filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Святитель Петр , митрополит Московский . Кому обязана Первопрестольная?

http://ruskline.ru/images/cms/thumbs/7dbd971539fb4d339d0d3276bb9ed573dbf3db9b/svya_petr1_200_auto.jpg

Следующим после Максима Предстоятелем Русской Церкви стал святитель Петр, митрополит Киевский, Московский чудотворец. С личностью этого святого Первоиерарха Русской  Церкви связен очень важный этап в ее истории - начало Московского периода.

Святитель Петр был выходцем из Галицко-Волынской земли. Родился он в 13 веке
от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына.

Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. У будущего святителя не было способности к наукам и в этом он очень похож на преподобного Сергия Радонежского.

В 12 лет юный Петр поступил в монастырь и выполнял самые тяжёлые монастырские послушания на равне со взрослыми монахами. К тому времени он успешно изучил книжные науки и знал наизусть всё Священное писание.   Очень рано он принимает монашество в одном из монастырей на Волыни.  Принимает сан священника. Позже основывает собственную обитель на реке Рать (на границе нынешних Львовской и Волынской областей Украины). От сюда и прозвание Петра - Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины). Известно, что святой Петр был замечательным иконописцем. Во время поездки митрополита Максима в Константинополь, Предстоятель Русской Церкви посетил Волынь, где игумен Петр, по преданию, подарил ему написанную им икону Божий Матери, позже прославившуюся своими чудесами под именем «Петровской».

БОГОРОДИЦА, ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, ДЕВА МАРИЯ,БОГОМАТЕРЬ,Иконы38
Она дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

Родители дают деньги сыну для основания новой уединённой обители на берегу реки Рать. Но вскоре там собирается много иноков. Лишённый гордыни блаженный Петр не жаждет священнической славы, а хочет лишь предаваться иконописным трудам и молитвам в своём монастыре, где все его любят. Житие рассказывает, что «святой был добр, незлобив, считал себя последним из всех, поучал с кротостью, усердно подавал милостыню».

Свт. Петр всегда очень жалел больных. На вопрос, можно ли больному человеку сидеть в храме, он, ни в чём не делавший себе послаблений, отвечал, что можно. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах!

Явившись для благословения к прибывшему в 1283 году из Константинополя для управления Русской Церковью греческому митрополиту Максиму, Петр дарит ему собственноручно написанную икону Пресвятой Богородицы и очаровывает владыку умом, смирением и талантом. В 1304 году митрополит Максим отходит ко Господу, и начинаются распри по поводу того, кто же станет главой Русской Церкви. На место первого русского митрополита при поддержке своего князя претендует Владимирский игумен Геронтий. А могущественный Галицко-Волынский князь Юрий считает, что митрополитом может стать только игумен Петр.

Геронтий, захватив написанную Петром икону, святительское облачение и пастырский жезл, срочно отплывает в Константинополь к патриарху Афанасию. Но пути ему нет, буря мотает его корабль, сама Богородица  является в видении гордецу и объявляет, что править Русской Церковью будет её избранник Пётр, который написал её икону. Надо ли говорить, что после этого именно Петр в 1308 году становится митрополитом Киевским и Всея Руси.

В 1299 году святитель Пётр переносит главную кафедру Русской Церкви из Киева во Владимир.

Однако епископ Тверской Андрей вовсе не рад приезду свт. Петра во Владимир, где находится его  кафедра. Он начинает распространять о праведнике Петре клеветнические наветы, да и владимирский князь строит против него всевозможные козни. Зато рады святителю другие города и княжества, которые он усердно посещает. И особенно - Московское.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.  Повсюду сеял он доброе, вечное.

В 1312 году безстрашный подвижник сам отправился в Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. И тут надо заметить, что хан Узбек в Орде был первым монголо-татарским ханом, кто официально принял ислам и казалось уже, что этот хан и на Руси теперь будет насаждать свою веру, ислам.
Но не смотря на это, хан Узбек принял святителя Петра с честью и отпустил  с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Московский князь Иоанн Калита (внук св. блг. князя Александра Невского и сын св. блг. князя Даниила) становится духовным сыном митрополита Петра. Украшенный множеством добродетелей, внимательный к духовенству и нищему люду, он был прозван в народе «Калита» - денежный мешок. У князя действительно был внушительный кошель с деньгами, которые он щедро раздавал бедным.

Иван Калита предлагает свт. Петру официально перенести митрополичью кафедру в Москву. Митрополит соглашается, но ставит условием своего переезда построение в Москве каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. И предрекает, что после этого князь и Москва будут прославлены вовеки. В ней будут жить знаменитые святые! Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

«Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех других князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Dormition_Cathedral%2C_Moscow.jpg/320px-Dormition_Cathedral%2C_Moscow.jpg


Князь Иван Калита послушался святителя Петра и заложил первый каменный храм в Москве, собор Успения Богородицы в Московском Кремле.

Но как бы не был святитель Пётр деятелен и добр , не обошлось без церковных расколов в его правление. Вначале Западная Галицкая Митрополия не  была готова подчиняться Москве, но дело до раскола Русской Церкви в том случае не дошло. А вот Литва (будучи тогда ещё православной)  не пошла за Москвой и создала свою Православную митрополию, из-за чего святитель Петр лишился своей духовной власти над Литвой, единство было вновь установлено только после смерти митрополита Петра. 

Провидев близкую кончину, Святитель сам соорудил себе каменную гробницу в алтаре строящегося храма. И стал раздавать щедрую милостыню нищим, монастырям и духовенству. В последние дни своей жизни он завещает тысяцкому Вельяминову все оставшиеся у него средства - на строительство собора.

