filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Великая Среда и Иуда Искариотский

Великая Среда (среда Страстной недели) - это день, главными героями которого стали два непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода.

Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить.

В это время некая женщина принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду, а в знак выражения особого почтения кому-либо – ноги, напоминает РИА "Новости".

Великая Среда (Страстна́я среда, среда Страстной недели)

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том Святое Евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это подтвердил дальнейший его поступок. Иуда пошел к первосвященникам и спросил у них, сколько ему дадут денег за предательство Христа.

«Та – искала оставления грехов, а этот – взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она – радовалась, тратя миро многоценное; этот – заботился продать Неоценимого. Она – Владыку познавала, а этот – от Владыки удалялся. Она – освобождалась от греха, а этот – делался пленником его», – говорит об этих евангельских событиях Святитель Иоанн Златоуст.

В этот день совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы).

В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Тайн.

http://durdom.in.ua/public/sys/img_52efa13acbe48.jpg

Иуда Искариотский


Он был избран Спасителем в число двенадцати апостолов, самых близких учеников. И это избрание не было случайным и незаслуженным. Как и все апостолы, Иуда оставил всё, что имел: родной город, дом, имущество, семью, - и пошел за Христом. Он, действительно, был одним из самых лучших людей в Израиле, готовых принять евангельскую проповедь. У Иуды тогда была и несомненная вера и решимость всей жизнью служить Господу. Иуда ни в чем не был обделен по сравнению с другими апостолами. Вместе с другими учениками он был послан проповедовать слово Божие по городам и селам Иудеи, при этом он тоже совершал чудеса: исцелял больных и изгонял бесов. Иуда слышал те же слова Спасителя, что и другие ученики, даже перед Тайной Вечерью Христос в числе других апостолов омыл ноги уже согласившемуся на предательство Иуде.

Своим поведением Иуда также ничем не выделялся среди апостолов, и никто из них даже не мог представить, что он способен на такое предательство. Даже на Тайной Вечере за несколько часов до ареста Спасителя, когда Христос сказал: один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21), - никто из апостолов даже не заподозрил в Иуде предателя, наоборот все спрашивали Спасителя: не я ли, Господи? Столь громадная пропасть падения Иуды: между апостолом, ближайшим другом и учеником Господа, и циничным сребролюбивым предателем, - не может не ужаснуть, как и внезапность, с которой это предательство обнаружилось. Конечно, разложение личности Иуды произошло не в один момент. Очевидно, страсть к деньгам всегда его мучила, но до времени он справлялся с ней, поэтому и попал в число апостолов. Потом же сребролюбие окончательно овладело душой Иуды. Человек свободен в своем выборе. Бог, пребывающий в вечности, всеведущ и знает, как каждый распорядится своей свободой, но Он не предопределяет эти решения свободной человеческой воли. Даже близость к Спасителю не удержала Иуду от сознательного порабощения себя губительной страстью, хотя Христос до самого последнего момента давал ему возможность раскаяться.

Почему же жадный до денег Иуда все же оставался среди учеников Спасителя? Наверное, дело не только в денежном ящике для нищих,   который носил Иуда и из которого последний мог воровать деньги. Будущий предатель еще надеялся, что Христос станет обычным, человеческим царем, сам же он получит свою долю власти в новом могущественном царстве. При помазании миром в доме Симона прокаженного Спаситель открыл ученикам о Своей грядущей смерти: возлив миро сие на тело Мое, она [женщина] приготовила Меня к погребению (Мф. 26, 12). Надежды Иуды не оправдались. В душе предателя немедленно вскипела вся злоба, которая копилась в сердце нераскаявшегося грешника к совершенному Праведнику, одним Своим присутствием обличавшего мерзость его души и мучавшего его прожженную совесть. Бывший апостол сознательно захотел смерти своего Учителя.

Однако, хотя Иуда и так бы предал Спасителя, не оправдавшего его властолюбивых и корыстолюбивых надежд, однако он к тому же мелочно захотел получить и еще хоть какую-то выгоду за свое предательство. Иуда пришел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15) Он не назвал конкретную сумму, да и не мог знать, заплатят ли ему вообще, узнав же сумму, не стал торговаться; он предал бы и бесплатно, но жалкое желание заставило его попросить еще хоть что-то для себя. Это обстоятельство показывает не только чудовищность, но и мелочную пошлость поступка Иуды.

