filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Русский святой на японской земле.

http://cs628724.vk.me/v628724147/26668/foK_L8ooxac.jpg

Св. Николай Японский (Иван Касаткин, 1836 — 1912.) — Епископ Русской Церкви, выдающийся миссионер, основатель Православной церкви в Японии. Прославленный в лике святых как равноапостольный.

Родился в Бельским уезде Смоленской губернии. Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию.

В числе лучших учеников в 1857 был рекомендован и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию где в 1860 году, узнав о вакансии на должность настоятеля церкви при недавно открытом российском консульстве в Японии, подал заявку и был избран для этого служения. Тогда же и принял монашеский постриг.

В первые годы своего пребывания в Японии отец Николай самостоятельно изучал японский язык, для полноценной и успешной проповеди близко пазнакомился с культурой и бытом японцев, занимался организационными вопросами для открытии подворья Русской православной церкви. На тот момент он был единственным православным проповедником на всю Японию. Отца Николая поначалу многие воспринимали холодно и настороженно, так как считали врагом и рассадчиком  другой культуры, а когда он проходил мимо, то бросали в след и камни, и оскорбления. Но это не стало препятствием для большого и чистого сердца святителя …

Первым японцем-христианином в 1868 году стал синтоистский священник акуми Савабэ, бывший самурай, который проник в дом, где жил проповедник, с целью убить его, так как считал, что христианство — средство для захвата Японии другими государствами. Но святитель с Божьей помощью и вдохновением Святого Духа остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Эта речь оказалась переломной, после ее самурай часто беседовал с о. Николаем, с величайшей любознательностью вбирая в себя неизвестное для себя учение. А затем он принял православие и в конце концов стал священником.

http://www.taday.ru/data/2012/09/26/1234040752/(600x399x123)japonija.jpeg

К 1870 православная община в Японии насчитывала свыше 4000 человек, а в 1912 году — около 33000 человек и 266 православных общин по всей стране.

Во время своей миссионерской деятельности о. Николай перевел на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Выдавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. 8 марта 1891 был освящен кафедральный Воскресенский собор

http://www.obitel-minsk.by/UserFiles/Photogallery/japan08032012_6_originalxq.jpg


Святой равноапостольный Николай, оставил свой след и на территории Прибалтики. В 1880 году о. Николай вначале был возведён в сан епископа Ревельского (ныне Таллинн) и  викария Рижской епархии. А потом уже назначен в Японию.

Интересен и тот факт, что во время Русско-Японской войны. святой Николай отказался покинуть Японию и уехать на родину.

Однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт. Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране.

Господу угодно было допустить разрыв между Россией и Японией. Да будет Его святая воля. Будем верить, что это допущено для благих целей.... Итак, братья и сёстры, исполните всё, что требует от вас в этих обстоятельствах долг верноподанных. Молите Бога, чтобы Он даравал победу вашему императорскому войску... кому придётся идти в сражения не щадя своей жизни, сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотечественникам. Словом, делайте всё, что требует от вас любовь к отечеству. Любовь к отечеству, это святое чувство».

Император Николай Второй писал епископу Николаю: "Вы явили пред всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки..."

После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города и прислал от себя ко гробу венок

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2013/08/yanaka0-663x425.jpg

Архиепископ Николай говорил своему преемнику епископу Сергию (Тихомирову), с которым святитель делился самыми сокровенными мыслями о становлении Японской Православной Церкви: «Вот всю свою пятидесятилетнюю жизнь в Японии я старался усвоить себе все, чем японец проникнут: язык, обычаи, пищу, одежду, порядок дня и т.п. И все чувствовал, что никак не могу стать совершенным японцем, все остаюсь русским. Но вот теперь – умру, меня погребут в японской земле, покроюсь японским прахом, я растворюсь через несколько лет в японской почве и наконец стану японцем совершенно».

Архиепископ Николай приказал похоронить себя не в цементовом гробе, даже не в деревянном, а просто обмотать в мантию архиерейскую, спеленать воскрилиями от клобука и без всякого гроба закопать, чтобы поскорее раствориться в японской земле.

http://www.sbs-orel.ru/files/455.jpg

В 1970 году святой равноапостольный Николай был канонизирован. Это стало первым послереволюционным и едва ли не единственным случаем до Горбачёвской оттепели в истории русской Церкви, канонизации нового святого. И прежде всего тут играло роль, международный авторитет зарубежного епископа Николая.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2014/02/nikolajdo10.jpg

Когда архиепископ Николай был канонизирован, православные хотели извлечь мощи их могилы и перенести их в православный собор. Однако правительство Японии воспротивилось этому.  Правительство Японии высказалось, что святой Николай не должен являтся собственностью православных, а должен принадлежать всему японскому народу, не зависимо от вероисповедания и потому останки его остануться на кладбище, куда любой гражданин Японии может придти не зависимо от вероисповедания.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101356/135696.p.jpg?0.5437527389731258

И всё же власти Японии разрешили временно вскрыть могилу святого, чтобы взять для Православной Церкви частички мощей. В настоящее время они находятся в храмах Японии, а так же частички мощей Св.Николая Японского имеются в храмах Владивостока, Вашингтона и Минска.

В Тверской области находится музей Святого. В России ему освещено несколько храмов. Один из них в Москве, в Бибирево.

Москва Бибирево Церковь Собора Московских Святых Фотография

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author