Московской митрополий в единую митрополию Киевскую и всея Руси.
http://www.afonnews.ru/media/pic_full/2/8347.jpg

Когда умер святитель Московский Алексий, митрополит Киприан по благословению Патриархата Константинополя едет в Москву, чтобы возглавить Московскую кафедру. Однако Князь Дмитрий Донской не только не впустил Киприана в Москву, но по его приказу святитель был схвачен, ограблен, заключён в тюрьму и потом выдворен с позором из Москвы. Митрополит Киприан предал  князя Дмитрия Донского анафеме и искал защиты у Константинополя, который сам лихорадился от внутренних потрясений по разделу власти. Киприан от Константинополя получил право подписи "Митрополит Всея Руси". Правда сам митрополит не может приехать в Москву и живёт то в Литве, то в Греции, то в Конмтантинополе или Болгарии. А политика князя Дмитрия Донского привела к тому, что интересы Русского духовенства, Константинопольского Патриарха и Московского князя так разошлись, что в России в одно время было сразу три действующих митрополита Всея Руси, это Киприан, Пимен и Деонисий (Парадокс в том что сразу два митрополита киприан и Деонисий соперничающие друг с другом и сам князь Дмитрий Донской ныне прославлены в лике святых угодников Божьих. Пимен же оказался просто авантюристом).

Более скандальной ситуации на Руси еще не было. Стало очевидно, что каноническая зависимость от греков в новых исторических условиях уже работает во вред Русской Церкви.

В это время в московской политике во многом под влиянием авторитета преподобного Сергия Радонежского происходит решительный поворот, который приводит в итоге к разрыву Руси с Ордой и Куликовской битве. Осенью 1379 года князь Дмитрий Донской   был благословлён преподобным Сергием на борьбу с татарами. Против Татар выступил и митрополит Киприан, который благословил на битву против Орды литовских князей. В феврале 1381 года Дмитрий Донской послал своего духовника   за Киприаном, звать его на митрополию. И Киприан, едет в Москву, где его со всеми почестями встречает великий князь. Логично предположить, что разрыв Руси с Ордой должен был привести к улучшению отношений князя с митрополитом.

В Москве именно митрополит Киприан в 1381 году канонизирует святого благоверного князя Александра Невского. Пишет новую редакцию жития  святого митрополита Петра.

Однако вскоре положение изменилось. Поддерживаемый Тимуром, хан Тохтамыш сверг Мамая и предложил русским признать свою власть. Из Москвы ответили отказом. Тогда в 1382 году Тохтамыш во главе своих полчищ отправляется на русские земли. В осаждённой Москве татары устраивают кровавую бойню, ни кого не выпуская из города. Однако митрополиту Киприану удаётся получить согласие оставить Москву и всё покинув , как посчитают москвичи, заботясь не о святительском долге, а о своей безопасности, он уезжает в Тверь. Киприан был удален из Москвы. В Константинополе его тоже уже считали "неканоническим митрополитом", а значит и в Орде  признавать его за духовного "лидера" не пожелали.

В 1385 году митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства своей деятельности. В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известным своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский. Всё это время Киприану покровительствует Византийский император Павел Пятый. В мае 1387 году император просил у синода отсрочить суд над Киприаном, так как тот нужен был ему для выполнения важного поручения. 29 мая Киприан вновь отправился на Русь. После этого мы видим Киприана в Киеве и Литве, где он просит литовского князя возглавить антипольскую каолицию.

Очередная смена патриарха в Константинополе в феврале 1389 года положительно сказалась на судьбе Киприана: новым патриархом стал Антоний, давний его сторонник. Поэтому восстановление Киприана в статусе митрополита Киевского и всея Руси прошло стремительно, уже в феврале.

19 мая, умер св. благоверный князь Димитрий Донской. Его преемник - Князь Василий Димитриевич - счел, что пора положить конец смуте и принять митрополитом на Москву Киприана, единственного оставшегося к тому времени в живых претендента. В начале 1390 г. Киприан торжественно въехал в Москву, кафедру в которой он занимал уже до конца своих дней. Этим церковная смута на Руси была, наконец, исчерпана.

