filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Православный святой араб родом из Багдада, Або

http://old-cherdak.com.ua/uploads/images/ikonu/svjatue/3.jpg


Святой мученик Або, один из самых почитаемых святых столицы Грузии, города Тбилиси.   Почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси.

По происхождению араб, родился и жил в Багдаде, исповедовал ислам и занимался изготовлением благовонных мазей.


http://www.pravenc.ru/data/580/636/1234/3i400.gif
В то время, а это 8 век, такого государства как Грузия не было, но  современный город Тбилиси входил в территорию царства, которое называлось Картли. Сегодня, картли, это одна из основных историко-географических областей Грузии, которая и является колыбелью грузинской государственности.

На территории картли находятся такие города, как
Тбилиси, Рустави, Гори, Хашури, Карели, Каспи, Цхинвали, Ахалгори, Болниси, Марнеули, Мцхета, Душети, Боржоми. В территорию Картли входит и Южная Осетия, которая ныне объявила о своей независимости от Грузии.

4
Картли

Такие города, как Тбилиси и Мцхета, это ещё и  места больших православных святынь, Грузинской Православной Церкви.

Православная Церковь имеет очень много своих святых, одни почитаются в том числе и в Русской Православной Церкви, другие только в Грузинской Православной Церкви. Однако грузинские святые, это далеко не все грузины, и я даже бы сказал, что самые известные святые Грузии , этой самой вот географической части Картли, грузинами по своему происхождению не являются.

Я лишь перечислю святых из Картли, которые так же почитаются в Русской Православной Церкви, это равноапостольный царь Мириан (перс), равноапостольная царица Нана (гречанка), святые Роджан и Эвстати (так же персы),  святые Иоанэ Зедазнийский, Давид Гареджийский,  Иосиф Алавердский, Шио Мгвимский (они все сирийцы по происхождению), святая царица Шушаник (армянка) .

Может быть именно потому издревле грузинский народ, который так любит и гордится своими святыми "чужеземцами" имеет особое гостеприимство к гостям своей страны. Ибо в грузинском языке, само значение слово "чужой" или "чужак", это не человек, которого надо опасаться или презирать, а прежде всего уважаемый гость.


Для Картли и сегодня характерен пёстрый этнический состав населения. Преобладает конечно грузинское население, также имеются компактные ареалы расселения армян, азербайджанцев, осетин и греков.

История религий и исторические факты - Сообщество "Религия и…

Так вот и святой мученик Або он не был грузином, и даже не был христианином, а был арабом, мусульманином родом из современной столицы Ирака, города Багдад.  Но как он попал в Грузию и за что его так полюбили грузины, что даже сделали его покровителем города Тбилиси?

В 775 году Або прибыл в Тбилиси, в то время в столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли по имени  Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса.

Правитель Нерсе находился в тюрьме у арабов на территории современного Ирака в городе Багдаде. Видимо в тюрьме у него было содержание не очень строгое, так как нерсе имел в тюрьме свиту своих слуг и среди слуг был один местный арабский юноша 17 лет по имени Хабо, который впоследствии и стал святым мучеником в крещении Або.

Тут надо заметить, что грузинское имя Або соответствует имени Абрам или же привычному для русского слуха Авраам.


Он воскрес. - Мученик Або Тбилели Галерея - Категория: Або Тбилисский - Файл: Святой Або Тбили…
иконы Або

Когда Нерсе освободили из тюрьмы и он возвращался в Тбилиси, то юноша Або, пожелал тоже остаться при правителе Картлинского Царства и  Нерсе его взял с собой в современную Грузию . в город Тбилиси.

8
Тбилиси вид с крепостной замковой горы

Познакомившись в Тбилиси с христианами, Або выучил грузинский  язык и письмо, стал изучать Священное Писание, вести аскетический образ жизни, посещать православные богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. Або вёл благочестивый образ жизни, в тайне исповедуя православие, но при этом он оставался внешне мусульманином.


9
Крепость


В 781 году  Або вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы Нерсе со своим окружением в которое входил и Або бежали в Хазарию. Хазария - это территория Российского Северного Кавказа (районы Дагестана, Ингушетии и Чечни).

Або покинул Тбилиси и в Хазарии принял Крещение от рук пресвитеров,  вХазарии было  много селений и городов, которые жили  беспрепятственно в вере Христовой»  .

