filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

450-летия со дня преставления преподобного Геннадия Костромского

http://images.unian.net/photos/2015_02/1423097333-6040.jpg

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в начале 16 века в городе Могилеве в богатой семье Литовских бояр.

Частое посещение мальчиком монастырей вызывало недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу. Переодевшись в бедную одежду, юноша тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Однако он не нашел себе здесь прибежища и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским.

Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса.

Вскоре на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господнего, которая была названа впоследствии "Геннадиевым монастырем". Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов и вместе с братией выходил на монастырские работы.

Он постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Однажды находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Царя Иоанна IV. В 1549 г. «старець Геннадий » стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного .

Преподобный Геннадий скончался зимой 1565 года и вскоре после кончины началось его почитание, в 1646 году совершилось его церковное прославление.


Святой Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в восточных уездах Ярославской и западных уездах Костромской губерниях.   В первой половине XIX в. над местом погребения Геннадия установили серебряную раку, изготовленную на средства жителей города Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, который в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игумумен монастыряря Палладий попытался осмотреть мощи Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения Геннадия  установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупного костромского фабриканта) И. С. Михина. В мон-ре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие святому Геннадию, это ковш для сбора денег и топор  .

Спасо-Геннадиев монастырь, который построил святой, был закрыт в 1919 году, собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сентября 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Святого Геннадия после чего они были увезены в Ярославский  музей (находились там до середины 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизвестна). В советское время Святой Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя Святого Геннадия.

Костромская земля всегда являлась одним из центров русского Православия.

В 1908 г. в состав епархии входили 11 мужских и 10 женских монастырей, где подвизались 226 монашествующих и 1606 послушников и послушниц; духовенство епархии состояло из 52 протоиереев, 1082 священников и 518 диаконов. Церквей в епархии насчитывалось : соборных — 28, приходских — 1015, домовых — 23, приписных — 22, кладбищенских — 44; часовен — 1711. При храмах имелось 679 библиотек и 35 церковноприходских попечительства.

Для сравнения:   В 1989 г. в составе епархии насчитывалось 64 действующих храма, не было ни одного монастыря и духовного учебного заведения.

http://s2.uploads.ru/t/IZLxp.jpg

Сегодня в Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В ХIV-ХV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский.

В ХVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

С 1821 по 1825 год ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря города Костромы был преподобный Макарий (Глухарев), апостол и просветитель Алтая.

В ХХ столетии, в годину гонений на святое Православие, на Костромской земле засвидетельствовали свою веру многие новомученики и исповедники Русской Церкви. Среди них — священномученики Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, иерей Василий Сыпановский и другие страдальцы за веру Христову.

Празднование Собора Костромских святых было установлено в 1981 году и с тех пор совершается оно 5 февраля.


Кострома является одним из известнейших городов Золотого кольца России, его жемчужины. Расстояние от Москвы составляет 330 км. Предположительно город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве сторожевой крепости на северных рубежах Руси, чтобы защищать границы от волжских булгар. Расположена на берегах Волги при впадении в нее реки Костромы. Построен город на землях угро-финского племени мерян, его название «Кострома» – слово мерянское.

Каждой весной жившие здесь племена приносили жертву богу солнца – Яриле. Хоровод девушек с песнями нес на берег реки большую соломенную куклу, которую называли Кострома. Там Кострому топили или сжигали, принося жертву богу Яриле. Этот самый главный обряд – похороны Костромы, видимо, и дал название будущему городу.

В летописях первое упоминание Костромы относится к 1213 году. В это время шла междоусобная война потомков владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо, во время которой город был сожжен войсками ростовского князя Константина Всеволодовича. Однако Кострома быстро поднялась и с 1246 года город становится центром самостоятельного княжества, которым правил Василий Ярославич младший брат Александра Невского.

http://www.art-sobor.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C-%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-221x300.jpg

В деревянной церкви, построенной во имя святого Федора Стратилата долгое время находилась главная святыня Костромы – чудотворная икона Федоровской Божией Матери, обретенная князем Василием Ярославичем чудесным образом.

В середине XV века Кострома довольно часто становится ареной боевых действий в междоусобной борьбе Москвы и Галича. Во второй половине XV – первой половине XVI веков Кострома выполняет важную роль крепости на русско-казанском рубеже. После того, как в 1552 году Казань присоединили к Московскому государству, Кострома утрачивает значение крепости, но становится важным центром на волжском торговом пути.

В 1598 году на месте деревянного Троицкого собора царь Борис Годунов построил величественный каменный собор, вокруг которого были возведены мощные стены с башнями. В Троицком соборе похоронены отец и мать Годунова. Ипатьевский монастырь делится на Старый и Новый город. Стены Старого города возведены при Борисе Годунове, а Новый построен царем Михаилом.