Однако, она не прошла бесследно для Русской Церкви. Каковы же ее последствия? Во-первых, авторитет греков весьма упал в глазах православных русских людей. И хотя на Руси еще по-прежнему не помышляли о выходе из Константинопольской юрисдикции, но отношение к былому центру восточно-христианского мира было уже достаточно скептическим: денежные аферы с поставлением русских митрополитов сделали свое дело.
Во-вторых, был создан крайне опасный прецедент вмешательства государства в дела Церкви. Однако, при Димитрии власть Московского государя была еще слишком слаба для того, чтобы диктовать свою волю митрополитам.

Единство русской митрополии было, наконец Киприаном  восстановлено, правда скорее формально, так как епархии Галицкой Руси остались под властью польского короля, и  митрополиту въезд в них был невозможен. Начался, пожалуй, самый плодотворный период его деятельности. Митрополитом Всея Руси Киприана отказался признавать и Новгород. После долгих переговоров митрополит идёт на крайние меры и снимает сан  с еписков не признающих его.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Sretensky_Monastery_3.JPG/420px-Sretensky_Monastery_3.JPG

В 1395 году, когда армия Тимура (Темир-Аксака) вступила в русские земли, по инициативе Киприана из Владимира в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери. Полчища новых завоевателей отступили от русских земель и направились в сторону Кавказа. На месте встречи святыни (26 августа) митрополит Киприан благословляет основать Сретенский монастырь.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1b/Andronikov.jpg/420px-Andronikov.jpg
Позже он же благословил строительство Спассо-Андронникова монастыря.

Одной из важнейших забот митрополита в это время стали усилия направленные на достижения унии с Римской Церковью. Когда Литовский православный князь женился на Польской королевне и принял католицизм, то митрополит Киприан стал понимать, что он теряет влияние Православной Церкви на Западе и стал добиваться воссоединения Православной и Католической Церквей.  Воссоединения христиан Востока и Запада ещё было необходимо и перед угрозой исламатизации Востока. Киприан действовал в интересах государства того времени. Речь не шла о подчинении Папе Римскому, а только о объединении и единстве, но только после собора, на котором будут обсуждаться догматические расхождения. У православных не было сомнения, что византийское богословие, основанное на учении святых отцов, одержит безусловную победу над  богословием запада. Так или иначе, но идея собора нашла много сторонников и в западной церкви. Митрополит Киприан встречался с Королём Польши Владиславом Ягайло и предлагал провести такой общий собор на территории Литвы. Польшу не устраивало место проведения собора, т.к. Литва  ещё действовала в интересах России. Да и Константинополь посчитал проведение собора преждевременным, так как  турки уже захватывали Византию. Константинополь согласился на объединение с Западом, но только с условием, что Польша примет участие совместно с Византией в военной обороне Константинополя против турок. Патриархия Константинополя призвала Митрополита Киприана оказать своё влияние на Польского Короля чтобы он принял участие в защиты Константинополя против исламских турок.

Надо пояснить, что ни о какой "Византии" в те времена никто и не слыхивал. То, что сегодня мы называем Византией, было на самом деле Римской империей, управляемой законными римскими императорами, принявшими христианство, со столицей империи в Константинополе, именовавшемся тогда Новым Римом, с жителями, называвшими себя ромеями и говорившими на ромейском языке, хотя на самом деле язык был греческим. После того как Карл Великий в 800 году объявил себя императором, в Римской империи появилось два императора и империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная через императора Константина Великого имела прямую, законную, непрерывную преемственность от Рима .

К тому же, во времена митрополита Киприана шло уже четвертое столетие, как Римская империя разделилась и в церковном плане: Восточная исповедовала православие, а Западная - католичество.

По своему географическому положению Восточная Римская империя оказалась в крайне тяжелом положении. С запада - чуждая по духу, жадная инославная Европа, а с востока - непрерывный натиск воинственных мусульманских племен.   Вся империя, а также православные государства на Балканском полуострове оказались под властью турок. Держался ещё фактически один Константинополь.  Рушился оплот Православия.


