filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Димитрий Ростовский о земледелии

http://www.museum.ru/imgB.asp?46846

Как-то в последнее время, в век электронных технологий стало модно получать образование банкира, программиста, юриста... А слова "колхозник", "крестьянин" и им подобные, стали словно чем-то позорным и унизительным.

Вот и на днях, один человек на украинском сайте оставил комментарий: "В Донецке такая экономическая ситуация потому, что там власть захватили "замлепашцы"! "Землепашцы", это конечно было образно сказано, но с каких пор такое слово стало "оскорбительным"? Можно прожить без газет, радио, компьютера, автомашины, но сможет ли кто прожить, если земля не даст нам хлеба и плодов земных? Может быть политики или банкиры не едят хлеб?

Очень интересную тему о замледелии в книге "Летопись миробытия" поднял православный святой , святитель Димитрий Ростовский во второй половине 17 века и думаю его слова поучительны и всем нам в 21 веке.



Святитель Димитрий Ростовский о земледелии.

«Из всех искусств самым нужнейшим является земледельство, которое и введено изначала Богом, когда Он создал человека» (Златоуст. На Второе послание к Коринфянам, гл. 7, беседа 15-я).

   Этот великий святитель называет земледелие первейшим и самым нужнейшим из всех искусств; первейшим потому, что оно в начале повелено Богом Адаму: «В поте, — сказано, — лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3:19); нужнейшим же потому, что всякому человеку хлеб прежде всего необходим для пропитания: необходим царям, князьям и владыкам столько же, сколько и нищим. Конечно, есть много и других различных искусств и художеств, нужных для человеческой жизни, но все они являются по отношению к земледелию служебными. Ибо кто из художников, хотя бы и премудрейших, не ищет хлеба?

  Еще же и потому земледелие достойно восхваления, что оно праведно, тогда как другие художества или занятия не без греха бывают: иные лгут, иные крадут, иные обольщают; земледелие же от таковых пороков чисто. Всякое другое занятие своего только художника кормит, а земледелие всех вообще питает, трудящегося и не трудящегося. О сколь многие даром хлеб едят — их исчислить невозможно! Различно разные люди питаются от неправедных прибытков: иной от грабежа и хищения, иной от воровства и разбоя, иной от насилования и мучительства, а иной от другого какого-либо небогоугодного промысла. Только земледелие от труда рук своих и от пота лица своего имеет свое пропитание праведное и богоугодное, так как оно никого не обижает, но только само ото всех терпит обиды, ибо столь многими налогами отягощается и насилуется сильными.

   И воистину дивно то, что такое занятие, первейшее, нужнейшее и праведное, считается бесчестным занятием у тех, которые привыкли тщеславиться своим благородством. Но чем бесчестно то занятие, в котором трудились первейшие и начальнейшие праотцы наши, от которых мы все произошли, праотцы Адам и Ной, — один пред потопом, а другой после потопа, Адам копая, а Ной вспахивая, возделывали землю. И что ты имеешь, о благородный, в рождении твоем более высокое сравнительно с земледельцем, кроме только имени твоего благородства? Ты из того же брения, как и он, и тот же, а не иной образ твоего рождения, каков и его, и в ту же землю и прах ты возвратишься, в какую и он, и даже слава благородства твоего во гроб и в ад с тобою не сойдет.

  В древних повествованиях находится то сказание, что и на царский престол от земледельчества возводились мужи достойные, которые благополучно и славно владетельствовали. Таков был Премысл Чешский, таков же и Пяст Польский. Но и в Ветхом Завете читаем о том же: не от земледелия ли Господь воззвал сильного мужа Гедеона для владычества и управления Своими людьми израильскими и показывает его славным победителем мадианитян? А святой пророк Илия не от плуга ли взял Елисея в пророки? Пусть же никто не унижает земледельцев в их худородии, ибо и из их среды происходят цари и святые угодники Божий! Хорошо преподобный Христа ради юродивый Симеон пред своею кончиною сказал другу своему диакону Иоанну, говоря: «Между простыми людьми, живущими в весях и обрабатывающими землю, которые, проводя жизнь в незлобии и правоте сердца своего никого не хулят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, между таковыми многие — великие святые; ибо я видел их приходящими в город, причащающимися Тела и Крови Христовой и бывающими как золото чистое».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author