filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Могила апостола и евангелиста Иоанна Богослова


9 октября Православная Церковь чтит Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Говоря проще, День земной кончины этого святого.
А событие это одно из самых загадочных в  Священном Предании.


Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Итак, известно, что апостол Иоанн Богослов был погребён (если можем так сказать) в городе Ефесе.

Ефес, это бывший город недалеко от современного города Турции , Измир. Этот город основан за 500 лет до Рождества Христова, но в 15 веке он был разрушен до основания и сегодня это крупнейший центр античной культуры.

Ефес, это крепость и она была построена во времена, когда на ефесян нападали арабы.
На территории крепости располагается храм-усыпальница святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Здесь он скончался в самом начале II века. Храм был построен лишь в VI веке, при императоре Юстиниане.

В городе находится и Дом Богородицы и Пещера Семи отроков Ефеских. И конечно храм Святого апостола Иоанна Богослова.

http://img.travel.ru/images2/2010/04/object178879/s4.jpg


Святой Иоанн прибыл в Эфес, жил в этом городе и начал писать Евангелие в старой церкви, здесь же он и умер. Археологические находки, обнаруженные здесь, показали, что в этом месте находились его могила и ещё пять других могил, имеющих форму креста, некоторые археологи считают, что такое расположение могил было осуществлено по желанию апостола Иоанна. Однако сделать окончательный вывод достаточно сложно, так как большая часть найденных здесь артефактов была тайно вывезена в Грецию, Австрию и другие страны. Начиная с ранних периодов христианства, эта церковь служила местом поклонения многих паломников. Однако в более поздний период церковь разрушилась из-за неблагоприятных климатических условий. По указу Юлиана церковь была вновь отстроена, и вокруг были построены колонны. Церковь была двухэтажной с 6 большими и 5 малыми куполами, 110 м длиной. Купола были мозаичными и украшены фресковой росписью. Во время раскопок было обнаружено довольно большое количество монет, датируемых I столетием. Из этого следует, что могила апостола Иоанна и церковь его имени были местом постоянного паломничества.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/395/86395989_4000491_IOANN_MOGILA_V_EFESE.jpg


Когда-то здесь был огромный религиозный центр. Для строительства храма использовались плиты и колонны храма Артемиды Ефесской. (Храм Артемиды никто специально не разрушал, он сам рухнул в IV веке в результате землетрясения и лежал уже полтора столетия в руинах.)
О масштабах храма в честь Апостола Иоанна Богослова говорит хотя бы тот факт, что эта церковь (вернее, собор) имел в длину 130 метров. (Для сравнения Храм Христа Спасителя в Москве – 85 метров в ширину и в длину.)

Вот как описывает этот древний храм один современный русский поломник побывавший в Ефесе:

Я поднимаюсь на вершину холма по небольшой мощёной улице, обсаженной пальмами. Это здесь, под этим синим безоблачным небом впервые прозвучала фраза «в начале было Слово». Между тем из турецких домов доносится запах жареной пищи. Пожилые турки равнодушно покуривают за столиками кальяны. Черноволосые мальчишки шумно играют в какие-то свои игры. Заметив меня, один из них подбегает, предлагая купить открытки с видом Эфеса. Я подхожу к небольшой крепостной стене из белого камня. Там, за ней, уже могила Апостола Любви. Но перед воротами вижу окошко кассы, и за вход внутрь нужно заплатить 5 турецких лир. Пройдя последнее мытарство, переступаю заветный порог и попадаю на роскошное плато — огромную площадку, украшенную многочисленными колоннами. Это остатки великолепного христианского храма, воздвигнутого в VI веке над могилой апостола византийским императором Юстинианом. Солнце палит нещадно, и в каждом камне — седая древность. Сворачиваю направо и вижу уже знакомую по фотографиям каменную плиту с надписью «Святой Иоанн». Всё. Я достиг желаемого.