Несмотря на татаро-монгольское нашествие и захват Ордой фактически всей Восточной Европы, Константинополь сохранял на этой территории свое церковное управление и считал эту территорию и ее население неотъемлемой частью своей православной территорией. Более того, Орда принимала этот фактор как абсолютно законный и считалась с ним при организации своей административной системы даже после того, как в начале XIV века в Орде было принято мусульманство. Именно поэтому Русская Церковь, в отличие от русских княжеств, была освобождена от дани Орде. Признанным турками хозяином Русской Церкви был Константинополь.
http://www.khomutovo.ru/vocabulary/Images/kiprian_mosk.jpg
Для Константинополя православная Русь в то время еще оставалась Киевской Русью. Русские митрополиты именовались Киевскими и всея Руси и посвящались в Константинополе. Тем самым Константинополь отстаивал идею Вселенского православия, борясь против стремления отдельных государств и княжеств замкнуться в границах и интересах узкоместнических и превратить Церковь в орудие княжеского сепаратизма.

Польша  условия Константинополя не приняла.
Активно проводя политику объединения христиан перед лицом угрозы османского завоевания, митрополит Киприан за время своей деятельности с 1390 по 1406 годы  отстранился от вопроса безопасности Константинополя и  ни разу не был, ни в Орде, ни в Константинополе, но дважды на длительные сроки (с 1395 по 1397 и с 1404 по 1405 годы) уезжал жить в Польшу . Основной заботой Киприана там было « сохранение  православия». В целом Киприан не оправдал надежд Литовских князей: перебравшись в Москву, он стал столь же активным поборником единства Русской Церкви и сторонником Московских князей, как и его великие предшественники. Да и Польша в замен не сдерживала  обещания своего Короля Казимира  относится ко всем христианам Галиции с равноправием. 
В 1381 г.   монахами-доминиканами была учреждена инквизиция. При Ягайле в ряде мест Галиции у православных в Польше стали отбирать их храмы, которые переосвящали в костелы. Например, подобная участь постигла кафедральный собор в Перемышле . Православные все более стали подвергаться дискриминации. Особенно тяжелым было положение крестьян на землях, пожалованных панам-католикам. В городах же повсеместно вводимое Магдебургское право также ограничивало права православных русских ремесленников, которые не могли быть приняты в цеховые объединения. Даже православной аристократии был весьма ограничен доступ ко двору и государственным должностям, что влекло за собой постепенное совращение галицких бояр в латинство. Русским православным боярам и князьям не дозволялось занимать придворные и государственные должности. Однако, в Литве православные составляли подавляющее большинство населения и благодаря этому смогли выступить за свои права. Дипломатический талант Киприана и его умение находить компромисс со всеми много способствовали благу Православия в Литве и Польше.
http://www.strany.net/foto/russia/p_1254.jpg
В начале XV столетия митрополит чаще жил в подмосковном селе Голенищево, занимался там книжной деятельностью. Там, на берегу озера, построил святитель церковь Спасителя, и тем положил основание монастырю, известному под именем Святоезерского.

Митрополит Киприан умер
16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.
дд

Святые мощи его были обретены при перестройке Успенского собора 27 мая 1472 года. Этот год и считается годом его прославления в лике святых за его дела перед Православной Церковью. Ныне его мощи  пребывают в земле под спудом справа в углу от главного входа в собор .

Святитель Киприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оставался молитвенником и предстателем за Всероссийскую паству. Высокообразованный, книжный, монашеского устроения души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от принятого послушания...

При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с мартовского года на «сентябрьский», активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей. Киприан настойчиво добивался введения поминания в России имени византийского императора на Литургии. Однако исследования говорят о том, что поминание византийского императора было нововведением и что оно не имело последствий.

При крещении митрополит требовал  ставить для крещаемых только по одному восприемнику или восприемнице, смотря по полу крещаемых, а не обоих вместе. Крестить детей принято было в скором времени по рождении. Митрополит Киприан повторил запрещение делать проскомидию дьяконам и служить литургию без вина, и вопреки Константинопольскому собору 1276 года, запрещал при служении нескольких священников исполнять одному из них диаконские обязанности и потому без дьякона велел служить только одному священнику. Необходимой принадлежностию для литургии был антиминс, потому во Пскове, за недостачей антиминсов, их резали на части. Киприан запретил это и послал во Псков 60 новых антиминсов. Ворам, душегубцам, сквернословам, живущим с женами без брака и четвероженцам   митрополит  не велели давать причастия, разве при смерти; троеженцы отлучались от причащения на 5 лет.

