filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

3 октября, День памяти святого князя Михаила Черниговского

http://www.pereprava.org/uploads/posts/1349944261_knyaz-chernigovskiy-1.jpg

Святой благоверный князь Михаил Черниговский с детства отличался благочестием и кротостью, но имел очень слабое здоровье. По молитвам преподобного Никиты Столпника князь получил исцеление. С 1223 года после гибели на реке Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил, также принимавший участие в этой жестокой битве, стал князем Черниговским. С 1235 года он занимает Киевский великокняжеский стол. В 1238 году Батый разоряет черниговский «злой город» Козельск, а в 1239 году и сам Чернигов. Но великий князь Михаил в это время находился в Киеве. В 1240 году Батый прислал своих татар и в Киев, и те были поражены богатством и великолепием города. Тогда Батый прислал послов к киевлянам с предложением добровольно покориться его власти. Благоверный князь Михаил понял, что ордынцы хотят коварством взять город и опустошить его, и потому повелел умертвить послов Батыя. В ответ ордынцы двинули 600-тысячное войско к столице Киевской Руси, все уничтожая на своем пути. Понимая, что сопротивление бесполезно, оставив город опытным воеводам, князь Михаил вместе с боярином Феодором отправился в Венгрию, Польшу и Германию в надежде поднять европейские христианские страны на борьбу с монголами-язычниками. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, а позже пришел черед Венгрии и Польши. В Германии же князь Михаил был беззастенчиво ограблен и, не получив ничьей поддержки, возвратился в разрушенный Киев. Некоторое время он жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Однако благоверный князь не терял надежды на возможность объединения христианской, как ему казалось, Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Но католическая Европа в лице своих главный духовных вождей - римского папы и германского императора - предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором и сам приложил немало усилий, чтобы повернуть лавину степняков на север, на православную Русь, и тем отвести удар от себя. Немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

После этого Михаил Всеволодович вернулся в Чернигов, где правил до момента, когда, вместе с рядом других князей, был вызван в Орду.

Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен. Его обезглавили вместе с его боярином Фёдором.


http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/5/17523.jpg

Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов. В 1572 году останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву.

00000

В 1772 году его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе.

http://www.nsad.ru/pic/003124.jpg

В 1812 году во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

У святого князя Михаила Черниговского было несколько детей, история называет 7 детей, но достоверно может быть известно о трёх, Ростиславе, Марии и Феодулии.

Именно дочь Феодулия вошла в историю государства Российского и Церкви Православной, как святая преподобная Ефросиния    Суздальская. Её день памяти Православная Церковь праздновала 1 октября.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался.

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен. После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.


http://content.foto.mail.ru/mail/tamara-lagutina/_blogs/i-7141.jpg


При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

http://www.anapahram.ru/images/Obshchestvo/Religiya/20130924/036f4d6f024cda072ba56ac98a4a2373.jpg

Мощи святой Ефросиньи Суздальской долгие годы находились в Российской Автономной Православной Церкви. Московский Патриархат всеми правдами и неправдами устремился завладеть мощами святой.

Вот как это всё было... 30 августа 2013 года  во время богослужения появилась большая группа лиц, которая своими действиями и выкриками прервала и затем окончательно сорвала богослужение, проводимое самим Митрополитом Феодором. Некоторые из этих людей были одеты в униформу судебных приставов, другие были одеты в гражданскую одежду, третьи в военный камуфляж, и по свидетельству присутствующих, имели при себе оружие.
Напавшие на церковь люди не представились, не предъявили своих документов, но заявили, что они явились забрать раки с мощами святых Евфимия и Евфросинии по решению суда. На требование присутствующих богомольцев и самого Первоиерарха Феодора показать им решение суда, они ответили отказом. Вместо этого они попытались насильственными действиями вынести раки с мощами святых.
Среди нападавших верующие узнали заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Анну Филиппову и сотрудницу Территориального управления Росимущества по Владимирской области Светлану Кузьмину. Как было указано, их сопровождали мужчины, которые в церкви, храме молитвы, вели себя вызывающе и оскорбительно для присутствующих. Один из них, Михаил Михалев, фигурирующий как "судебный пристав", приказал выносить мощи.
Налетчики пытались насильственно захватить мощи святых Евфимия и Евфросинии. Они применили силу к Митрополиту Феодору, который по случаю богослуждения был облачен в соответствующие одеяния.


Как говорят жители Суздаля , Патриарх Кирилл отказался даже приезжать  в Суздаль только потому, что не все храмы и не все мощи были отобраны у РПАЦ. Если это действительно так, то это грех ему, который не отмолить очень долго.

Есть у святого князя Михаила Черниговского и ещё один святой близкий родственник, это святой благоверный князь Олег Брянский, память которого тоже отмечается вместе с Михаилом, 3 октября.


http://s3.uploads.ru/t/tvKsU.jpg

Святой Олег был сын брянского князя благочестивого Романа Михайловича, тем самым являлся внуком святого Михаила Всеволодовича, князя черниговского, мученически скончавшегося в Орде в 1246 г и племянником святой Ефросиньи Суздальской. В то время все русские князья были в воле та­тарской, и св. Олег с отцом своим, князем Романом, по приказанию хана Менгу-Темира участвовал вместе с татарами в войне против Литвы. По окон­чании похода Олег приехал из Новгорода Литовского во Владимир (на Волыни) к князю Владимиру Васильковичу волынскому, женатому на сестре св. Олега Ольге-Елене Романовне. Неизвестно, когда (после 1247 г.) св. Олег, оставив мир, принял монашеское пострижение. Иноческое имя святого князя передается в известиях разно: то Василий, то Леонтий. Св. Олег построил на свои средства в городе Брянске Петропавловскую обитель.

http://photos.wikimapia.org/p/00/03/16/18/46_full.jpg


Скончался он строгим подвижни­ком, вероятно, в конце XIII или начале XIV вв. Мощи его почивают под спудом в ка­менном храме выстроенной им Петропавловской обители города Брянска.

Святой князь Михаил Черниговский является не единственным святым князем города Чернигов. Буквально 2 сентября Православная Церковь чтила память святого благоверного князя Игоря Черниговского.


http://www.dmitrovicona.ru/pictures/p1030632.jpg

В рождении Игорь, в крещении — Георгий; в иночестве — Гавриил; в схиме — Игнатий.

Правил Игорь Черниговом, за век до правления Михаила.
Правда его  княжение продолжалось только  две недели. Князь был пойман, и заточён в поруб. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и согласно его воле постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре  . Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря. Враги князя Игоря были недовольны фактом выздоровления князя.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg/450px-%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери («Игоревский» образ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Владимиру Мстиславичу удалось отбить Игоря у разъяренной совершенно неуправляемой толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а труп, привязав к ноге веревку, выволокли и бросили на торговой площади. Даже мертвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасо-Преображенском соборе.

Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне .

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/NSH_Chernigiv_Spaso-Preobrazhenskiy_Sobor_002.JPG/330px-NSH_Chernigiv_Spaso-Preobrazhenskiy_Sobor_002.JPG

Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.

7F2g9HgjOR0

Детей после себя, князь Игорь не оставил.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author