filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Православные святыни итальянского Милана.

http://images.tour-spb.net/milortour/Italy/milan2.jpg

Столица Ломбардии Милан (Milano) — крупнейший город севера страны и её главный финансово-экономический центр. При этом он считается одним из ведущих мировых центров науки, технологии, моды и дизайна. Сильно пострадавший в ходе Второй мировой войны, город на треть был отстроен заново, и теперь удивительным образом совмещает в своём облике средневековые памятники и ультрасовременные деловые кварталы.

В Милан как правило едут достаточные люди чтобы обновить свой гардероб в сверх дорогих бутиках, чтобы потусоваться в ночных клубах современного города, чтобы послушать
первые голоса мировой оперной сцены в знаменитом театре Ла-Скала или в крайнем случае Насладиться шедеврами Караваджо, Рафаэля и Тициана. Правда есть в Милане и один духовный "шедевр" мирового уровня, это величественный собор Дуомо на одноименной площади, куда непосредственно в обязательном порядке ведут всех туристов, чтобы постоять в тени величия этого собора.

Но верующим и тем более православным людям нужно в Милане искать совершенно другое место. Впрочем католики Милана не считают себя католиками в полном смысле слова. Чтобы отличатся от тех же римлян, они себя называют не католиками Римско-католической Церкви, а "Амброзиане". "Амброджий" - так по итальянски звучит имя Амвросий.



http://russo-italia.ru/wp-content/uploads/2013/06/35-3ri-614x405.jpg

Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь –базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379–386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским (умершим в 397 году) на развалинах бывшего языческого храма. Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием именно на этом месте. После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой.

Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии».

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio – посередине, planum – равнина, т.е. «посреди равнины»).

Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт»), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию.


http://www.nsad.ru/pic/milan-svyatye/33.jpg

Амвросиева базилика – самая красивая из сохранившихся церквей романского периода – приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году. В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками – Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба, в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия. После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий.

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824–859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами. В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике – изображения трех святых, святитель Амвросий – в центре, между святыми Гервасием и Протасием.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/H.V_Morton_Portrait.jpg/300px-H.V_Morton_Portrait.jpg

Писатель из ЮАР Генри Воллан Мортон, так описал своё посещение базилики святого Амвросия : Как-то раз во время ранней утренней прогулки я неожиданно набрел на базилику Святого Амвросия. Заглянув через решетку на строгий мощеный атриум, я увидел старую церковь, опустившуюся за многие века ниже уровня современного уличного покрытия. Базилика напомнила мне о древних церквях Рима, таких как церкви Святого Климента Римского или Святой Цецилии: у храмов этих сохранились подобные мощеные дворы. Базилика Святого Амвросия, преисполненная римской серьезности, молчаливости, покоя и — самое главное — дающая возможность заглянуть в глубину веков, представляла собой разительный контраст с грохочущими рядом автобусами и трамваями, развозившими на работу первую волну клерков и машинисток.


http://gidtravel.com/images/2_1271615987.jpg

Миновав атриум, я вошел в темную ломбардскую церковь. Температура, как в холодильнике, — немудрено, что я тут же задрожал. Постояв, заметил луч света под высоким алтарем, направился туда, спустился по лестничному маршу и вошел в крипту. Несколько старых женщин в черной одежде дожидались начала ранней мессы — они напоминали членов тайного общества или собрание древних христиан. Церковный служитель со связкой ключей поспешно сбежал по ступеням. Запрестольную перегородку он открыл с четырех сторон четырьмя разными ключами и опустил в желоба стальные панели. Старые женщины тут же упали на колени и стали креститься: перед ними предстало то, что сохранилось с древнейших времен и внушало благоговейный страх.

