filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ



http://www.eioba.pl/files/user9415/suprasl_monastyr_1_small.jpeg


На левом берегу реки Супрасль, в 14 километрах от  города Белостока, располагался замечательный православный монастырь, процветавший в этих краях до появления печально знаменитой унии. Величественная церковь его свидетельствовала о благочестии древних литовско-русских бояр, которые в сооружении иноческих обителей не уступали князьям и боярам восточной Руси. На содержание таких обителей они завещали огромные суммы, которых хватило было на вечные времена.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Alaksandar_Chadkievi%C4%8D._%D0%90%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D1%96%D1%87.jpg/300px-Alaksandar_Chadkievi%C4%8D._%D0%90%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D1%96%D1%87.jpg

Основание Супрасльскому монастырю положил в 1498 г. маршал (предводитель) Литовского княжества — Александр Иванович Ходкевич. Он устроил эту обитель в своем имении — в местности под названием «Городок», располагавшейся в 28 километрах от того места, где монастырь расположился впоследствии. Для устроения обители маршал вызвал монахов из Киево-Печерской лавры (по другой версии — из монастырей Афона). Вызванные иноки жили об образцу восточных скитов — в рассеянных по лесу кельях, располагавшихся вдали друг от друга. Только на молитву собирались они вместе в храме, возведенном А. И. Ходкевичем во имя Иоанна Богослова. Одновременно маршал начал строить замок для защиты монастыря и собственных владений от случайностей войны, которую он вел с великим князем московским Иваном III.

http://www.monaster-suprasl.pl/data/cms/1/image/klasztor%20z%20lotu%20ptaku.jpg

C возведением замка численность населения в этих краях увеличилось, что было очень тревожно для монастыря, поэтому по просьбе игумена Пафнутия и братии маршал согласился предоставить им другое место. Чтобы его выбрать из Городка по реке Супрасль пустили, по древнему благочестивому обычаю, деревянный крест. За ним по берегу реки шли иноки, следившие, в каком месте он пристанет к берегу. Крест остановился в местности, которая называлась «Сухий Грудъ» (Сухой Бугор) — при впадении в Супрасль в Блудовской пуще речек Березовка и Грабовка. Здесь и стал устраиваться монастырь, который от названия реки получил наименование Супрасльский.

Чтобы упрочить положение вновь создаваемой обители, А. И. Ходкевич и епископ Смоленский Иосиф Солтан записали в ее пользу земельные угодья в различных местах Гродненской губернии, дававшие монастырю ежегодно 30 000 рублей дохода. По уставу, данному Супрасльскому монастырю его основателями, обитель эта находилась в зависимости от Киевских митрополитов, которые, впрочем, без сношения с ктиторами Ходкевичами не могли вмешиваться в ее внутренние дела. Архимандрит избирался из числа братии и посвящался в сан митрополитом с ведома и согласия Ходкевичей.

http://www.radzima.org/images/pamatniki/4049/4049_b1264505645.jpg

На протяжении XVI в. число братии в монастыре колебалось от 70 до 100 человек. Многие из них прославились высокими иноческими подвигами; было среди них и несколько отшельников, которые жили в особом скиту. Подвизались в обители и ученые иноки, которые собирали книжные редкости, в результате чего в монастыре составилась обширная библиотека — главным образом, из святоотеческих писаний на разных языках (славянском, греческом, латинском и польском). Некоторые из ученых иноков оставили и собственные сочинения, написанные в XVI–XVII вв. и направленные на обличение заблуждений латинян и иудеев.

Значение Супрасльского монастыря было очень велико, и его стены видели не только простых богомольцев, но и многих бояр, князей и даже некоторых коронованных особ.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/19/Kulmbach_Sigismund_I_the_Old.jpg/300px-Kulmbach_Sigismund_I_the_Old.jpg


Так, в 1543 г. обитель посетил король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд Казимирович, который приезжал (как сказано в монастырской летописи), «чтобы видеть церковь и местность и слышать молебное пение. Он был на богослужении, которое выслушал от начала до конца, входил в алтарь, осматривал кресты и евангелия. По обозрении церкви ходил по монастырю, был в трапезе; затем, по раздаче милостыни убогим, отбыл из монастыря в умилении».

При введении в Западной русской церкви унии настоятель Супрасльского монастыря архимандрит Илларион, присутствовавший в числе других православных владык на Брестском соборе 1596 г., написал осуждение на принявших унию. А в 1601 г. вместе с братией он провозгласил в церкви анафему на Киевского митрополита Ипатия Потея, принявшего унию, за что был осужден королевским указом на изгнание. Через 2 года иеромонах Герасим Великонтий, избранный в настоятели Супрасльского монастыря, дал обязательство быть в единстве с римской церковью. Но нравственные силы обители были так велики, а дух православного иночества настолько живуч, что, внешне состоя в унии, монастырь еще почти целое столетие сохранял все признаки веры истинной и славной.

http://www.artmuseum.by/assets/images/News/full32/15545.jpg


Униатский митрополит Киприан Жоховский в конце XVII в. приказал было своему наместнику стричь братии волосы и брить бороды, но иноки восстали против этого и пожаловались римскому папе за принуждение «совершать обряды по двум вероисповеданиям».

