filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Церковь в царствовании императрицы Анны Иоанновны Романовой

http://4.bp.blogspot.com/-6Qe96aJLppw/T44HEuKntCI/AAAAAAAALPo/gscnT9mMXQE/s400/8%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B+%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B.jpg

28 октября по новому стилю , 274 года назад умерла Российская императрица Анна Иоановна Романова...

Анна Иоанновна Романова, дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Параскевы Феодоровны (урожденной Салтыковой) родилась 28 января 1693 в Москве. Детство провела в кремлевских дворцах и подмосковной резиденции в с. Измайлове. Вместе с сестрами Екатериной и Параскевой получила скромное домашнее образование, обучалась немецкому, французскому языку и танцам. В 1708 г. вместе с матерью и сестрами переехала в Санкт-Петербург, где жила на Городской (Петроградской) стороне.


http://arch-house.ru/files/image/Architects/Bartolomeo_Rastrelli/dvorcy_gercoga_Birona_v_Mitave.jpg
Курляндия (Елгава)

В 17 лет вышла замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Свадьба состоялась 31 октября 1710 г. в Меншиковском дворце на Васильевском острове С.-Петербурга, венчание было совершено по православному чину. После смерти супруга, скончавшегося три месяца спустя, 9 января 1711 г. на пути в Курляндию, по настоянию Петра I Анна Иоанновна почти 20 лет проживала в качестве вдовствующей герцогини в Митаве (современная Елгава, Латвия).  В Курляндии Анна Иоанновна, стесненная в средствах, вела скромный образ жизни, неоднократно обращалась за помощью к Петру I, затем к императ-рице Екатерине.
http://avatars.yandex.net/get-tv-shows/1342714409142M73963/orig

Жизнь в Митаве настолько изгладила из ее характера всякие русские черты, что даже иностранцы считали ее чистокровной немкой.  Грубый ее природный обычай, смягчен не был ни воспитанием, ни обычаями того века, ибо родилась во время грубости России, а воспитана была и жила тогда, когда многие строгости были наказуемы; а это всё способствовало тому, что она не щадила крови своих подданных и смертную мучительную казнь без содрогания подписывала. Полностью забыв своё русское происхождение, она покровительствовала в первую очередь балтийским немцам, везде выдвигая их на ведущие посты. В будущей государыне были развиты  склонность к мщению, болезненное самолюбие и изысканная жестокость.  Иногда жестокость Анны принимала прямо болезненный характер,  желания издеваться над людьми...

В условиях политического кризиса и безвременья Верховный тайный совет, состоявший к тому времени из 8 человек (5 мест принадлежали Долгоруким и Голицыным), 19 января решил пригласить на престол племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, поскольку она рано овдовела, жила в стесненных материальных условиях, во многом за счет средств русского правительства.
Анна слыла женщиною очень умною, отличалась серьезностию поведения, величественною, царственною наружностию; приезжая в Петербург и в Москву из Митавы, всегда с просьбами о помощи, о поддержке, она старалась заискать расположение всех и потому оставляла после себя приятное воспоминание. Крайне важно было и то обстоятельство, что она не имела сторонников и каких-либо связей в России, а значит её выдвиженцы рассчитывали, что они смогут сами управлять этой женщиной из Курляндии.

Голицины и Долгоруковы поставили даже условия новой императрицы, что она должна перед вступлением в свою должность императрицы подписать пункты "кандиции" по которым Анна Иоанновна должна была прежде всего заботиться о распространении в России Православия, обещала не вступать в брак, не назначать по своему усмотрению наследника престола и сохранить Верховный совет. Анна Иоанновна не имела права объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, производить в офицерские чины выше полковника и в придворные чины, жаловать и конфисковывать поместья, ведать государственными доходами и расходами,  лишать дворян звания, жизни  и имения,     без суда.

Одни видят в "кондициях" стремление установить вместо самодержавия "олигархическую" форму правления, другие считают, что это был первый конституционный проект, ограничивавший произвол деспотического государства, созданного Петром, от которого страдали все слои населения, включая аристократию.