Сначала я разглядел только толстый кусок стекла, но, когда служитель включил огни, передо мной явилось мрачное и удивительное зрелище. В стеклянной гробнице на кровати или на похоронных дрогах лежали бок о бок три облаченных скелета. Тот, что посредине, лежал выше своих товарищей — так я впервые увидел мощи святого Амвросия, останки которого сохранились в базилике со времени его смерти в Медиолануме в 397 году. Голову скелета венчала античная митра, на руках — красные перчатки епископа, на ногах — златые тапочки, а в локтевом суставе — крест. Скелеты по обеим сторонам от Амвросия принадлежали мученикам — святым Гервасию и Протасию, умершим за веру задолго до святого Амвросия. Амвросий самолично распорядился эксгумировать мучеников и уложить их останки в свою базилику, а было это в то время, когда римская церковь запрещала эксгумацию костей святых мучеников. Это был первый случай перемещения реликвий в западную церковь, и такой обычай стал общепринятым лишь многие столетия спустя, после осквернения катакомб.



http://pilgrims.in.ua/i.php?width=480&temp_small_img_url=/files/gallery/146_20120706092247_Svyatitel_Amvrosiy.jpg

Как только месса завершилась, служитель поднял стальные ставни, и никто бы уже не догадался, что за ними находится. Останки великого римского епископа слишком священны, чтобы выставлять их в Милане на всеобщее обозрение. Мне было интересно впоследствии выяснить у туристов, многие ли из тех, кто побывали в базилике, знали о том, что там хранятся останки святого Амвросия.

Святой умер ночью в Великую пятницу 397 года. На следующий день его тело было выставлено для прощания в стоявшей прежде на месте Миланского собора церкви Марии Лаго-Маджоре. В воскресенье, в Пасху, тело уложили в порфировый саркофаг и погребли под алтарем его собственной базилики, при этом выполнив завещание покойного — поместили между останками святых Гервасия и Протасия. Там они почти четыреста пятьдесят лет и находились, не потревоженные варварскими вторжениями.



http://im3.turbina.ru/photos.4/6/6/6/3/1/2013666/normal.photo/Vnutri-baziliki-San-Ambro.jpg

В 835 году в церкви устанавливали Золотой алтарь, существующий и по сей день. Когда готовили основание для алтаря, обнаружили внизу три захоронения. Останки святого Амвросия вместе с останками двух других святых мучеников перезахоронили под новым алтарем. К саркофагу в течение тысячи двадцати девяти лет (до 1864 года) никто не прикасался.

В церкви в то время проходили реставрационные работы. Саркофаг осмотрели, сняли крышку и подтвердили, что в нем находятся три скелета, тщательно зарисовали все то, что там увидели. Рисунок хранится в архиве базилики — с репродукцией можно ознакомиться в любом книжном магазине Милана. В те годы церковь в Италии переживала не лучшие времена, и научное изучение останков состоялось лишь после того, как в 1870 году в стране официально провозгласили создание королевства. В 1873 году папа римский Пий IX признал аутентичность останков.  ».

А вот ещё интересное письмо с 19 века, гражданин Англии Сент-Джон присутствовал в Милане на научном изучении останков Святителя Амвросия. «Мне случайно позволили посетить, — пишет мистер Сент-Джон, — частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко Разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников».


http://www.artandshock.com.ua/images/phocagallery/class/thumbs/phoca_thumb_l_89x119.jpg

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини. Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

http://cdn.artmight.com/albums/classic-m/Matthias-Stom-1600-1650/normal_STOM-Matthias-St-Ambrose.jpg

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

http://www.grafika.ru/iblock/130/1305d0c3bbe15e11f932e490040e0ef7.jpg

Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем» – его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо.

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия. Об этом же говорят и старые путеводители по Милану.

http://www.examiningcalvinism.com/Ambrose_Of_Milan.jpg


Так, писатель Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви.


http://pomagazinam.com.ua/images/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5_%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5_02.jpg

Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики им освящённые и которые дейчтвующие храмы и по сей день: во имя святых мучеников братьев-близнецов родом из Милана, Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого Римского мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В 1997 году на 1600 летия смерти святого, в базилике Амвросия, католики разрешили у мощей Св.Амвросия отслужить православный молебен, который возглавлял архиепископ Берлинский, Феофан. А через год в 2008 году у мощей Св.Амвросия молебен возглавлял Киевский Митрополит, Владимир.



православный приход в Милане
Сегодня в Милане существуют два прихода Русской Православной Церкви. Прихожанами общин,  являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.