Спустя некекоторое время Або попал в Абхазию (Автономная Республика Северо-Востока Грузии, объявившая ныне свою независимость от Грузии), где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, Або принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста.

Когда Нерсе из Абхазии решил вернуться в Картли, то абхазцы упрашивали Або остаться в Абхазии и не возвращаться в Тбилиси, город подчиняющейся исламскому халифату, ему говорили, что арабы живущии в Тбилиси не простят ему переход из ислама в христианство и возвращения будет грозить ему смертью. Конечно Або мог обезопасить себя, но он не пожелал оставлять своего хозяина, правителя Нерсе, который привёз его в Грузию из Багдада.

Вернувшись в 782 году в Тбилиси вместе с Нерсе,  Або уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, арабам-мусульманам на протяжении трёх лет, за что в 785 году был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере.



6
Чудотворная икона Або, место, которое построил от полученного исцеления, государственный российский деятель Сафонов.

На 10-й день, в праздник Крещения Господня, который совпал в пятницу ,Або объявили, что если он не отречётся от веры во Христа, то будет обезглавлен. На что Або ответил, что Христос в эти дни был крещён во Иродане, а в пятницу в этот день был распят на кресте и ему будет за честь в подражании Христа, претерпеть страдания за Христа и  креститься ещё раз, умывшись в своей крови!

Правитель Картли жил в Эмирских палатах, которые находились на современном участке дороги  в
едущей от тбилисских серных бань к ботаническому саду, что не вдалеке от Крепостной горы.

Або вывели во двор Эмирских палат и мученику , которому не было ещё и 30 лет дали подумать. На Суде обвиняли Або не в том, что он христианин, а в том, что он предал ислам. Его призывали вернуться в ислам и сохранить жизнь. После отказа Або вывели во двор на казнь.
По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан.  В надежде , что Або испугается его дважды ранили несильно ударив мечом по шее. Або не проронил ни слова.  С третьего удара, его обезглавили.

Тело мученика Або отвезли на общественное христианское кладбище на скалистом берегу реки Мтквари (современная река Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело Або  сожгли на площадке у реки.



7
Место сожжения тело святого мученика Або.

Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы (во избежании чтобы их не собрали христиане для поклонения как святым мощам) и брошены  с моста в реку Кура. Боясь, как бы подвиг святого не возбудил волнений христиан в городе, служители эмира спрятали его тело, одежду и даже землю, куда впиталась его кровь. Когда служители эмира ушли, на место сожжения тела святого Або, отбросив всякий страх перед арабами, стали стекаться христиане, неся в руках свечи и ладан: они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней. Когда же стемнело, в небе взошла яркая звезда, которую видели все горожане. Арабы, думая, что христиане зажгли свет, пытались приблизиться к утесу, но не смогли, объятые страхом. А на следующую ночь из глубин реки Кура над водой  воссиял, как молния, столпообразный свет.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Mtkvari03.jpg/640px-Mtkvari03.jpg
Река Кура в которую были сброшены останки святого мученика Або

Река Кура - самая большая река в Закавказье. Она берёт своё начало в Турции и протекая через Грузию, продолжает свой путь по Азербайджану впадая в Каспийское море. Длинна реки 1364 км.

Название Кура связывают со словом «кур», которое на языке кавказских албан означает «водохранилище» либо на мегрельском языке «вода», «река». Грузинское название реки — Мтквари, на грузинском языке оно означает «хорошая вода», а на мегрельском языке ассоциируется со словом «тквар-уа», что означает «грызть», «разгрызать», то есть «река, прогрызающая себе путь в горах»


Река судоходна на протяжении 480 км от Евлаха до Каспийского моря. Наполнение русла водой на 36 % снеговое, на 30 % подземное, на 20 % дождевое и на 14 % ледниковое.  На реке Кура расположены несколько гидроэлектростанций.

Вода реки мутная.  Экологическое состояние Куры расценивается как плохое. Река существенно деградировала в связи с регулярным выбросом неочищенных производственных и бытовых отходов. Содержание вредных веществ в реке превышает максимально допустимое в 2—9 раз.


0
За рекой Кура, то самое бывшее кладбище на котором сожгли святого мученика Або и сбросили с моста в реку, сейчас там стоит Успенская церковь.

По благословению Католикоса Картли Самуила VII (в конце 8 века) Иоанн Сабанисдзе, свидетель мученической кончины своего друга, святого Або, написал его житие «Мученичество Або Тбилели» (786-790), признанное одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII века. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной истории Грузии (Картлиса Цховреба), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы Картлис Цховреба (Царства Картли ) сведения относительно соседних с Картли стран - Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии.

