filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

14 октября. Покров Пресвятой Богородицы и чтимые иконы праздничного Дня

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/104/838/104838242_9_may_41.gif

В 910 году (по некоторым источникам , в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в иных источниках — с племенами русов в 860 и болгар в 926 году , и Константинополю угрожала опасность.

В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, в числе которых был Андрей, Христа ради юродивый — славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых; Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:



Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там. 


Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Иконы Пресвятой Богородицы покровительствуют многим городам и странам. Вот и в День Покрова,  Церковь Православная почитает много святых икон Богородицы в разных городах и странах.


http://old-cherdak.com.ua/uploads/images/ikonu/473.jpg

Грабовецкая Икона появилась в монастыре еще до пожарищ. Сохранилось предание, что настоятель обители, игумен Пахомий, дружил с полковником из Москвы, Николаем Албадуевым. В большие праздники Николай Алексеевич непременно приезжал в монастырь. И во время одного такого визита, накануне Рождества, он погиб, упав с лошади прямо на монастырском дворе. Игумен Пахомий распорядился похоронить своего друга в обители и занес его в списки вечного поминовения.
Мать покойного подарила монастырю икону Богородицы, которая для нескольких поколений Албадуевых была семейной святыней. Образ Одигитрия, или Путеводительница, написан на холсте, который приклеен на липовую доску. В это трудно поверить, но факт остается фактом – икона пережила все три разрушительных пожара, братия всякий раз находила ее на пепелище уцелевшей. Лишь края холста немного обуглились, да на изображении риз местами вспенилась краска, но лики Богоматери и Младенца остались, как было отмечено в описи девятнадцатого века, «совершенно чисты и прекрасного письма».
От образа стали происходить исцеления, особо многочисленные во время эпидемий холеры и моровой язвы. Икону, которая по названию монастыря получила имя Гербовецкая, вскоре признали чудотворной.
Год от года поток паломников в Гербовецкий Успенский монастырь увеличивался. В благодарность за исцеления в обитель несли щедрые пожертвования. На территории даже удалось построить величественный пятиглавый собор Святого Духа.
Сейчас Гербовецкая икона Богородицы считается хранительницей Молдовы. Каждый год после Пасхи она пускается в путь – посещает все приходы Кишиневской епархии. А ближе к зиме возвращается в Успенский монастырь – домой.


http://www.vidania.ru/icony/img/icon_bogorodiza_3917.jpg

В Подольской губернии большим почитанием среди православного и католического населения пользуется Браиловский образ Богоматери. Находится он в храме Браиловского монастыря, в местечке Браилове (Винницкая область, Украина). Время появления этой святыни теряется в далеком прошлом: считается, что иконе не менее 400 лет, в XVI столетии она уже была известна. По преданию, икона эта принесена в дар обители основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице Михаилом Кропивницким в 1635 году и с тех пор остается невредимой при всех постигавших ее тяжких невзгодах.

Богоматерь изображена на этой иконе в строго византийском стиле; изображение сделано на холсте, наклеенном на кипарисную доску. Живопись от времени потемнела. Изображение Богородицы поясное, правая рука приподнята. Одежда полностью покрывает главу, спускаясь на плечи и руки. Предвечный Младенец с левой стороны поддерживается рукою Пречистой Его Матери. Персты правой руки Спасителя сложены для крестного знамения, в левой руке Он держит Евангелие. Главы Богоматери и Спасителя увенчаны коронами. Лики на иконах, отличающиеся величавостью выражения, по временам видны отчетливо и ясно, а иногда бывают настолько туманны, что их трудно бывает рассмотреть. Помещается этот образ в иконостасе, над царскими вратами.

В том же соборном храме находится и другая местночтимая икона Богоматери, отличающаяся от вышеуказанной по своему изображению, но носящая то же наименование Браиловской. Она принесена в Браиловский монастырь в XIX столетии из Почаевской лавры и помещается в левой стороне церкви, у амвона.

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-10/1381766664_0_81a80_e52cbd9d_xl.jpg

Люблинская Икона находится в Люблине (город на востоке Польши), в городском Спасо-Преображенском соборе. Предание возводит историю этого образа ко временам жизни первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что святые братья принесли эту икону с собой в Моравию в IX веке. Отсюда уже их ученики, спасавшиеся от преследования немецких католических миссионеров, перенесли Люблинскую икону Божией Матери в Россию.

В Люблин эта икона была пожертвована ревнителями православия на Волыни князьями Константином и Иоанном Острожскими. Этот образ пользуется великим почитанием среди всего западного православного населения .

http://www.sv-icon.ru/images/300_279_400.jpg

Барская икона.   Древний образ из Барского монастыря Подольской епархии (современная Винницкая область, Украина).

В начале XVI столетия город Бар и его окрестности попали под польское владение, но в 1793 году вся Подолия была возвращена России.

С тех пор икона чтится не только православными, но и католиками.

Общецерковное празднование установлено в 1887 году.

В советское время Барский монастырь был разорён, спасённую чудотворную икону многие годы тайно хранили благочестивые люди.

Сейчас древний образ находится в Свято-Успенском храме города Бара.


http://www.vidania.ru/picture/shigri/icon_shigri_kasperovskaya_2.jpg


Касперовская икона. Небольшая икона, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени икона обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.

В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби, ночью, молилась со слезами перед иконой и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от иконы стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К иконе стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Касперовский образ схож с Корсунской иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.

http://www.zyorna.ru/userfiles/opisanie_icon/PokrovBogorodicy.jpg

Псково-Покровская чудотворная икона находилась в Покровской церкви г. Пскова, а точный список в московском Успенском соборе. Празднование ей установлено в память избавления города от упорной осады польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 26 августа поляки обступили Псков и готовили приступ на углу крепости при Покровском монастыре. Накануне приступа один благочестивый старец - слепец Дорофей-кузнец - сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес над псковской Печерской обителью и шел от нее ко Пскову через реку Великую. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху в сопровождении прп. Ан¬тония Печерского и прп. Корнилия, игумена Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, став на стене города, с видом скорбным сказала: «О люди беззаконные!

Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». Святые же молили Ее о защищении города. Тогда Владычица призвала к себе старца, удостоившегося видения, и пове¬лела: «Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам и к печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стрельбы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Ука¬зывая рукою на эти места, Пречистая приказала старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога. «А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов». Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но они так и не смогли ворваться в город.

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с прпп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским Василием, псковскими Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. Икона эта прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находилась, празднество ей совершается в день Покрова Пресвятой Богородицы. В память этого события составлена особая служба.

Икона пропала во время оккупации Пскова в 1944 году. В1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене прошла выставка, на которой экспонирова¬лась икона из частного собрания со странным названием «Псков (Плескау) и его окрестности». В собрание же икона была помещена с еще более странным объясне¬нием сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была «Богородица Псково-Покровская». В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона «Богородица Псково-Покровская». Германские власти выкупили икону из частной коллекции. 31 августа 2001 года икона была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе.


Все эти иконы Богородицы Православная Церковь празднует 14 октября в День праздника Покрова Богородицы.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author