filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Семь православных римских пап

Кого из пап, живших до отпадения Римской церкви, почитаем как защитников православия, святителей и учителей. Есть ли в России храмы, посвященные им?

Известен такой церковный анекдот. Приходит архиерею письмо от прихожан одного храма: «Великим Постом наш батюшка стал поминать на Литургии папу римского. Делает он это каждую среду и пятницу. В другие дни стесняется народа, а в будни, когда людей мало, – нет. Примите меры, дорогой Владыка. Наверное, перемолился наш любимый батюшка, может, нужно ему отдохнуть от служения. Доброжелатели». Владыка, конечно, сразу понял, что папу зовут не Бенедикт, не Иоанн-Павел, а Григорий, и поминает его батюшка на Литургии преждеосвященных Даров. Это, конечно, байка, но на одном московском храме действительно висела табличка, в которой было написано, что его покровитель храма хоть и папа римский, но «православный святой N века».

Многим действительно может показаться необычным, что среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью, есть римские папы. До отпадения Римской Церкви в 1054 году западные святые, спокойно включались в святцы Поместных Православных Церквей и почитались как защитники православия от ересей.

Сегодня для нас важно различать заблуждения Римской церкви и традицию западной святости. Ведь, не случайно те французы, итальянцы, ирландцы, кто сегодня присоединяется к Православной Церкви воспринимают свой шаг не как переход, а как возвращение.

Мы выбрали семь наиболее известных и почитаемых православными римских пап, хотя в месяцеслове их гораздо больше.


Сщмч. Климент

Первым римским священномучеником, попавшим в общехристианские святцы, был Климент Римский. Мы практически ничего не знаем об этом человеке – возможно, его упоминает апостол Павел в одном из посланий. По преданию, Климент был рукоположен святым Петром. Часть древних авторов считают его современником апостолов, другие называют его учеником апостолов, то есть человеком более молодым.

В 90-е годы первого столетия во время гонений на христиан императора Домициана святой Климент был сослан в каменоломни возле современного Севастополя. По преданию, священномученник Климент был одним из первых проповедников христианства на территории, которая так или иначе была связана с Русью. Священномученик Климент в 99 или 101 году пострадал за Христа при императоре Траяне – он был привязан к якорю и утоплен в море.

Мученические акты святого Климента, написанные не ранее IV века, стали образцом для последующих мартириев и являются одним из важнейших источников раннехристианской агиографии.

Священномученик Климент одним из первых написал о важности апостольского преемства в своем послании к Коринфянам, которое древние христиане почитали наряду с новозаветными текстами.

На Руси священномученика Климента почитают за то, что его мощи были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. В базилике святого Климента в Риме находятся мощи и святого равноапостольного Кирилла.

Один из самых больших и красивых храмов Замоскворечья посвящен священномученику Клименту, в честь святого назван и московский Климентовский переулок возле храма.

Сщмч. Ипполит

Еще одним папой-мучеником был Ипполит Римский – один из самых важных церковных писателей III века. О времени и месте его рождения ничего не известно. Святой Ипполит получил прекрасное образование и писал на греческом языке, что для поздней Римской империи было весьма необычным делом. Этот мученик был первым антипапой, считавшим, что другой понтифик недостаточно следит за нравственностью римских клириков. По свидетельству церковных историков противостояние Пап была связана с разными взглядами на природу Церкви: «Для Ипполита Церковь есть общество святых, и святость Церкви гарантируется безусловной чистотой ее членов от плотских грехов. Согласно же Каллисту, Церковь не утрачивает своего характера "кафолической Церкви", даже когда недостойные члены остаются внутри нее». Антипапство Ипполита закончилось в 235 году, года он был сослан вместе с законным Папой при императоре Максимине. С этого момента сторонники Ипполита постепенно воссоединяются с Церковью, а сам он отказывается от претензий на папство.

Древняя Церковь канонизировала Ипполита как мученика, искупившего кровью грех раскола. Один из текстов святого «Апостольское предание», по словам митрополита Илариона (Алфеева) до сих пор остается «важнейшим источником сведений о литургической жизни Римской Церкви в III в. и о состоянии церковной дисциплины в этот период».

На Руси мученик Ипполит почитается как один из раннехристианских мучеников, обличитель ересей и проповедник строгости нравов среди клириков и мирян.

Сщмч. Александр

О следующем Папе, почитаемом в Православной Церкви, неизвестно практически ничего. Священномученник Александр Римский принял смерть за Христа во время императора Траяна или Адриане в 115 или 118 году. По преданию мученику отсекли голову, но древние историки и апологеты не подтверждают эту легенду. Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» ограничивается лишь кратким замечанием: «В третий год того же царствования (Траяна – прим. ред. НС) скончался епископ Александр, десять лет управлявший Римской Церковью; преемником его стал Ксист». По другой версии, он был сожжен при императоре Адриане. По преданию ко времени этого Папы относятся первые упоминания об освящении дома с помощью святой воды. Тексты, приписываемые этому мученику, скорее всего, относятся к более позднему времени. Современные исследователи также говорят о возможном отождествлении этого Папы с другим мучеником, пострадавшем во второй половине II века при императоре Марке Аврелии. В Православной Церкви память священномученника Александра Римского отмечается 29 марта по новому стилю.