Киприан много выступал против проникшего с Запада обливательного обряда крещения и ряда других новшеств.

По митрополичьей богословской программе в 1390-х годах созданы шедевры русской исихастской иконописи — Архангел Михаил с деяниями и Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах. При Киприане в 1404 году афонский монах Лазарь Серб установил возле Благовещенской церкви первые в Москве часы с боем, необходимые священнику для заполнения служб чтениями и руководства протяженностью церковного пения . В 1405 году в Благовещенской церкви трудились митрополичьи иконники Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв, который при Киприане пишет свою Троицу. По всей вероятности и приезд Феофана Грека на Русь так же связан с инициативой Киприана
http://chaskor.ru/js/img/kipr/kiprian.jpg
И всё же, почему   произошел столь жестокий конфликт между московским князем димитрием Донским и митрополитом Московским и Всея Руси Киприаном?

Есть все основания предполагать, что как раз в эти годы, то есть в конце 70-х годов XIV века, в Москве усилилась боярская партия, которая видела политический путь Москвы в подчинении Орде и в сотрудничестве с генуэзскими купцами - католическими противниками Константинополя, как путь более надежный и спокойный. Политика Орды была тесно связана с генуэзской торговлей в Крыму и в Сарае. Генуэзцы очень пристально следили за отношениями Руси и Орды и в возвышении Москвы, а также в ее союзе с Литвой были крайне не заинтересованы.

Генуэзские и венецианские купцы захватили себе всю торговлю на Черном и Средиземном морях, имели также экономические и политические связи с Ордой и держали в кабальной зависимости экономику Константинополя. При этом Генуя и Венеция вели ожесточенную борьбу между собой за превосходство на мировом рынке и активно использовали в своих целях политические нестроения как в Константинополе, так и на Руси. Так что Киприан - ставленник и единомышленник патриарха Филофея, борца за объединение Руси и непримиримого врага генуэзцев-католиков, - этим политическим кругам был явно нежелателен.

Константинополь же все свои силы направлял на объединение православного мира, в том числе на объединение Руси и, в частности, на утверждение авторитета Москвы.


Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие.

Личность митрополита Киприана запечатлелась как некий легендарно-идеальный образ высокоученого иерарха, имеющего абсолютный авторитет.

Именно митрополит Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы в неделю 2-ю Великого поста, а также анафематствование еретиков в неделю Торжества православия.

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло... (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.).

Главным достижением Киприана, бесспорно, было воссоединение Литовской и Московской митрополий в единую Русскую Церковь. Однако, ему так и не удалось вернуть под свой омофор Галицкую Русь.

Увы, но сегодня имя Киприана среди других святителей Московских почти забыто. На Руси во времена святителя Киприана, безусловно, наблюдался самый высокий взлет русской духовной культуры. Может быть, именно сияние столь славных имен того времени, таких как преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублев, святитель Стефан Пермский, Феофан Грек, Епифаний Премудрый, многочисленный сонм учеников преподобного Сергия - затмило в нашем сознании личность предстоятеля всей Русской Церкви, отодвинув ее на второй план?


ТРОПАРЬ
Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен / и благими нравы украшен, / Духом Святым просвещен, / совершив святыню в страсе Божии, / сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, / пасый Церковь Божию Русския митрополии, / постом вся поборая, волнение претерпе, / гонение пременув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, / и сего помощника имея, / и того стопам последуя. / Служитель благоприятный / заповеди Божия соблюдая, / Духом Божиим наставляем, / просвещая верныя люди учением словес твоих, / пощением украси житие свое, / ярем Господень измлада восприим, / и паче всех Христа возлюби. / Того ради и архиерейским седалищем поч­тен, / и, яко светозарное солнце от Сербския земли происшед, / и по вся концы Русския земли добродетелию просияв, / светило явися мирови, / и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, / великий архиерею Божий, Киприане митрополите, / учителю и наставниче Русския земли, / всегда предстоя престолу Пресвятыя Троицы, / моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех, / да спасет тебе ради души наша.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author