Анна Иоановна без колебаний согласилась на условия и скрепила их подписью
. 15 февраля 1730 г. она торжественно въехала в Москву, где на основании "кондиций" 20-21 февраля ей принесли присягу высшие сановники государства и генералитет. И тут же Анна Иоанновна публично разорвала "кондиции", обвинив их составителей в обмане. Вероятно, Анна Иоанновна предприняла этот шаг после консультации с архиепископом Феофаном Прокоповичем, который, судя по всему, настойчиво убеждал императрицу вернуться к прежнему единовластию.
28 февраля со всех была взята новая присяга Анне Иоанновне как самодержавной императрице, попытка "верховников" ограничить самодержавную власть подобием аристократической конституции провалилась. Анна Иоанновна была коронована в Москве 28 апреля 1730 г.
http://edu-history.at.ua/_pu/0/44434406.jpg
архиепископ Феофан Прокопович


При коронации императрицы Анны Иоанновны было допущено значительное изменение, предпринятое, несомненно, по инициативе архиепископа Феофана Прокоповича. В знак своей преданности новой императрице Феофан составил по случаю ее восшествия на престол благодарственный молебен. Свою преданность Феофан продемонстрировал и во время коронации 28 апреля 1730 г., когда он провел императрицу для принятия Святых Даров в алтарь, и она причащалась подобно императорам. По тем временам архиепископ совершил дикий поступок ввёв женщину в алтарь. Но архиепископ отстаивал, что по закону России от Петра Первого, священство и царство стоит на одном уровне. Архиепископ Иоанн не только поддерживал реформы Петра Первого, но и давал им теоретическое обоснование, практически признавая императрицу Анну гловою Русской Церкви.

Императрица Анна и сама вызывала у духовенства смущение, ведь она была вдовой курляндского герцега , который был лютеранин, да и сама Анна 20 лет прожила среди лютеран. Даже архиепископ Феофан в речах слова "Православная вера" сменил на "Христианская вера". Анна постоянно была обеспокоена настроением духовенства к ней, и не раз в своих указах требовала от Церкви ежегодных молебнов о своем "богоугодном правлении". Ее Тайная канцелярия жестоко преследовала всех духовных лиц, которые не совершали таких молебнов. Кроме того, все духовенство обязано было в письменном виде клятвенно подтвердить свою верность императрице.

Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Российский двор при Анне Иоанновне отличался пышностью и расточительностью. Императрица любила маскарады, балы, охоту (была великолепным стрелком). Более всего она любила наблюдать за многочисленными шутами  бросающимися в князей своими нечистотами. Вернулись стары нравы Петра Первого, вновь стали избивать и пытать непокорных.  При дворе царила грубость нравов.
http://restinworld.ru/nuke/objects/countries_stories/F/fqrh23frv10j5k1db8c37fn17ey09642/image/52006_35.jpg
Бирон

Отличалась природным умом, набожностью, но плохо образованная, не доверяющая русскому дворянству и не имея желания, да и способности самой вникать в государственные дела, Анна Иоанновна окружила себя немцами,  выходцами из Прибалтики. Огромное влияние на императрицу имел Бирон, по имени которого время правления Анны Иоанновны в историографии часто называют бироновщиной и связывают с засильем при дворе иностранцев, преимущественно немцев.

Часто период правления Анны Иоанновны называют "бироновщиной", отмечая, что его главной чертой являлось засилье немцев, пренебрегавших интересами страны, демонстрировавших презрение ко всему русскому и проводивших политику произвола по отношению к русскому дворянству.
Бирон (настоящее имя Бирен) был сыном курляндского придворного служителя. Самозвано приняв новое имя, он выдавал себя за представителя древнего французского аристократического рода. Обласканный Анной Ивановной, он не только достиг при ней прочного положения, но стал для нее необходимейшим человеком. Императрица и думала, и поступала так, как хотел ее любимец. Сила Бирона основывалась исключительно на любви государыни. Эгоистичный приспособленец, он не имел симпатий ни в царском окружении, ни в народе.

Шуты При Дворе Императрицы Анны Иоанновны, Якоби Валерий. 2264x1400. Просмотров: 612. Обновлено: 25 Июля 2012 г. www.ArtScroll.r


Однако Анна Иоановна заручась поддержкой Прибалтов недурно царствовала.
Анна Иоанновна восстановила значение Сената.
По ее указу в 1730 г. были сформированы 2 новых гвардейских полка - Измайловский и Конный, начата военная реформа, о тщательности которой говорит тот факт, что в обмундировании драгун произошли изменения, в частности белый цвет отделки был заменен красным, чтобы уменьшить износ формы
.
В 1731 г. Анна Иоанновна издала манифест о всенародной присяге назначаемому императрицей наследнику престола.
В 1731 г. Анна Иоанновна учредила Кабинет министров, сосредоточивший в себе все функции внутреннего управления.