По мнению грузинского исследователя Корнели Кекелидзе (
советский учёный, литературовед, академик АН Грузинской ССР (1941), один из основателей Тбилисского университета (1918), профессор, в 1942—1949 годах — директор института грузинского литературы им. Ш. Руставел), автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве Або» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях арабской оккупации. Мученический подвиг святого Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание всем православным грузинам, «держащим христианскую веру на то время (на 8 век), 500 с лишним лет».


1
На заднем плане за рекой Кура на горе Метехский храм святого Або, который правильнее называть Успенская церковь, ниже слева часовня в которой хранилась чудотворная икона святого Або


На месте сожжения мученика Або был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона святого мученика Або. Позже, Российский Государственный деятель, Степан Васильевич Сафонов, получивший исцеление от иконы святого Або, устроил в каменной скале часовню.

5
Чудотворная икона Або в часовне  Сафонова

Степан Васильевич Сафонов(Родился 1 января 1808 года) , сын секретаря Екатеринославской духовной консистории.
В 1845-1846 годах Сафонов находился при князе Воронцове, в бытность последнего Кавказским наместником, и состоял директором его гражданской канцелярии в Тифлисе (ныне город Тбилиси).   Сафонову было поручено уведомлять князя Воронцова о всем происходившем и касавшемся гражданской части.
Степан Васильевич Сафонов посещал этот храм и по молитвам к святому мученику Або исцелился от тяжёлой болезни и в благодарность святому построил у его храма в скале часовню.




Почему храм святого Або называется Метехский?

Метехи - исторический район Тбилиси на высокой скале, нависающей над берегом реки Куры. Считается, что район был населён ещё при Вахтанге Горгасале, который построил здесь свой дворец, а в VIII веке на Метехской скале, как гласит легенда, и принял мученическую смерть Або Тбилисский. Современное название квартала появилось в XII веке и означает «окрест дворца».


http://img-fotki.yandex.ru/get/35/ge00000.1/0_1961c_2faabeac_L.jpg

Главной достопримечательностью Метехи является живописно поставленная на гребень скалы Успенская церковь, построенная в 1278-84 гг. при царе Деметре II. В XIX веке церковь была перестроена под казармы казачьего полка, а при Берии чуть было не снесена (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил собственной жизнью).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/31/Dimitri_Shevardnadze.jpg/330px-Dimitri_Shevardnadze.jpg

Дмитрий Шеварнадзе - (родился 1 декабря 1885 года), художник (автор картин "Арлекин", "женщина в синем платье", "Женщина в синем берете", "Натюрморт с розой"), театоральный художник, участвовал в съёмках первого грузинского художественного фильма «Кристина»,  участвовал в основании Грузинской национальной галереи искусств и Грузинской академии искусств . Был членом комитета по охране культурного наследия.

В 1937 году открыто выступил против проекта Лаврентия Берии, который в то время был секретарём ЦК КП(б) Грузии, по сносу церкви Успения в Метехи. Получил от Берии предложение стать директором музея, в котором находилась бы масштабная копия церкви, в обмен на отказ от выступлений против её сноса, но не принял его. Вскоре был арестован и   расстрелян (точная дата смерти неизвестна), однако церковь так и не была снесена.

Дмитрий Шеварднадзе является родственником (двоюродный брат отца)  министра иностранных дел СССР и бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.«Арлекин», «Женщина в синем платье», «Женщина в синем берете», «Натюрморт с розой»«Арлекин», «Женщина в синем платье», «Женщина в синем берете», «Натюрморт с розой»

С 1988 года церковь вновь действующая (в своё время будущтий президент Грузии, Звиад Гамсахурдия объявил голодовку, требуя возвращения храма Грузинской церкви).


На восточной стороне храма  можно увидеть высеченную надпись, которая гласит: «Царь Ираклий силой отнял эту крепость у врага...»


http://travel.aviastar.org/georgia/tbilisi/640/tbilisi_49.jpg


В 1961 году площадка перед храмом на скале украсилась конной статуей Основоположника Грузинской государственности Царя Иберии Вахтанга Горгасала.