Очень мечтал святитель Петр сам освятить Успенский собор, но до окончания его страительства ему дожить не было суждено.

3 января 1326 года после вечерней службы свт. Петр воздел руки к небу и отошёл ко Господу. Хоронила и оплакивала святителя вся Москва. У гроба сразу же начали совершаться многочисленные исцеления, и спустя 13 лет состоялось его прославление в лике святых. Отныне у гроба свт. Петра князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому. Здесь избирались русские Первосвятители. Гроб святителя Петра стал главной святыней Русского государства.


http://www.patriarh.ua/I/photos/big/b71218ef.jpg


Нетленные мощи святителя Петра уцелели не смотря даже на все набеги Тохтамыша, разорившего гробницу, в период нашествия поляков, похитивших серебряную раку, и затем при вторжении Наполеона, приказавшего вскрыть гробницу свт. в поисках драгоценностей. Ни татарам, ни французам, ни полякам, которые охотились за драгоценными металами, мощи русского православного святого были ненужны.

Ни одно значительное государственное начинание с 14 века не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра Московского.

Святитель Петр явился в видении русской царице Анастасии (в середине 16 века) и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью .

Посох митрополита Петра

В 1308 году Константинопольский Патриарх Афанасий, посвящая свт. Петра в сан, вручил ему архиерейский посох - символ власти высшего духовенства. Церковной столицей, (отсюда и такое название как ПЕРВОПРЕСТОЛЬНАЯ ), Москва сделалась намного раньше, чем политической столицей Руси. И это заслуга святителя петраВскоре после смерти Митрополита Петра стали чтить как святого, а его посох бережно хранили в Успенском соборе Кремля.

С тех пор стало традицией всем последующим главам Русской Церкви при посвящении символически вручать эту святыню. Посох означает пасторскую обязанность архиерея вести свою паству по пути спасения и не допускать заблуждений.

Патриарх Никон, решив сложить с себя патриаршие обязанности, тоже использовал посох Митрополита Петра как символ. Он демонстративно оставил его близ Царских врат и, взяв простую палку, покинул Успенский собор.

После того, как Пётр I отменил Патриаршество, ещё долгие годы москвичи продолжали чтить Патриаршее место, где всегда стоял посох. С возобновлением Патриаршества вернулась традиция вручать посох при интронизации. Он используется и в особо торжественных богослужениях.

1 февраля 2009 года во время интронизации (поставление в Патриархи), посох святого Петра символически был вручён и нынешнему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

http://all-pages.com/img/repphotos/repphoto_1318_0808.jpg

Пососх Святого Петра, Патриарх Кирилл получил из рук Митрополита Киевского Владимира.

Так или иначе, но именно при князе Иване Калите и митрополитке Петре, Москва стала самым значимым городом на Руси.

Иван Калита подчинил Ростовское княжество, купил Углич, Галич и Белоозеро. А переезд в Москву святителя Петра для князя Иоанна стал главным его политическим успехом.

Начиная с Петра теперь все митрополиты Всея Руси жили в Москве. А это значит, что Московские князья получили в своей политике главу Русской Церкви в свои союзники. Это Москве дало возможность получить Великое Княжение и увеличиться в глазах князей Киева, Владимира, Новгорода...

У историков мнения довольно различные. Одни считают, что Москва своим величием "обязана" монголо-татарским ханам, а именно хану Узбеку который не без подкупа русского князя Иваны Калиты дал Москве первенство среди городов Русских.
Другие историки склонные считать , что Москву возвеличила географическая условность.
Третьи и вообще тут видят случайное совпадение.
Есть мнения и в пользу политической ловкости и дипломатической тактики князя Иваны Калиты.
Называются и другие причины, такие как отсутствие грозных врагов у Москвы того времени, сплачённость русской нации, сочувствие бояр и т.д.

Но очевидно и то, что усилению влияния Москвы на всю Русь, помогло православное духовенство, а в частности святитель Пётр Московский избрав Москву кафедрой митрополии Всея Руси и тем самым уже это делала Москву духовной столицей Российских Княжеств, а позднее и Российского государства. Но перенос кафедры митрополита Всея Руси не был бы возможен без разрешения хана Золотой Орды Узбека и толстого кошелька князя Иваны Калиты, которого благодаря его подаркам всегда были рады видеть в монголо-татарской Орде.

А святитель Пётр стал почитаться покровителем Москвы и всего русского духовенства.



http://bezformata.ru/content/Images/000/001/013/image1013475.jpg

Яко блудник и разбойник, и мытарь, вопию Тебе от сердца Христе: согрешил, прости меня Владыко, многие мои согрешения и избави меня от всякого гнева Твоего, молитвами святителя Петра, яко непрестанно Тебя величаю.
Приидите, соберитеся все народы Московские, ко гробу блаженного святителя Петра, и со слезами возопийте к Богу, избави Господи от бед людей Твоих, просим, и Тебя величаем во вся веки.
Очень о тебе радуется, святителю Петре, собственный град твой Москва, имея тебя своего помощника и заступника и ныне Владыко, не отходи своим духом от нас, молитву твори за нас Богу, да избавит нас от насилия безбожных врагов наших, а мы тебя всегда величаем.




Subscribe

  • 17 ИЮЛЯ 1954 ГОДА РОДИЛАСЬ КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ

    (Дочь лютеранского пастыря) Ангела Меркель Первая женщина в истории Германии, занявшая пост канцлера. Она также первая из канцлеров,…

  • ДОСОВЕТСКИЙ ДОНБАСС

    Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения…

  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

    16 августа 1941 г. Гейдрих издал приказ, запрещающий какое-либо содействие религиозной жизни в СССР, подчеркивающий необходимость соблюдать…

Comments for this post were disabled by the author