1731 г. был учрежден Шляхетский дворянский кадетский корпус, готовивший профессиональных офицеров для армии. Разрешено было записывать дворян на службу с младенческого возраста, что давало им возможность по достижению совершеннолетия получить офицерский чин "по выслуге.
31 декабря 1736 г. вышел указ о назначении для дворян по желанию 25-летнего срока службы в армии.
В период правления Анны Иоанновны посредством ряда указов, ограничивших, а впоследствии вовсе лишивших прав владения землей .
В царствование Анны Иоанновны происходил постепенный рост промышленности. Увеличился общий объем внутренней и внешней торговли, проводилась регламентация торговли хлебом.

В 1731 г. был восстановлен репрессивный орган управления - Тайная розыскных дел канцелярия во главе с А. И. Ушаковым, занимавшаяся расследованием "слова и дела государева". В ходе следствия широко применялись пытки. Число арестованных по политическим мотивам в царствование Анны Иоанновны составило около 10 000 чел. Были заключены в тюрьмы, сосланы и казнены.


Россия в царствовании Анны Иоановны вела войны, она отказалась от Гиляна, Мазендарана и Астрабада, но удержала за собой Баку и Дербент. После изгнания турецких войск из Ирана российское правительство по Ганджинскому трактату (1735) передало Надир-шаху ширванское побережье, дагестанские земли и крепость Св. Креста, граница была установлена по р. Терек.
В ходе русско-австро-турецкой войны 1735-1739 гг. российские войска   в 1736 г. впервые вошли в Крым и разорили столицу Крымского ханства Бахчисарай. В результате нескольких удачных кампаний в Сев. Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии и Трансильвании был возвращен Азов (1736), взят Очаков (1737). Русско-турецкие мирные переговоры на Немировском конгрессе (август - октябрь 1737) не увенчались успехом. В ходе военной кампании 1739 г. российские войска разбили турок под Ставучанами и овладели крепостью Хотин. Под угрозой заключения сепаратного австро-турецкого мирного договора и надвигающейся войны со Швецией правительство Анны Иоанновны при посредничестве французских дипломатов вступило в переговоры с Турцией. По невыгодному Белградскому мирному договору (1739) Россия получила незначительные территории.

http://images.superstyle.ru/pic/art_pics/2_62_26283_1305552023.jpg

Большое значение императрица Анна Иоановна уделяла Церкви. Она повелела епископам искоренять всякие предрассудки особенно после того  как удалось продать императрице за 1000 р. кусок несгораемого полотна будто от ризы Богоматери. Для уврачевания этого зла принимались различные меры: обязательное чтение по церквам специально изданных для народа букварей (указ 1723г.) и поучений (указ 1785 г.), обязательное изучение катехизиса для вступающих в гражданскую службу (указ 1743г.), пропо-ведничество, катехизические беседы. Однако все это имело мало значения.
Гораздо важнее было устройство школ, которые, служа рассадниками просвещения, проливали свет и в религиозную область. Но, к сожалению, в светских школах прежде не уделялось должного внимания религиозному обучению, а сельское население было привлечено к школьному обучению сравнительно поздно. Поэтому в массе простого народа еще до сих пор замечается, хотя в меньшей, чем прежде, мере, недостаток религиозных познаний.


Анна Иоанновна, хотя и бывшая герцогиня Курляндская, окруженная немцами, отдавала должную дань уважения установлениям православной Церкви: ежедневно слушала богослужение, усердно строила и украшала храмы, беседовала с духовными особами, даже совершала богомолья.

Но, несмотря на религиозность и благочестие императрицы, в царствование Анны Иоанновны репрессиям подверглись 9 архиереев и значительное число священников и монахов. В 1730 г. число членов Святейшего Синода было увеличено с 4 до 12 чел., однако к 1740 г. в результате политических репрессий в составе Синода осталось лишь 2 архиерея и 1 протопоп. Только за 1732-1733 гг. в Тайной канцелярии было приговорено к различным видам наказаний 148 лиц духовного звания, что составило 37,5% от общего числа осужденных. Главным организатором "архиерейских процессов" являлся президент Синода архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович), широко использовавший покровительство Анны Иоанновны и личные связи с нем. придворной верхушкой в борьбе со своими политическими противниками в Святейшем Синоде и в среде высшего духовенства.
При императрице Анне страной управляли иноверцы, не имевшие никакого представления о православии и считавшие православные обряды суеверием. Виною тому были не только ее религиозные взгляды, но и "Духовный регламент", в котором сам архиепископ Феофан Прокопович , позволил себе многочисленные выпады против церковных обрядов.
http://telegrafua.com/photos/bank_18457_93737.JPG
Остерман