Осмотревшись, пока ещё не обращаю на себя никакого внимания. Прямо у моих ног — старая металлическая решётка, прикрывающая небольшое углубление. Приподнять её невозможно, на ней замок. Стараюсь просунуть туда правую руку, чтобы потрогать могилу апостола изнутри. Затем, достав Евангелие, требник и акафист Иоанну Богослову, начинаю облачаться в священнические одежды. И вот здесь-то сразу же появляется турецкий полицейский. Он не подходит ко мне, но, глядя на меня, всё время звонит кому-то по мобильному телефону и что-то говорит на своём языке. Я стараюсь не обращать на него внимания и продолжаю облачаться. Сейчас начнётся служба — молебен с акафистом великому апостолу и чтением первой и последней глав из его Евангелия. От палящего зноя и присутствия полицейского я даже не вполне осознаю окружающую действительность. Кажется, что всё это во сне и не со мной. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!» — звучат первые вступительные слова молитвы.

http://cs4665.vk.me/u3296726/106352639/x_48d17cbd.jpg


Вот фотография того самого места, на котором был погребен Апостол Иоанн Богослов.
С этой могилой связано одно совершенно удивительное чудо
Как известно, мы несколько раз в году празднуем память св. Иоанна Богослова. И вот день его памяти 21 мая (по новому стилю) установлен в честь того, что в этот день…
из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже есть ложками (были популярны специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну») – во здравие души и тела.
В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников, больных, калек со всего мира. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника игумна Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах.
Игумен Даниил пишет: «…Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней…».


Здесь же, на месте раскопанного древнего храма, сохранилась удивительная и трогательная подробность древнего храма – солея.
Сегодня солея – это дорожка, параллельная алтарю. В середине солеи – амвон, место, на котором диакон произносит ектении, читает Евангелие.
В древности храм был устроен несколько иначе. Амвоном называлось возвышение посреди храма. От амвона к алтарю вела огороженная брусьями или лентами дорожка – солея. По ней свободно и проходил на амвон, даже через переполненный храм, диакон, неся в руках Евангелие.
И вот здесь как раз сохранилась эта мощная солея, ведущая от алтаря к амвону.

Давайте мысленно перенесемся в прошлое на полторы тысячи лет и окажемся в византийском храме как раз в тот момент службы, когда все готовятся слушать Евангелие. Что мы увидим?..
На полу и на скамьях сидят люди. Они не встают ни на чтение фрагмента из Ветхого Завета, ни на Апостольское чтение. …Но вот люди заволновались. Апостольское чтение заканчивается, и диакон всех призывает подняться, потому что сейчас будет возглашаться Евангелие, а через него Сам Господь Христос обратится к нам.
И в самом алтаре все приходит в движение… Священнослужители встают, зажигаются свечи, звенят цепочки кадил, с престола берется недавно положенное на него Евангелие. Еще минута-две – и из алтаря показывается процессия: служители с кадилами, свечами, опахалами… за всеми – старший диакон в роскошных одеждах. В его руках богато украшенное золотом и самоцветами Евангелие. Бывает, что Евангелие такое огромное и тяжелое, что его несут несколько человек.
Человеческое море приходит в движение. Все стремятся попасть как можно ближе к солее – помосту, который ведет от алтаря до середины храма. Самые благочестивые – уже у солеи. Они тянут руки за брусья ограждения, пытаясь коснуться Святого Евангелия или хотя бы достать до диакона. Родители поднимают маленьких детей, чтобы и те коснулись святыни. «Толпы народа напирают с обеих сторон, стараясь дотронуться до Священной Книги губами или руками, а кругом бушует людское море», так сообщает автор шестого столетия об этом.
Но вот диакон на амвоне. Евангелие положено на специальный столик и раскрыто. На секунды оно скрывается за ароматными клубами кадильного дыма, которым окаждают Святую Книгу. Устанавливается тишина. Епископ из алтаря призывает мир и благодать на верующих и благословляет диакона на чтение того самого евангелия, который написал апостол и Евангелист Иоанн Богослов , который и погребён в этом самом храме.

Subscribe

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

Comments for this post were disabled by the author