Бог иногда продается людьми за бесценок. Иуде заплатили не так уж много в сравнении с тяжестью предательства (женщина, помазавшая Господа миром, истратила раз в пять больше), но по человеческим понятиям и не так уж мало: на эти деньги потом купили участок недешевой палестинской земли для похорон странников. 30 сребников полагалось за поимку беглого раба: первосвященники в данном случае хотели унизить Христа. Тем самым, однако, они исполнили пророчество Захарии: и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах. 13, 12).

Потом Иуда пожалел о своем поступке: ни один человек не смог бы жить с таким грехом на душе, - но не нашел сил к покаянию. Бесславная смерть самоубийцы была неизбежным концом пути предателя, «раба и льстеца», как называется он в церковном богослужении этого дня.
События Великой Среды открывают очень важную истину человеческой свободы. Отдав все, что у нее было, вроде бы лишившись всего для самостоятельного существования, бывшая блудница обрела спасение и истинную свободу, свободу любви, свободу от греха; Иуда же, пытаясь предательством Спасителя приобрести богатство, т.е. обеспечить себе некую материальную независимость, свободу от Бога и свободу ценою богоубийства, продал, как поется на утрене Великой Среды, свое «пребожественное достоинство», по сути дела самого себя в рабство дьяволу. А сатана не отпускает своих рабов на свободу, и удавка - единственная плата, которую он может дать своим последователям.


http://content.foto.mail.ru/mail/petrndi/_blogs/i-4368.jpg

Моё послесловие


Главное, на что мы должны здесь обратить внимание, это то, что Иуда не продал Христа, а именно предал. Для Иуды здесь не важны были деньги, тут было малодушие, зависть, выслужится перед властями земными, возможно, что и желание быть лучше и праведнее...по закону. Ведь Христос для иудеев был преступником преступившим закон иудеев. К тому же нельзя исключать и того, что у Иуды была человечность, что он продолжал любить Иисуса Христа. Ведь он раскаялся в своём предательстве, пошёл и швырнул назад деньги, невесть какие деньги, эти 30 сребрянников, за которые , как писал священник Александр Мень в своих книгах, можно было купить самого дешового, больного раба. Иудеи этой ценой унизили Сына Божьего, что он не стоит больше, чем самый плохой раб. Однако, если бы действительно человеком овладевала жажда наживы, он бы не вернул и ломаного гроша. Преступники, идущие на преступления ради денег идут на самые жестокие убийства и если и раскаиваются, то только уже на судебной скамье, когда угражает реальный срок заключения. Иуда раскаевается сам и возвращает деньги, но иудее уже только смеются над ним. Иуда понимает, что он уже сделал своё чёрноё дело, он указал на того, кому угрожала смерть, он понимал, что теперь Христа, учителя его убъют и он повинен в этом...

Стоп! Но разве апостол Пётр не предавал Христа? Разве не апостол Пётр во дворе у Пилата говорил, что не знает такого человека, как Иисуса Христа, чтобы не подвергнуть себя опасности за соучастия дел со Христом? А разве все апостолы разбежавшиеся от Христа ещё до Голгофы (кроме Иоанна Богослова), не предали своим поведением Иисуса Христа? Однако апостол Пётр всю жизнь ежедневно каялся и оплакивал своё предательство и в последствии и он и все апостолы доказали свою любовь ко Христу мученической смертью, пролив кровь.

А Иуда? А Иуда  смалодушествовал. Он не просил прощения у Христа. Господь пришёл на землю спасти каждую душу и Господу не нужна была гибель Иуды, он бы простил его обязательно, если бы Иуда сделал первый шаг к Христу по дороге покаяния. Вместо этого, Иуда пошёл и удавился на дереве и только усугубил свой грех самоубийством.

Вот мы порой говорим, что достаточно покаится в душе и признать свои ошибки. Вот Иуда, это пример того, что он признал свою ошибку и искренне сожалел о ней, даже деньги вернул, но для спасения этого оказалось мало.