18 октября 1731 года при императрице Анны  произошло окончательное подчинение Церковного Синода Государственному Сенату, что, в свою очередь, означало зависимость Православного Синода от лютеранина Остермана .
В 1738 г. в Синоде заседал один-единственный епископ, а зачастую решения вообще принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протоиереем.
В правление Анны Иоанновны судебные, как и другие, права церкви мало уважались; нарушение их было обычным явлением как со стороны отдельных лиц и учреждений, так и самого правительства.
Биография Феофан Прокопович

Главным духовником в России при императрице Анне оставался архиепископФеофан Прокопович. В правление Анны Иоанновны около него сосредоточивалась вся церковная литература и без его одобрения не выходило в свет ни одного произведения. Сам он пользовался славой ученейшего человека своего времени; даже иностранцы отзывались с похвалой об его разносторонних познаниях. Члены академии наук Татищев, Кантемир и другие представители науки поддерживали тесные сношения с ним. Молодой Ломоносов пользовался его покровительством. Его библиотека, которой он охотно делился с другими, простиралась до 30 000 томов. Его домовое хозяйство было поставлено на широкую ногу. Он имел до 16 000 крестьян, два дома в Петербурге, дом в Москве и в с. Владыкине (под Москвой) и приморскую дачу (мызу) между Петергофом и Ораниенбаумом; получал громадные денежные доходы и вещественные сборы со своих имений; окружил себя большой свитой и роскошной обстановкой, не отставая в этом от вельмож своего времени.
С доносов этого архиерея многих епископов в России арестовывали, пытали. снимали сан и ссылали в сибирские монастыри.

В положении приходского духовенства в царствование Анны Иоанновны произошла серьезная перемена - стало еще хуже. Приходское духовенство было обложено многочисленными податями. При Анне Иоанновне был восстановлен сбор драгунских лошадей; виновные в небытии у присяги платили штраф за себя и детей.
При появлении духовных школ появились сборы на них; производился сбор и на богадельни, повсюду учреждаемые правительством.
http://ic.pics.livejournal.com/baronet65/15191435/105594/105594_320.jpg
А.П.Волынский

В начале царствования императрицы Анны Иоанновны кабинет-министр А.П. Волынский в своем "Генеральном рассуждении о поправлении внутренних государственных дел" заявлял, что плата за требы унизительна для духовенства, и требовал упразднить ее, так же как вынужденное землепашество священников, а вместо них установить твердый налог. Тогда при императрице Анны Иоановне своевольство местных властей не знало границ: безбоязненно и безнаказанно забирали они священнослужителей в свои канцелярии, держали под арестом, били, налагали на них неуказные тяжести и не хотели признавать ни прав духовенства, ни власти над ним архиереев. Наконец, страшные политические розыски, разборы и наказания за небытие у присяги довершали забитость и запуганность духовенства.

Людям нечем было платить налоги в гос.казну каие требовались императрицей Анной Иоановной. Продавали все, что могли найти в домах, как-то: хлеб, скот и всякую рухлядь. Лучших людей брали под караул, каждый день ставили их рядом разутыми ногами в снег и били по пяткам палками. Помещики и старосты были отвозимы в город, где содержались под стражей по несколько месяцев. Из них большая часть умирали с голода и от тесноты в жилищах. В деревнях повсюду были слышны палочные удары, вопли терзаемых крестьян, стоны жен и детей, томимых голодом
.

Ни до ни после Анны ни одно русское правительство (не считая, конечно, советской власти) не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью. Политика Анны Иоанновны настолько подорвала уважение к духовенству, что помещики зачастую относились к нему пренебрежительно и угнетали его. Священники писали императрице: "Помилуйте Церковь Христову!", но она их не слышала.
http://www.z-rus.ru/images/pic/history/12_11.jpg

Десять лет продолжалось господство Прибалтийских немцев во главе с Бироном, десять лет русские были оскорбляемы в лучших своих симпатиях и чувствах. Ропот не прекращался. Люди, пострадавшие от немцев независимо от своих личных качеств, за то только, что они были русские, в глазах народа превращались в героев-мучеников. Но при всем том народ не поднимался против немцев, а только роптал. Протесты были бессмысленны и приводили лишь в застенки Тайной канцелярии, без различия чинов и званий. Это было время своевольной бироновщины, когда подозрительное немецкое правительство всюду видело политически опасные для себя элементы. Такая политическая подкладка приметалась и к обычным разборам духовенства, сообщив им небывалую жестокость. В Синоде же до самой своей смерти в 1736 г. неограниченно властвовал архиепископ Феофан Прокопович. Но Феофан не имел поводов роптать в эпоху "бироновщины". Возражать ему не осмеливался никто.

