filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Царь - Пушка

http://www.runivers.ru/images/date/2010_december/02/s_428.jpg
Фото 19 века

В 1488 году в Москве существовала «пушечная изба», в которой отливались орудия; вокруг иностранных мастеров группировались русские техники, освоившие технологию артиллерийского производства того времени и налаживавшие самостоятельную русскую артиллерийскую (конечно, кустарную) промышленность.

Пушечный двор в Москве создал итальянец  Аристотель Фиорованти.

Правда этот итальянец больше известен как архитектор родом из итальянской Болоньи.
Впервые его имя упомянуто в 1436 году, когда он для Болоньи отлил на колокольню колокол.
Позже он работал на строительстве соборов и колокольн по Италии. Строил он и колокольню известную у 
церкви Сан Микеле Арканджело в Венеции (последняя, впрочем, почти сразу же рухнула из-за слабости грунта на близлежащий монастырь Сан Стефано, задавив нескольких человек; после этого Фиораванти спешно покинул Венецию и больше не возвращался в этот город

Далее он работал инженером в Милане и при дворе короля Венгрии строил мосты через Дунай.
Как прославленного инженера его приглашали во многие города для решения самых трудных задач — в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, Неаполь

В 1474 году мастер   прибыл в Россию. Правда подтолкнуло его к этому шагу ложное обвинение в подделке денег.

В то авремя Царю Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и  посол Семён Толбузин был по совету у Греческой Царицы  Софьи Палеолог которой и был немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.

http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/292/291221/291221_html_mdbf8a16.jpg
Именно этот Итальянский архитектор и возвёл Успенский собор Кремля.

Работая в Москве при возведении Пушечного двора, Фиораванти порекомендовал  поставить во главу его литейных дел мастера Кашпира Ганусова . а тот в свою очередь имел ученика  , Андрея Чохова.

Родился Андрей Чохов около 1545 года. Совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников, выполнявших обычную работу.

С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льёт пушки.

Андрей Чохов, ученик Фиораванти и Ганусова, отлил между прочих пушек и  знаменитую московскую «царь-пушку», это произошло 2 декабря 1586 года ,

image


Андрей Чохов был наиболее выдающимся русским литейщиком периода царствования Ивана Грозного и его сына Федора.
Царь-пушка — едва ли не самое крупное в мире орудие той эпохи. Ее калибр — 35 дюймов, вес — 2400 пудов (40 тонн), длина — около 5 метров. Каменное ядро этой пушки весило 120 пудов. Но царь-пушка не имела никакого боевого значения; повидимому, из нее никогда и не стреляли, ибо она не выдержала бы и одного боевого  выстрела. 


Андрей Чохов с самого начала знал, что такая громадина стрелять не будет. Даже если предположить, что ствол не разнесёт на куски огромное количество пороха, необходимое, чтобы вытолкнуть двухтонное ядро, пушку такого веса просто невозможно перетащить с одной позиции на другую. Да Чохов и не ставил перед собой такую цель. Его пушка — это символ русского могущества, возможностей русской промышленности. Если уж русские мастера способны создать такую громадину, то орудия меньших размеров они уж тем более сумеют сделать. Поэтому Царь-пушка и была выставлена в Кремле на обозрение иностранным дипломатам

Постройка такого орудия преследовала, очевидно, своеобразную политическую цель. Недаром в царствование Ивана Грозного подол римского императора доносил, что Московское княжество имеет не менее двух тысяч орудий и такие снаряды, что не видавший их не поверит описанию.

Артиллерия Ивана Грозного действительно была довольно многочисленной. Так, при осаде Казани в 1552 году русские войска имели 150 орудий крупного калибра, помимо полковых пушек и мортирок. А в Литовском походе Ивана Грозного участвовало около 200 орудий.

В середине XVII столетия в 96 разных городах (не считая Москвы) имелось уже 2 730 орудий
.

На Царь-Пушке отлита надпись: Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине. Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4e/Tsar_Pushka_2005.jpg/640px-Tsar_Pushka_2005.jpg


Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).


В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы «дробом» — небольшими каменными ядрами совокупным весом около 800 кг. Это было орудие навесного огня, которое не перевозили с места на место, а вкапывали в землю Также было выяснено, что из Царь-пушки всётаки  стреляли , как минимум, один раз. По Гумилёву, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия .
Это Гумилёв описал так: "
Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-Пушка, и произведен выстрел - единственный в истории выстрел Царь-Пушки".

Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса  как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора», в XIX веке существовали также мортиры большего калибра).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author