filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

http://www.ewtn.com/saintsHoly/saint_images/T/sttarasius.jpg

Святого Тарасия Церковь Православная празднует 9 марта. Его же в лике святых почитает и Католическая Церковь.

О этом святом,  захотелось рассказать потому, что его жизнь связана непосредственно с моим небесным покравителем, святым праведным Филаретом Милостивым, а точнее с его внучкой Марией! Кто знаком и читал о жизни Святого Филарета Милостивого, тот помнит, что его внучка Мария стала женой императора и этот факт позволил святому Филарету ещё более быть милостивым к людям.


Во время реакции против иконоборчества Тарасий, имевший знатное светское происхождение, занимал должность секретаря императрицы Ирины и был значимой фигурой в делах управления империей.

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего в 784 году Павла. При обсуждении кандидатов на организованном Ириной собрании в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом.

Вот здесь есть важный момент. По законодательству, как Восточной Православной Церкви того времени, так и Западной Католической Церкви, чтобы избрать Вселенского Константинопольского Патриарха или Римского Папу, не надо было искать кандидата в епископах, священстве или даже в монашестве. В Патриархи точно как и в Римские Папы можно было избрать любого, даже светского (не женатого) человека.. Главное, чтобы он был верующий христианин и знал науки, был учёным. В то время каждый человек обладающий науками обязательно учил богословие и владел богословием и языками .

Ирина сама желала видеть патриархом Тарасия , вначале он не соглашался , но позже он согласился, произнеся продолжительную речь о необходимости проведения Вселенского собора.

Тарасий был быстро возведён во все степени священства и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова был поставлен константинопольским патриархом. После этого Тарасий, по традиции, разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям церквей, включая папу римского . Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына Константина и самого Тарасия.

На состоявшемся в 787 году в Никее Седьмом Вселенском соборе Тарасий был председательствующим и отстаивал восстановление иконопочитания.

В правление императора Константина VI Тарасий вначале отказался расторгнуть его брак с Марией Амнийской, внучкой праведного Филарета Милостивого, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Император попытался обвинить Марию в попытке отравить его. Патриарх заявил, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние. Позднее под давлением императора Тарасий согласился на постриг Марии и император смог вступить в новый брак со своей фавориткой Федотой и даже короновал её. Это вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отрёкся на время от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии.   Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

Скончался Тарасий 10 марта (25 февраля) 806 года после болезни. Был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса . Та­ко­ва, на­при­мер, од­на жен­щи­на, стра­дав­шая мно­го лет кро­во­те­че­ни­ем. Так как в тот мо­на­стырь был воз­бра­нен вход жен­щи­нам, то она во­шла в мо­на­стырь, одев­шись в муж­ские ри­зы. С ве­рой она кос­ну­лась гроб­ни­цы свя­тей­ше­го Та­ра­сия, взя­ла елей из лам­па­ды, ви­сев­шей пред гроб­ни­цей, — и тот­час же по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­е­го неду­га. То же де­ла­ли и дру­гие жен­щи­ны, — и все ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов. Некий муж, ви­дев­ший од­ним толь­ко гла­зом, по­лу­чил ис­це­ле­ние у гро­ба свя­то­го, ко­гда по­ма­зал свое не ви­дев­шее око еле­ем из лам­па­ды. Один су­хо­ру­кий, при­дя с ве­рою, по­ма­зал еле­ем свою ру­ку и по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мно­го и дру­гих недуж­ных по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го Та­ра­сия; ис­це­ля­лись от сво­е­го неду­га так­же и бес­но­ва­тые.



Из писем Святителя Тарасия Патриарха
Константинопольского.


1) Знаю , что блудницы и мытари были приняты чрезъ покаяніе; но ни одинъ изъ нихъ не былъ удостоенъ священства, кроме того случая, если сделалъ это до крещенія. Знаю некоторыхъ иноковъ, которые, будучи въ міре, были пленены блудомъ, а будучи иноками подобно светильникамъ блистали въ міре аскетическою жизнію; но ни одинъ изъ нихъ не вступалъ въ священство. Если же это и случалось, такъ это не есть церковное правило. Мы знаемъ и про Марію Египетскую, что она прежде была блудницею, а потомъ соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена въ діакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою отъ всякаго постыднаго дела. Да и что говорить объ этомъ? Зная истинное ученіе и будучи посвященъ въ тайны божественными апостолами и ихъ последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, хиротонисованный за деньги, чуждъ священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это — дело каіафское, это изобретеніе симоніанское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будетъ уличенъ въ блудодеяніи после крещенія, то пусть онъ не будетъ принимаемъ во священство; это заповедуютъ божественные каноны. Если же кто либо, совершившій это, будетъ возведенъ во священство; то, какъ скоро будетъ узнано объ этомъ, да будетъ низложенъ.