Так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия, молчали и уст не смели о благочестии отверзти. Много духовных лиц было расстрижено и сослано самим архиепископом Феофаном за связи с разными опальными людьми, за не служение царских молебнов и панихид; но еще больше их пострадало за небытие у присяги новой императрице, хотя это случилось не по их злому умыслу, а по оплошности или же потому, что не было сделано своевременных распоряжений самого архиепископа.
За небытие у присяги привлекали не только членов причта, но и их детей, имевших во время объявления присяги не менее 8 лет от роду; тайная канцелярия производила им расспросы, била плетьми и кнутом, отдавала в солдаты или ссылала в каторжные работы
.

В результате "разборов", продолжавшихся с 1736 по 1740 г., российское белое духовенство пришло в упадок, монастыри пустели. Все принадлежавшие к духовному сословию и годные к военной службе в возрасте от 15 до 40 лет и не имевшие штатного церковного места подлежали рекрутскому набору.
1 сентября 1737 г. вышел указ, призывавший на военную службу всех пригодных к ней церковных причетников от 15 до 40 лет, освобождались только священники и дьяконы. Монахи убегали из монастырей.
С 1736 г. дело о присяге слилось с начавшимся общим разбором духовенства. По случаю турецкой войны правительство объявило в 1736г. перепись и рекрутский набор в духовенстве. По указу 1737 и 1738 г. забирались все неслужащие церковники и дети духовенства от 15 до 40 лет: годные - для военной службы, негодные - в подушный оклад; желающие освободиться от солдатства могли внести 200 р. или поставить за себя наемного рекрута, но и после этого должны были записываться в подушный оклад; в военную службу забирались даже лица выше 40 и ниже 15 лет, если только казались годными
.
http://s47.radikal.ru/i117/1104/44/facbb6a56d10.jpg
В духовных школах через каждые три года производились строгие экзамены под надзором архиереев и губернаторов, ленивые и малоуспеш-ные ученики исключались и забирались в солдаты. Светские власти, которые производили разбор духовенства, со своей стороны, допускали немало произвола и насилий.  За непослушание государственной власти можно было пытать и казнить начиная с 12 летнего возраста, если кто провинился в более раннем возрасте, то хватали его отца.

Совершенно новым явлением стала возможность для духовенства владеть крепостными.

Анна Иоанновна продолжила жесткую политику  по сокращению числа монастырей и монашествующих.
Указом от 1734 г. за недозволенный постриг в монахи (по закону разрешалось постригать только вдовых священников и отставных солдат) на епархиального архиерея налагался штраф в 500 р.; настоятеля монастыря, в котором состоялся недозволенный постриг, осуждали на пожизненную ссылку, а самого новопостриженного лишали монашеского звания и подвергали телесному наказанию.
На настоятелей возлагалась обязанность доносить в Синод о малейших проступках монахов, прежде всего об их политической неблагонадежности. Виновных после расстрижения подвергали телесным наказаниям, заключали в тюрьмы, отдавали в солдаты, ссылали в Сибирь и на каторгу. К концу тридцатых годов число монашествующих в России составляло 14 282 (по сравнению с 25 207 в 1724).

Монахам запрещено иметь частную собственность и держать по кельям чужое имущество (кроме книг); иначе все отбиралось в монастырскую казну. Не имея права собственности, они лишались права писать духовные завещания: келейное имущество, оставшееся после мона-стырских властей, велено отсылать в Святейший Синод; а от рядовых мо-нахов - отбирать в монастырскую казну.
Переход из монастыря в монастырь, равно как бродяжничество монахов по миру строго преследовались. Они должны были неисходно оставаться в тех монастырях, где заставала их монастырская перепись. Бродячих монахов велено задерживать и представлять в архиерейский дом; к этому обязывались все приходские священники и монастырские власти; назначались и особые сыщики от духовной и гражданской власти. В случае выхода из монастыря в город или село по монастырским нуждам монахи должны были иметь подорожную от настоятеля, а в иную епархию - даже подорожную от епископа; иначе с ними поступали, как с бродячими.