Свт. Сильвестр

Святитель, живший при императоре Константине Великом, напротив, оказал огромное влияние на самосознание православных на Руси. Древние жития приписывают святому Сильвестру инициативу созыва I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария и составившего большую часть Символа Веры, а также предписание всем христианам праздновать Пасху в один день. Кроме того, святитель Сильвестр своим авторитетом утвердил в Церкви представление о действительности крещения даже у еретика, если последний верно произнес крещальную формулу. Именно при этом святителе Церковь стала говорить о действенности таинств у правильно рукоположенного священника или епископа, независимо от его нравственного облика и личных грехов. По преданию святитель Сильвестр умер в глубокой старости 31 декабря 335 года. Однако на Руси этого папу почитали как человека, который «предвидел» отступление Рима от православия. Согласно знаменитой средневековой легенде о белом клобуке Константин Великий повелел сшить белый клобук и надел его на голову Папе Сильвестру как символ истинной веры. Поскольку преемники Папы отошли от православия, то они переслали символ власти обратно в Царьград. Таким образом, Константинополь стал «вторым Римом» (одной из предпосылок этой легенды могло служить 28 правило IV Вселенского собора о том, что Константинополь становится второй по достоинству Поместной Церковью после Римской). В свою очередь Константинопольскому патриарху было повеление переслать этот клобук в Великий Новгород, поскольку Царьград будет захвачен турками в 1453 году. В конце-концов белый клобук стал зримым «доказательством» правильности идеи «Москва-Третий Рим». Разумеется, реальный Папа Сильвестр не имеет никакого отношения к этой истории, но средневековая легенда лишь добавила ему популярности в Русской Церкви. Мощи этого Папы находятся в посвященной ему базилике в Риме.

Свт. Григорий Двоеслов

Но, пожалуй, самым известным в Русской Церкви святым Папой остается святитель Григорий Двоеслов – составитель литургии Преждеосвященных даров. Его титул «двоеслов» возник после буквального перевода на славянский язык его книги «Бесед» (по-гречески диалогов), в которых он рассказывает о жизни знаменитых римских подвижников. Живший во второй половине VI –начале VII века святитель был известен на Руси как талантливый проповедник и автор многочисленных писем.

Святитель Григорий в своей жизни сперва был посланником в Константинополе, а затем и понтификом в Риме, который в тот момент переживал не лучшие времена. К сожалению, при этом святителе были напряженные отношения между Западной и Восточной частями единой Церкви, связанные со спорами о том. Имеет ли право Константинопольский патриарх именоваться «Вселенским». Слово это в тот момент обозначало, что Царьградский епископ является высшим духовным авторитетом для христиан всей Византийской империи, «ойкумены», которая считала себя центром тогдашнего цивилизационного мира. Эта концепция, по мысли святителя Григория, разрушало: «равенство пяти древнейших основанных апостолами архиепископств» (Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя – прим. ред..) «при почётном первенстве Римского престола, утверждённом церковными соборами». Отметим, что современная греческая православная традиция в отличие от русской, отрицает за святителем Григорием авторство литургии Преждеосвященных Даров.

Свт. Лев Великий

Еще одним святым Папой, значение которого для христианского богословия невозможно переоценить, был святитель Лев Великий, живший в V веке. Именно ему во многом принадлежит заслуга победы над монофизитством на IV вселенском соборе в Халкидоне в 453 году. Проблема для православных состояла в том, что идею о том, что во Христе была всего одна божественная природа, доминировавшая над человеческой, при желании можно было найти в некоторых писаниях святителя Кирилла Александрийского. В 449 году александрийский папа Диоскор созвал «вселенский» собор, который позднее был назван разбойничьим, на котором попытался выдать монофизитство за православие. Папа Лев по сути стал единственным защитником православия в Византийской империи и именно к нему апеллировали антиохийские православные богословы, которых александрийцы подозревали в несторианстве. Мужественная позиция святителя Льва и его твердость фактически спасли христианскую Церковь в середине V века.

Справедливости ради отметим, что именно святителю Льву также принадлежит идея примате Римского Папы над другими епископами. Ощутив себя защитником православия и защищаясь от 28 правила Халкидонского собора, святитель Лев невольно предоставил возможность для раскола христианской Церкви в 1054 году, однако Православная Церковь почитает его как защитника веры. Святой Лев стал первым Папой, похороненным в соборе святого Петра в Риме.

Свт. Мартин Исповедник

Еще одним защитником православия, отдавшего за него свою жизнь, был святитель Мартин Исповедник. Этот Папа почти в одиночку боролся с ересью монофелитов (сторонников учения о том, что у Христа одна воля) и византийским императором, пожелавшим принудительно умирить Церковь, запретив осуждать как монофелитов, так и православных. С такой поддержкой ереси в Константинополе Папа стал бороться и осудил указ императора. Разгневанные византийцы сперва увезли святителя Мартина из Рима в Константинополь. Больного старика мучили по дороге, затем устроили над ним неправедное судилише, обвинив в преступлении против императора, и, наконец, умирающего отправили в ссылку в далекий Херсонес, где святитель и скончался 16 сентября 655 года. Незадолго до смерти Папа писал в одном из своих писем: «Хлеб известен здесь только по имени... Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха». Время доказало правоту Римского епископа, защищавшего православие от еретических воззрений, распространенных в тот момент в Константинополе. Храм в честь святителя Мартина Исповедника находится в Москве на Таганке, неподалеку от редакции «Нескучного сада».


Как видим, Православная Церковь почитает многих Римских Пап, умерших до раскола 1054 года. Это, конечно, не означает, что православные должны молиться и новым католическим святым, напротив, память о подвижниках неразделенной Церкви, живших на Западе, учит нас стойко хранить православную веру, проповедниками и защитниками которой они и являлись, часто отдавая за эту свою жизнь.

Источник : http://www.nsad.ru/
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author