православный приход в Милане

Вот только внешне храм не похож на Православный, так как под общину Русской Церкви выделили старую   Католическую каплицу, которая ранее принадлежала одному из католических разрушенных  монастырей.

православный приход в Милане
Сейчас в этом храме служит батюшка, воспитанник Киевской Духовной семинарии, протоиерей. А в другой общине служит местный итальянец 70 летний архимандрит принявший православие и монашество. Служа на церковно-славянском языке, он не мог разговаривать по-русски, но отчасти русский язык понимал из того, что ему говорили.
http://www.diplomatic.gr/pd/images/milano-in.gif
Так де в Милане живёт около 800 греческих православных семей. Католики под нужды Греческой Православной Церкви передали свой католический храм 17 века. Всё это показатель того, что католический Милан тесно сотрудничает с приезжим православном меньшинством, которое почитает Святого Амвросия и желает молиться в городе этого святого.


http://www.svoiludi.ru/images/tb/483/milano-1261229807_w514h800.jpg
Хотя как я упамянул в начале статьи, сам город Милан своей визитной карточкой  выставляет Домский Католический собор. Замечательно и то, что этот собор построен в честь Рождества Богородицы, тоже связан с Амвросием Медиоланским. Именно на этом месте до строительство собора стояла небольшая церковь святой мученицы Фёклы, Святой Амвросий крестил в ней святого Оригена, выдающегося западного церковного писателя и учителя. В крипте собора сохранились руины церкви Св.Фёклы. 427 лет строился Миланский собор и он является по величине Третьим собором в мире.


http://www.paintingselect.com/images/Champaigne/006cham_Gervase-and-Protase.jpg
Спустившись под главный престол в крипту собора можно поклониться ризам святых первомучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена своего епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе под потолком сохраняется также один из гвоздей, которым был прибит Спаситель ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

На улицах города Милана можно увидеть много церквей и соборов, свидетельствующих о богатой  христианской жизни этого города.
И одна из очень значимых Католических базилик города, это базилика Сан-Лоренцо-Маджори.



http://www.votpusk.ru/gallery/large/72576.jpg

Именно в этой базилике покоятся мощи ещё одной святой много-почитаемой в Православии, Св.мученицы Наталии. Святые Адриан и Наталия, покровители молодожёнов. И хоть Адриан и Наталья жили в 3-4 веке в Малой Азии, мощи Святой Наталии попали в Милан в конце первого тысячелетия и почитаются миланцами   как подлинная святыня. Многие паломники приезжают из разных стран в Милан, чтобы поклониться и почтить святые мощи мученицы. И конечно мечта каждой Наталии побывать в Милане и поклонится мощам своей небесной заступницы.

http://s39.radikal.ru/i084/1009/36/4eb7264eca44.jpg
Св.Наталия

В 304 году убили мужа Натальи, мученика Адриана, за то, что он был христианин. Когда  тела мучеников убитых начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Память мучеников Адриана и Наталии совершается 8 сентября по .
http://www.nsad.ru/pic/milan-svyatye/47.jpg
Открытые мощи Св.Наталии

Мученичество святой Наталии заключается не в телесном мучении, а в душевном. Это было куда тяжелее перенести, принося своего любимого мужа в жертву. 
http://www.votpusk.ru/gallery/large/72580.jpg

Ну и наконец нельзя обойти ещё одну католическую важную базилику Милана, в честь миланского епископа святителя Евсторгия

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.
http://www.votpusk.ru/gallery/large/72581.jpg

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя   останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем. Евсторгий, это католический святой, в Православии его не вспоминают, но в этом храме под аларём покоятся его мощи.

Но для православных христиан в этой базилике есть другая святыня.


В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/250_-_Milano_-_Sant%27Eustorgio_-_Cappella_Portinari_-_Foto_Giovanni_Dall%27Orto_1-Mar-2007.jpg/330px-250_-_Milano_-_Sant%27Eustorgio_-_Cappella_Portinari_-_Foto_Giovanni_Dall%27Orto_1-Mar-2007.jpg

Каждый год, 6 января, в праздник католического Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма

Вот такой он, христианский Милан.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author