Разрешалось монахам ходить к родным и знакомым не больше четырех раз в год, притом с благословения настоятеля и в сопровождении честных старцев; монахиням же совсем не выходить из монастыря ни для посещения мирян, ни в монастыри, ни на крестные ходы, ни для других целей, кроме посещения больных и погребения ближайших родственников, - и то "с доброжелательными монахинями" по назначению игуменьи
.

Ввиду того, что среди монашествующих попадались недовольные реформами императрицы  и от них выходили тетради с порицанием этих реформ и личности самой царицы, запрещалось в кельях держать бумагу и чернила и писать что-нибудь - ни выписок из книг, ни грамоток сонетных, ни писем, равно как не принимать их, - без ведома настоятеля.
В первой четверти XVIII в. их считалось свыше 25 000 (монахов 14 534 и монахинь 10 673), а к концу правления Анны Иоанновны - только 14 282 (монахов 7829 и монахинь 6453).

Колдунов при императрице Анне преследовали, они подлежали публичному сожжению (указ 1731). В 1738 г. была введена смертная казнь "за богохульство", в том же году казнен капитан-лейтенант флота Возницын за переход в иудаизм.
Среди высших слоев петербургского общества велась лютеранская и католическая пропаганда, вследствие чего в 1735 г. вышел указ, по которому всем неправославным христианам (католикам и лютеранам) на территории России предоставлялась свобода вероисповедания с условием "не распространять свою веру на православных".
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/633/100633950_1_Carevna_Ekaterina_Ioannovna.jpg

В 1730 г. был подтвержден указ императрицы об обязательном принятии татарскими мурзами Казанской губернии Православия под угрозой высылки за пределы России. Действие указа было распространено на персов, проживавших в России, хотя в то же время указами 1734 и 1739 гг. запрещалось пленных персов и турок насильно обращать в Православие. Императрица распорядилась крестить всех калмыков и переводить для них православную литературу.

При императрице Анне Иоанновне было положено начало к христианизации чукчей, и народов Мордовии и Камчатки - был приобретен для России "самый северо-восточный и самый суровый угол Сибири - земля диких чукоч или чаукчей".

Правительство Анны Иоанновны продолжило борьбу со старообрядчеством, раскольников переселяли с пограничных территорий в глубь страны под монастырский надзор, разоряли скиты .
В 1733 году императрицы Анна Иоанновна издала манифест, повелевающий всем  староверам Поволжья добровольно перейти в Православие, а в 1735 году карательная экспедиция под руководством полковника Сытина при постыдном согласии духовенства, полностью разорил и сжег поселения и церковь 40 000 старообрядческих богомольцев, надругавшись над их святынями и гробницами их отцов..

Как это не удивительно, более благоприятное время в жизни духовных школ настало со вступлением на престол Анны Иоанновны, уделявшей им повышенное внимание.
Вскоре же по приезде в Россию новой императрицы изданный ею манифест 1730 г. предписывал по всем епархиям учредить 8 летние  духовные школы. Одновременно были изданы указы, обязывавшие духовенство посылать своих сыновей в семинарии и школы.
http://4.bp.blogspot.com/-6Qe96aJLppw/T44HEuKntCI/AAAAAAAALPo/gscnT9mMXQE/s400/8%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B+%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B.jpg

Императрица Анна Иоанновна скончалась от болезни почек 17 октября 1740 года.
Уже давно императрица страдала недугом,у ней была каменная болезнь. Предшествовавшее лето она провела в Петергофе, и к концу лета ей становилось хуже. По возвращении в Петербург, 5 октября, в воскресенье в 2 часа императрица по обычаю села обедать со своим любимцем. Вдруг ей стало дурно, и она упала без чувств. Ее подняли и уложили в постель. Незадолго до своей смерти она назначила своим преемником малолетнего Иоанна Антоновича, а регентом - своего фаворита Бирона. Но уже в ночь на 8 ноября фельдмаршал Миних по договоренности с матерью императора принцессой Анной Леопольдовной арестовал Бирона, который был приговорен к смерти, но позднее помилован и сослан в Сибирь, в Пелым.
Со смертью императрицы Анны наступило заметное облегчение для Церкви, хотя с немецким засильем было покончено лишь после переворота 24/25 ноября 1741 г., приведшего на трон императрицу Елизавету Петровну
.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author