filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святыня Донбасса, Свято-Успенская Святогорская Лавра

Свято-Успенская Святогорская Лавра
Донецкая Область Украины сегодня больше всем известна, как Украинская территория на которой совершаются военные действия. Однако на этой земле расположена древняя православная святыня Свято-Успенская Святогорская Лавра . Она находится в Святых Горах на реке Северский Донец.

Cамое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.


Свято-Успенская Святогорская Лавра

По древнему преданию «Святое место», находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Еще в XIX веке там были видны следы батареи, а в Святогорском Синодике 1710 года упоминается монах-пушкарь Иаков.

Из жалованной в 1620 году грамоты известно, что Государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег».

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Свято-Успенская Святогорская Лавра


Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз,  носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Следует заметить, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и читали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.
Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены

По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много пожертвовавшего на украшение этой древней святыни. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. — дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Но мирная жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедствиями — моровая язва приносила опустошения не менее значительные, чем татарские набеги.

Святогорская лавра прославилась своими святыми насельниками 17-20 веков, из числа которых сегодня канонизированы: 1 юродивый, 4 преподобноисповедника (священники-монахи), 11 преподобных и 1 святитель.

Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя. Из Святогорских настоятелей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты Фаддей Кокойлович (1738 — 1758 гг.) и Рафаил Мокренский (1758 — 1765 гг.). По свидетельству монастырского летописца, при этих настоятелях Святые Горы снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подражая древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор. Кроме того, архимандрит Фаддей Кокойлович, известный своей ученостью, указом Святейшего Синода в 1741 г. был направлен в Москву для участия в исправлении славянского перевода Библии.


Свято-Успенская Святогорская Лавра

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. апп. Петра и Павла и неосвященный храм в ("Святом месте") разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения . В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/2/2c/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%28%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%29.jpg/225px-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%28%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%29.jpg

В 1879 г. старанием архимандрита Германа (ныне прославлен в лике святых и мощи его покоятся в Святогорской Лавре вместе с мощами первых настоятелей Лавры Арсения Митрофанова и Исаакия Головина) в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал хорошо знавший фотографическое искусство монах Тимон.
Не была скудна Святогорская Пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 г. вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Svyatogirs%27kaya_Lavra_23.jpg/640px-Svyatogirs%27kaya_Lavra_23.jpg

Всего в лавре было создано 1 собор, 8 церквей и 6 часовен.За пределами Лавры ещё находилось 5 скитов с храмами.
По значимости своей на Украине эта Лавра уступала только Киево-Печерской и Почаевской лаврам. Непрерывно сюда стекались помолиться поломники из Киева, Воронежа и Кавказа. Это была главная святыня Юга Российской Империи.
С 9 по 13 августа 1861 года в лавре гостила Российская Императрица Мария Александровна с детьми, а  в последний день присоединился и сам Российский Император Александр Второй. 13 числа, в воскресенье, Их Величества и Их Высочества слушали Божественную Литургию в домовой церкви господ Потемкиных, которую совершал соборне отец игумен. По окончании Литургии Государь вручил отцу Герману золотой Крест, украшенный алмазами и изумрудами.

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей   епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.
Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. Для братии обители отнятие церковных ценностей местными властями, большевистские грабежи и убийства были совершенно неожиданным и ошеломляющим событием.

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРев Трибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов.

Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме.

Пещеры и пещерные храмы также испытали на себе разорительную руку новой власти. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды.

Свято-Успенская Святогорская Лавра
В Советское время в монастыре находился атеистический музей , святые храмы которого были украшены плакатами с изречениями К. Маркса, Ленина ... А экскурсоводы рассказывали, что здесь православные монахи проводили пытки инквизиции!.

После насильственного изгнания из обители, сопровождавшегося побоями и убийствами, оставшиеся в живых братия поселились в близлежащих селах, а небольшая часть перешла жить ко Всехсвятской кладбищенской церкви. Другие нелегально поселились в соседнем г. Славянске

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и туалет.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

В 1992 году, 4 октября, крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня — Святогорская икона Божией Матери..

Икона Божией Матери Святогорская

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители. ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 30 ИЮЛЯ.

Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону.

В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Ioan_svjatogorskij.jpg/225px-Ioan_svjatogorskij.jpg

24 августа 1995 года Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский чудотворец. 17 лет он пребывал в затворе  в пещерах Святогорской лавры и ныне в лавре его покоятся мощи.

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы.
После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия).

Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

 В целом на колокольнях Святогорской Лавры собрано 54 колокола.

Статус Лавры монастырь получил 9 марта 2004 года.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра насчитывает более 130 насельников. В обители имеется болем десяти храмов и часовен.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра является наибольшим духовным центром Донбасса. Монастырь известен далеко за пределами Донецкого края — в дни праздников Святогорской иконы Божьей Матери (30 июля), преподобного Иоанна, затворника Святогорского (24 августа), Успения Божьей Матери (28 августа), Святых отцев иже во Святых Горах на Донце подвизавшихся (24 сентября) обитель собирает до несколько тысяч паломников из Украины, России и Беларуси.

Настоятелем лавры является архиепископ Святогорский, Арсений  Яковенко . (Московский Патриархат).

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Святогорскую Лавру посещали писатели и поэты: Антон Павлович Чехов, Иван Алексеевич Бунин, Фёдор Иванович Тютчев, Василий Иванович Немирович-Данченко ... Описание лавры они оставили в своих художественных произведениях, но об этом речь в следующей теме.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

  • НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА

    Немецкая овчарка была получена в результате селекции и скрещивания некоторых разновидностей гуртовых собак Центральной и Южной Германии.…

Comments for this post were disabled by the author