Однако, давайте зададимся вопросом, поступил Иуда в число 12 учеников Христовых уже безнравственным человеком или он сделался таковым будучи постоянным спутником Христа? Наверное, все 12 апостолов последующи за Христом имели какие-то свои плотские, земные ожидания и надежды лучшей жизни. Ещё больше таких надежд имел конечно же Иуда. Человек рождается и приходит к Богу со своими слабостями и грехами, порой ещё не раскрытыми, но уже живущими, как бы спящими внутри его. Иуда верил в небесное посланничество Христа, однако он был убеждён, что не останется в убытке от того, что станет учеником Христа и ради этого был готов оставить и дом и семью. А разве сегодня нет таковых монахов, священников и даже епископов, которые готовы оставить и семью и дом ради богатства и власти над другими, ради новых домов, крутых автомобилей и безграничной церковной власти рядом с властью правительственной? Но с другой стороны, разве в священстве и монашестве так должно быть? Но ведь епископы и митрополиты, это те же монахи и выходцы монашеской среды и именно епископы и митрополиты Церкви имеют на себе апостольскую приемственность, апостолы, это были те же первые епископы Церкви и они должны быть примером епископам. Отбери от нынешних епископов и митрополитов власть и деньги не нагрешат ли они подобно Иуде с расстройства? Не предадут ли они Христа и Церковь ради своей "кормушки" и не удавятся ли обезумев от того, что рухнули банки в которых были вложены все  их финансы ?

Иуда был заражён любостяжанием с самого своего рождения, но к сожалению, ни пример жизни Христа, ни пример жизни других апостолов его не исправили. Он был ослеплён грехами и с возрастом грехи только больше проявили себя вплоть до такого святотатства, как предательство Сына Божьего, своего божественного Учителя за 30 сребрянников.

Это и нам пример. Что каждый человек посещающий храм и считающий себя христианином должен постоянно духовно расти и исправляться от своих явных уже творимых или дремлящих и ещё не проявленных грехов. Если человек годами ходит в храм и не становится лучше, чище и светлее, то вопрос...а зачем он ходит в храм, для чего? Храм духовно должен менять человека. Но это "должен", только желание человека исправиться, а пример исправления должен подавать священник своей жизнью и своими поступками. Жизнь священника должна совпадать с его проповедью, чтобы люди не видели обмана в Церкви.

А то и современные люди, они уже говорят, что священное писание для них устарело, мол писано несколько тысячелетий назад, а уже 21 век за окном! Но Церковь и писание для того и даны нам, чтобы нас исправлять и делать лучше, чтобы нас в прямом смысле всех учить и наказывать нас за наши грехи теми же запретами и епитимиями. А современный человек сегодня, только готов брать от Церкви и из писания, то что ему самому доставляет удовольствие и что его не тяготит, что ему подходит, а любой запрет, строгость и учение расценивает как дикое средневековье написанное для дикарей, но не для человека 21 века. И в этом не только ошибка и заблуждение, в этом человеческий самообман и самообольщение. Это люди Иуды, которые готовы идти за Христом только до тех пор, где есть выгода и до тех пор пока не надо исправлять свои низменные поступки, привычки и грехи. А отними их эти блага земные греховные, они готовы лучше удавиться.

И ещё, в священном писании встречается несколько людей с именем Иуда и люди эти совершенно разные. Иуда, это распространённое имя. Кроме того, имя Иуда переводится, как "восхваление Господа" Среди Иуд было много праведников, был даже другой святой апостол Иуда и его в Евангелие называют Иуда не Искариотский. Предатель был Иудой из города Кариоте, отсюда его и выделяют как Искариотский.
По другой теории, поскольку слово «кериййот» имеет значение пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот». Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, тоже Иуды, сына Иаковлева, прозванного в среде апостолов однако именем Фаддеем. Существует маргинальная точка зрения, говорящая о том, что Искариот был единственным уроженцем Иудеи среди апостолов (остальные были галилеяне). Опять же  название земли Иудея ни как не связано с именем Иуды Искариотского.

Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет.  По одной из легенд, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке.

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать эпилепсию.

http://www.iveron.ru/objects/news_file_1173.jpg



Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author