Святой царь Вахтанг Горгасали (502)
Икона и могила Царя Вахтанга в соборе г.Мцхета


Царь Вахтанг ,живший в пятом веке, является основателем города Тбилиси. Грузинский народ на протяжении веков хранит память о царе Вахтанге I. Он стал излюбленным героем народных сказаний, а грузинская церковь причислила его к лику святых. Орден Вахтанга Горгасала является одной из высших государственных наград Грузии. Останки его покоятся в соборе Светицховели в городе Мцхета.  


Сообщество путешественников - небольшая прогулка по Тбилиси


В XVII веке прилегающая к церкви территория была обращена в крепость, а на другой стороне реки появилась мечеть Шах-Аббаса.

В XIX веке крепость (Метехский замок) была превращена в тюрьму. С 1934 по 1942 годы в Метехском замке помещался Государственный музей искусств Грузинской ССР. В 1959 замок был снесен, снесли и часть старинной застройки квартала (что было мотивировано строительством моста через Куру).


Метехский храм - Тбилиси Грузия -

Метехский Успенский храм я посетил в сентябре 2014 года, в день памяти Святой Ранской царицы Шушаник , место захоронения которой и считается главной достопримечательностью храма. Святая Царица Шушаник, это первая грузинская мученица, убитая в V ст. мужем-огнепоклонником
Сам храм не большого размера, но большой предхрамовой площадью.

Храм стал визитной карточкой Тбилиси и находится в историческом центре Тбилиси , хорошо виден если ехать в Тбилиси со стороны России от военно-грузинской дороги. Практически ежедневно  гуляя по Тбилиси я проходил мимо этого храма, часто заходя в него.

Будучи в этом храме, мне запомнился батюшка Эдуард, который находился в храме  в инвалидной коляске. Однажды вооружённые  ножами бандиты напали на этого священника и нанесли ему раны в голову. Ещё молодой батюшка потерял здоровье, но не потерял доброты к людям. Там же в храме сестра священника протоиерея Иосифа Зетеишвили, мне подарила книгу, письменный труд своего брата "Мученичество Шушаник, Эвстати, Або" О святом Або я и рассказал Вам руководствуясь этой книгой.


Метехский храм - Тбилиси Грузия -
Сегодня, 21 января, день памяти святого мученика
Або Тбилиского
.

Ныне придите, Христовы верные, и будем праздновать память нового этого святого мученика, которого всему этому миру нашему Картлийскому, в хадатая нам Христос даровал и с многою радостью, отверзаем сокровища сердец и разумов наших, с весёлым лицом и откротой речью восхваляем доброе подвижничество его и скажем:

О добронобедный мучениче Або! Буди всем нам защитником и покровителем ходатайством твоим и многомощными молитвами у престола славы Христа Бога! И приими от нас благодарственное малое сие пение:
Радуйся, крепкий воине Христа Бога; радуйся, веры каменю твердый, злыми коварствы врагов Христовых не сокрушенный.
Радуйся, добродетелями христианскими украшенный; радуйся, Церкве Иверския честная похвала Радуйся, народа грузинского велие утверждение; радуйся, страданьми твоими многих к ревности Божественной подвигнувый.
Радуйся, гордыню богопротивных агарян уничиживый; радуйся, светило лучезарное, во граде Тифлисе возсиявшее.
Радуйся, славо и украшение града того; радуйся, богопротивных ересей гюсрамителю.
Радуйся, крепкая стено и ограждение царства Иверскаго; радуйся, благ у тебя просящим подателю; радуйся, тела моего здравие. Радуйся, мучениче Або, скорое услышание верных.

Ибо тебя Отец Небесный через Единородного Сына своего увенчал и Дух Святой Благодати исполнил.
Тебя Сын во Отце воспринял и Дух Святой Прославил.
Тебя Дух Святой возлюбил и с Отцом и Сыном единством Своим почтил и страстотерпцем тебя показал.
О тебе удивился Ангельский чин, ибо как бесплотный претерпел ты смерть за Христа.
О тебе патриархи радуются...

Тебя реки приняли как Христова мученика. Христос же Бог глубин тех тьму небесным светом осияв.
Тебя родные твои чужим и отверженным сделали, Христос же среди Измаильтян , как розу из тернев, выбрал тебя и привлёк к своей Церкви.
Как бы мне восхвалить тебя, страстотерпец святой мученик?

Ныне молим всё твоё христолюбие, Ходатаем да будешь пред Спасителем всяческих, за нас всех, которые тобою просят милости от Христа Бога, Которому слава и честь и сила с Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author