Все русские цари из дома Романовых с благоговением посещали Кострому и Ипатьевский монастырь, откуда пошла царская династия. Долгие годы в Ипатьевском монастыре хранилась Ипатьевская летопись – копия XV века с древнейшего летописного свода Киевской Руси. В нее входит «Повесть временных лет», Киевский свод XII века и Галицко-Волынская летопись.

В 1613 году монастырские стены укрывали от польских отрядов молодого Михаила Романова. Однажды в Ипатьевский монастырь прибыло посольство Земского собора с сообщением об избрании Михаила Романова на царство. Духовенство с хоругвями и чудотворной иконой Федоровской Божией Матери сопровождало множество костромичей. Михаила благословили, архиепископ Феодорит надел на него животворящий крест, а знатный боярин Федор Иванович Шереметев поднес царский жезл. На некоторое время обитель превратилась в царскую резиденцию. Так Ипатьевский монастырь стал фамильной святыней для династии Романовых, что обеспечило ему дальнейшее процветание..


XVI столетие является временем экономического подъема и роста города. В нем начинается каменное строительство, сооружается городской Успенский собор, в 1559 – 1565 годах при царе Иване Грозном возводится Богоявленский собор Богоявленского монастыря, в котором находится Федоровская икона Божией Матери. В конце XVI – начале XVII веков активное строительство ведется в пригородном Ипатьевском монастыре, которому покровительствовал Борис Годунов и его родственники.


Особого расцвета достигла Кострома в XVII веке. В это время по экономическому значению она занимала четвертое место среди русских посадов, уступая лишь Москве, Ярославлю и Казани. Значительную часть населения составляли ремесленники различных специальных специальностей. На всю страну славилось костромское мыло и кожи костромской выделки.


В начале XVIII века для Костромы, как и для многих городов центральной России, связанных с Москвой и с северным и волжским торговыми путями, перенос столицы в Петербург послужил причиной экономического упадка. Только в середине века в городе возникает крупная полотняная фабрика Углечаниновых. К концу века здесь начали работу пять суконных фабрик.


В 1773 в пожаре сгорел почти весь деревянный город. Это событие послужило толчком для разработки нового плана застройки Костромы. После разработки план застройки города был утвержден императрицей Екатериной. Воплощению нового плана городского строительства способствовало объявление Костромы в 1778 году центром губернии.

В XIX веке Кострома превращается в крупный промышленный центр.


С 1973 года в городе проводится фестиваль «Дни Островского в Костроме» с показом лучших спектаклей по его произведениям. В Костроме даже есть "беседка Островского" в которой он "любил отдыхать" даже не смотря на то, что  сам Островский в ней, разумеется, никогда не был, потому что построена она была только в 1956 году. Будучи одним из символов Костромы, беседка Островского знаменита ещё и тем, что «снималась» в фильме «Жестокий романс» по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

А в апреле в Костроме ежегодно празднуется День рождения внучки Деда Мороза — Снегурочки, на который приезжают сказочные персонажи со всей России.
А всё потому, что Кострома считается родиной Снегурочки — ей посвящён здесь целый музей, где ежедневно проводятся театрализованные экскурсии не только для детишек, но и взрослых посетителей.

http://kostroma.go2all.ru/imgs/38/12/63439.ro.jpg

Дважды в год город становится столицей Международных ювелирных фестивалей «Золотое кольцо России», в котором участвуют ювелирные компании с мировыми именами.

Сегодня в Костроме насчитывается чуть менее 200 тыс. жителей, это не только популярное туристическое место, но и крупный речной порт.

5 февраля  в
Богоявленском кафедральном соборе Костромы служение Божественной литургии возглавил епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии. Владыке Геннадию сослужили: епископ Костромской и Галичский Ферапонт, Управляющий Костромской епархией, и духовенство города Костромы.


Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвами и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за  всех, притекающих к тебе с верою.

Днесь град Кострома вельми вами хвалится: / в пределах бо земли Костромския, / яко звезды светозарныя, возсиявше, / чудесы своими вся озарили есте / и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, / Геннадие, Паисие, Авраамие, / Иакове, Макарие и Пахомие, / со инеми многими нашего края Небесными покровителями / за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, / верою и любовию вас почитающия, / и о спасении душ наших.

Ублажаем вас, / преподобне отче наш Геннадие / и всех святых отцев собор, Костромскаго края покровителей, / вы бо молите за нас / Христа Бога нашего. 

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author