2) Какъ же я, живущий въ міре и принадлежащій къ числу мірянъ, подвизающійся на императорской службе , такъ необдуманно и неосмотрительно могу ступитъ на высоту священства. Это будетъ решимостію страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. — Но самая важная причина моего страха и отказа заключается въ следующемъ: смотрю я и вижу: основанная на камне Христе, Боге нашемъ, Церковь Его ныне разсекается и разрывается и мы въ одно время говоримъ такъ, въ другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; съ ними единогласны и христіане западные; и мы отчуждены отъ нихъ и каждый день анафематствуемся ими. Тяжелое наказаніе анафема; оно удаляетъ отъ Бога, изгоняетъ изъ Царства небеснаго, увлекаетъ во тьму кромешнюю. Законы и определенія церковныя не знаютъ разделеній или споровъ; но какъ свойственно имъ благочестиво исповедывать одно крещеніе и одну веру, такъ же точно известно имъ одно лишь согласіе во всякомъ церковномъ деле. Ничто такъ неблагопріятно и неблагоугодно Богу, какъ то, чтобы мы объединились и сделались единою вселенскою Церковію, какъ мы исповедуемъ это и въ символе нашей непорочной веры. Итакъ, братія, я прошу, — думаю, что и вы прóсите, потому что знаю, что имеете страхъ Божій, — благочестивейшихъ и православныхъ императоровъ нашихъ созвать вселенскій соборъ, чтобы мы, какъ сыны единаго Бога, были едино, какъ почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, какъ члены единой нашей Главы Христа, были единымъ стройнымъ и неразрывнымъ теломъ, какъ почитатели Святаго Духа, шли не другъ противъ друга, но другъ съ другомъ, какъ почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы миръ Божій, превосходящій всякій умъ, ограждалъ всехъ насъ. И если защитники православія, императоры наши, повелятъ внять моей справедливой просьбе, то уступлю и я, исполню ихъ повеленіе и принимаю вашъ выборъ; если же нетъ, то я нахожу невозможнымъ сделать это, чтобы не подпасть подъ анафему и не быть осужденнымъ въ день праведнаго Судіи всехъ, когда не могутъ выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Ответьте, братія, на мою апологію, лучше сказать, на мою просьбу такъ, какъ лучше и какъ вамъ угодно.

3) Православные и мужественные наши императоры, они на всякомъ месте возстановили честныя иконы, какъ въ досточтимыхъ храмахъ, такъ и въ своихъ царскихъ палатахъ. Имъ Господь Богъ да воздастъ награду, да вознесетъ Онъ рогъ ихъ царства, чтобы даровать миръ церквамъ Своимъ и спасеніе всемъ намъ христіанамъ.
Согласно древнему законоположенію святыхъ отцевъ нашихъ, Церковь вновь получила законоположеніе делать живописныя изображенія и ставить ихъ на видныхъ местахъ, чтобы они служили къ возвышенію ума нашего и сообщали намъ освященіе. Чтó святое Евангеліе открываетъ намъ, когда мы читаемъ его, тоже открываютъ намъ и иконы; о чемъ свидетельствуютъ мученическіе акты, повествующіе о страданіяхъ мучениковъ, о томъ же (повествуютъ) и иконы. Мы съ любовію принимаемъ ихъ, такъ какъ они суть отображеніе первообразовъ, а не что нибудь другое.
Subscribe

  • ДРЕВЛЕПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ

    ЧТО ГОВОРЯТ МОСКОВСКИЕ РОГОЖСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ О ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДРАЖАТЕЛЯХ ДРЕВЛОПРОВОСЛАВИЯ КАКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛАТВИЙСКИЙ АРХИЕРЕИ МОСКОВСКОГО…

  • МИФЫ РПЦ

    --За КГБ и КПСС, поехали! --Ну, с Богом! РАНЬШЕ С АМВОНА БЛАГОСЛАВЛЯЛИ, А ТЕПЕРЬ БОДАТЬ СТАЛИ

  • ФОТО-ФАКТ

    «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). ОЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЬНО С МИТРОПОЛИТОМ ИЛЛАРИОНОМ ИЗ РПЦ Зелёные бумажки…

Comments for this post were disabled by the author