filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский

http://www.sedmitza.ru/data/387/198/1235/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0.jpg

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей Римской кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью в том числе и Православной.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий». Только два Римских папы удостоились звания "Великий", это Григорий Двоеслов и Лев, оба общехристианские святые как Католической, так и Православной Церкви.

Каждую среду и пятницу Великого Поста, Православная Церковь служит литургию Преждеосвященных даров написанную Папой Римским, Григорием Двоесловом.

Литургией преждеосвященных даров называется -
литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике.

Литургия Преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам  Великий Григорий I (папа римский) Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет  : «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова» . Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии Преждеосвященных Даров приписывается святителю Григорию Двоеслову папе Римскому и авторство этой литургии Папой Григорием Двоесловом признаётся Православной Церковью .

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников), храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской Лавре также совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского Устава, который господствовал в Русской Церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.

В римском обряде неполное евхаристическое богослужение совершается только в Страстную пятницу. Для причащения используются Гостии, освященные на мессе, совершенной накануне. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее Средневековье, был воспринят к IX в. Римом, откуда распространился на всем Западе и сохранился вплоть до наст. времени. Поскольку к эпохе зрелого Средневековья причащение мирян стало крайне редким, в начале XIII в. Папа Иннокентий III ввел ограничение, в соответствии с которым причащаться на богослужении Страстной пятницы мог только священник который возглавлял мессу. Это правило действовало до 1950-х, когда Папа Пий XII, одобрив реформу богослужений Страстной недели, разрешил в Страстную пятницу общее причащение.

В течение многих веков в латинском   обряде та часть богослужения Страстной пятницы, во время которой происходило причащение, называлась (Missa рrаеsanctificatorum) Литургией Преждеосвященных Даров, однако в 1960-х в ходе реформирования Римского миссала данное название было выведено из употребления, а соответствующая часть богослужения Страстной пятницы стала именоваться просто причащением


Мощи святителя Григория Двоеслова покоются в Ватикане, в Базилике Святого апостола Петра.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову 

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author