После введения унии и совращения ктиторов Ходкевичей в католичество монастырь (к тому времени уже имевший статус лавры), несмотря на свои большие средства, стал быстро приходить в упадок. Благочестие среди иноков убывало, число братии уменьшалось, и Киевский митрополит Петр Могила в письме к ректору Киевской духовной академии Кассиану Сасовичу (отступнику от веры православной) писал о монастыре:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Petro_Mohyla-_big.jpg/420px-Petro_Mohyla-_big.jpg

«А ныне до чего он доведен? Где прежде, под управлением православных, было до ста или, по крайней мере, до семидесяти человек братии, там ныне живет едва несколько монахов. И что еще хуже — мирской господин обладает церковным богатством и селами и через своих рабов выделяет инокам жалованье, как захочет. Спроси только в том монастыре кого-нибудь, где те древние иконы, которые украшены были серебряными и позлащенными ризами? И узнаешь, что они обращены униатами на свои надобности; вместо же серебряных икон поставлены в церковь полотняные итальянские. Хорошо меняются с Богом: Ему — полотно писанное, а себе — серебро вызолоченое!».

Когда архимандритом Супрасльского монастыря стал Полоцкий архиепископ Гавриил Коленда, тот избрал монастырь своей резиденцией и часто устраивал в нем пиры для гостей. И обитель пришла в такую бедность, что часто не хватало вина для богослужений, а монахи не имели даже ряс и ходили в одних плащах, проделав в них дыры для рук. Когда же братия вынуждена была доложить обо всем архимандриту, тот пришел в такой гнев, что, уезжая в Полоцк, так «благословил» обитель: «Погодите, дождусь я того, что на этом месте будут жить и петь только воробьи».

http://www.patriarch.ua/I/photos/big/d7ebc655.gif

Долго еще продолжались бедствия монастыря, но были у него и счастливые времена. Так, в конце XVII в. в обители открыли типографию, в которой печатались богослужебные книги на славянском языке. При типографии была и своя бумажная фабрика.

Супрасльские иноки даже в униатский период оставили по себе добрую память, переходящую из века в век. Многие при вступлении в монастырь вносили значительные пожертвования: так, алтарь соборного храма был расписан и украшен лепниной на вклад одного монаха. А расписывал его иеромонах Антонин Грушецкий — бывший живописцем при королевском дворе.

http://nomos.by/wp-content/uploads/2013/12/IMG_4572.jpg

В 1807 г. Белостокский край был присоединен к Российской империи, но правительство Пруссии, под властью которой он находился долгое время, успело отобрать у монастыря все его имения. У обители оставалось только то, что находилось в ее ограде. Взамен имений монастырю было назначено пособие в размере 2220 талеров в год и 75 сажен дров. Монастырь пытался вернуть себе хотя бы часть отобранных имений, но безуспешно. Через несколько десятилетий из государственной казны монастырю выделили 92 десятины земли и 23 десятины сенокосов по реке Супрасль. Через 20 лет было отведено еще 150 десятин лесу вместо дров, до того отпускавшихся натурой.

В 1839 г. Супрасльский монастырь воссоединился с Православной церковью, в 1865 г. в его стенах расположилось духовное училище, которое находилось на содержании монастыря (кроме жалованья учителю). С сокращением монастырских средств сократился и состав братии, поэтому большая часть монастырских зданий была занята под госпиталь. Военное ведомство зданий не ремонтировало, и они постепенно приходили почти в полную негодность. Из-за этого монастырь вынужден был отдать много своих зданий в аренду под суконную фабрику немцу Захерту. Одновременно тот взял в аренду и монастырский фольварк с условием владения на все время, пока будет платить за аренду 450 рублей в год. А в отданных зданиях располагались монастырская библиотека, трапеза, кухня с кладовыми, помещение бывшей типографии, переплетная мастерская! Но так как условия контракта были невыгодными, в 1883 г. все отданные в аренду здания были проданы за более высокую цену — тому же Захерту…

Монастыри с высоты птичьего полета - Православие - Каталог с…

Все каменные здания монастыря построены в XVIII в., но пожар 1895 г. уничтожил крыши на братских корпусах. После этой катастрофы над средним одноэтажным корпусом был надстроен второй этаж, потом построили новую трапезу с кухней, баню, прачечную и каменную ограду.

К концу XIX в. в монастыре существовала каменная однопрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально в ней были устроены два придела: один — в честь святых мучеников Бориса и Глеба, другой — в честь преподобных отцов Печерских Антония и Феодосия. С введением унии приделы эти были уничтожены; вместо них устроили по образцу римских алтари, поставленные при двух колоннах, поддерживающих средний купол храма. Алтарная живопись еще в конце XVIII в. была изменена в итальянском стиле, а нижняя часть стен внутри церкви по окна была заделана досками. Верхнюю часть и все остальное пространство из-за обветшавшей живописи забелили известью. Когда в 1887 г. известь сняли и изображения промыли водой, церковная живопись отчасти вернула себе первоначальный вид.

В 1889 – 1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия.

http://www.obitel-minsk.by/UserFiles/Photogallery/marsh_prav_polska_7_originalxq.jpg


В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм св. ап. Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. В 1935 г. часть зданий монастыря получили в аренду отцы салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.

Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме св. Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 г. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

http://old-cherdak.com.ua/uploads/images/ikonu/834.jpg


После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились отцы салезяне и школа. Католики отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона вместе с кладбищем. . В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище.В 1955 г. местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм св. Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100714/71439.p.jpg?rnd=702718


Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски).В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора.В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://www.infosity.ru/image/Wiki/let_8/135080.jpg


Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г.

В 1998 году решением Св. Собора ППЦ три насельника Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: арх. Мирон (Ходаковски) во епископа Гайновского, арх. Иаков (Костиучук) в епископа Супрасльского, а арх. Григорий (Харкевич) в епископа Бельского. В 1999 году епископ Иаков был назначен на Белостокско – Гданьскою кафедру, а наместником монастыря стал архимандрит Гавриил (Гиба).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author