filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Виленские святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий... (память 27 апреля)

Храм Всех Святых на Соколе - Виленские святые.

Святые Антоний, Иоанн и Евстафий были первыми православными, пострадавшими за веру во Христа в 1347 году, в те времена, когда Литва была страной языческой. Все трое были местными состоятельными людьми из окружения Великого Литовского князя Альгирдаса (Ольгерда).

Тюрьма, где содержали Антония и Иоанна только за то, что они христиане, превратилась в рассадник христианства. К ней стекался народ, чтобы уви-деть исповедников новой веры и послушать их проповеди о Спасителе. Многие, прикоснувшись к свету Евангельской истины, принимали святое крещение. Жрецы, узнав, какое влияние оказывают братья на окружающих, решили окончательно расправиться с ними. После жестоких пыток Антония казнили. Он был повешен на дубе. Это произошло 14 апреля 1347 года. Расправа над Иоанном была на время отложена – Альгирдас надеялся, что тот проявит прежнюю слабость и отречется вторично. Но Иоанн остался непреклонным и 24 апреля принял смерть на том же дубе, что и его брат.

При дворе Альгирдаса служил также родственник братьев, молодой воин по имени Круглец. Пресвитер Нестор крестил его с именем Евстафий. Это, уже третье обращение в христианство среди придворных, привело Альгирдаса в ярость. За Евстафием началась слежка. Последнее испытание ему устроили в Рождественский пост – предложили мясное за княжеским столом. Евстафий открыто заявил, что он –христианин и в посту не может есть скоромное...

Мучили Евстафия долго и изощренно: юношу били железными прутьями, обливали ледяной водой, отрезали ему нос и уши. В те времена пытки устраивались при большом стечении народа. И было немало свидетелей тому, что никакие истязания не могли заставить Евстафия отречься от христианской веры. Не сломленный духом, он принял смерть 13 декабря 1347 на дубе, уже ставшем Голгофой для Антония и Иоанна. Язычники не подозревали, что преследуя христиан, они сами служат распространению веры в Спасителя. Доблестная смерть бывших приближенных князя многих убедила в истинности их веры. Лобное место, где пострадали мученики, Альгирдас вынужден был отдать христианам. Они построили здесь храм во имя Святой Троицы. Туда перенесли мощи свв.Антония, Иоанна и Евстафия, хранившиеся первоначально в ныне не существующей Николаевской церкви. По преданию, останки святых лежали в гробу, сделанном из дуба, освященном гибелью мучеников.

Нетленность тел страдальцев, чудеса и исцеления, происходившие от мощей, убедили христиан в том, что Господь причислил их к лику святых в Своей Небесной Церкви. Православные обратились к Константинопольскому патриарху Филофею, которому канонически подчинялась Литовская церковь, с прошением, чтобы и в Церкви земной было разрешено поминать угодников Божиих, как святых. В 1374 году мученики Антоний, Иоанн и Евстафий после перенесения частиц их мощей в Константинополь были канонизированы к местному почитанию.

Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем преподобному Сергию Радонежскому.


http://okuznechik.narod.ru/photo31.jpg


Свято-Троицкую церковь (ныне принадлежащая Греко-Католикам) на месте казни мучеников строили «безчисленные» пленники, которых Альгирдас привез в результате успешного похода на Москву в 1368 году. Решили возводить этот храм не только по настоянию Иулиании, княжны Тверской, второй жены князя Альгирдаса, но и по просьбе пленников-христиан. Сам Альгирдас указал им место постройки: на возвышении, где стоял дуб, – «место висельное». Сообщается также, что в тайном погребении святого Евстафия, погибшего позднее двух собратьев-христиан, участвовали и новокрещеные в христианской вере сыновья Альгирдаса.


http://lavrentiy.orthodoxy.ru/foto/life/pic02.jpg


После Брестской Унии 1596 года православные церкви Вильны были взяты под контроль униатами, в 1609 году Свято-Троицкий монастырь с храмом отошел к Базилианскому ордену. Мощи свв.Антония, Иоанна и Евстафия монахи-базилианцы скрыли в потаенном месте. Их удалось обнаружить и перенести в церковь Свято-Духова монастыря лишь в 1655 году, когда в ходе войны России с Польшей царь Алексей Михайлович взял литовскую столицу, а воевода Шаховской организовал успешные поиски святых мощей. Через 6 лет русские войска покинули Вильну, и вновь возникла опасность, что православные могут лишиться своей священной реликвии, связующей земную и небесную части единого церковного народа древней Литвы. Поэтому наместник Свято-Духова монастыря архимандрит Иосиф Тукальский решил скрыть мощи в пещере под главным алтарем храма Святого Духа и заделал вход в нее. Для ориентира он поставил над склепом в иконостасе икону свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Время показало, что такие предосторожности не были напрасны.


http://kotlovka.ru/picreligy/816_07.jpg

Только более чем через полтора века произошло новое обретение святых мощей, местонахожденя которых никто не знал. Вот как это случилось. Дочь русского императора Павла I Александра Павловна была замужем за венгерским эрцгерцогом Иосифом, а духовником при ней состоял иеромонах Герман. Будучи как-то в Константинополе, о.Герман получил доступ к Патриаршему архиву. Среди прочих документов он обнаружил донесение наместника Свято-Духова монастыря Иосифа Тукальского, сообщавшего, когда и где он спрятал святые мощи. Через несколько лет, возвращаясь из Венгрии в С.-Петербург, о. Герман специально заехал в Вильну и рассказал тогдашнему наместнику Свято-Духова монастыря архимандриту Иолю Котовичу обо всем, что ему открылось в Кон-стантинополе. Было это в 1814 году. И действительно, наместник монастыря нашел в указанном месте мощи святых. Но пока не пришло разрешение от высших церковных властей, архимандрит не мог выставить святыню для всеобщего поклонения.

К мощам угодников Божиих были допущены только очень немногие лица и среди них, согласно рассказам очевидцев, некая госпожа Гутовская, муж которой был разбит параличом. Женщина горячо молилась у мощей мучеников, прося Господа об исцелении супруга. Молитва была услышана - вскоре ее муж совершенно выздоровел.


http://www.kolos.lt/images/stories/18muc.jpg

25 сентября 1914 года Российский Император Николай II, сделав в Вильне остановку по пути с фронта в С.-Петербург, посетил Свято-Духов храм и приложился к мощам свв. мучеников. От владыки Тихона (будущего Патриарха Всея Руси) самодержец принял в благословение икону Виленских святых. В ноябре того же года при посещении литовской столицы к мощам святых Виленских мучеников прикладывались царственные сестры милосердия - Государыня Императрица Александра Федоровна с августейшими дочерьми Ольгой и Татьяной.

А 9 мая 1913 года на освящении в Вильне Константино-Михайловской (Романовской) церкви, возведенной в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых, присутствовала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Тогда Виленскую епархию возглавлял архиепископ Агафангел (Преображенский), который благословил Елизавету Федоровну иконой Виленских мучеников. Ректором Литовской Духовной семинарии был архимандрит Иоанн (Поммер), впоследствии в сане архиепископа возглавлявший Православную общину Латвии. Случайно ли, что после благословения у святых Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших от язычников, к мученическому венцу взошли Царская семья (святые страстотерпцы) и Великая княгиня Елизавета Федоровна (прославленная Русской Православной Церковью как преподобномученица Елисавета) - в 1918 году, святитель Тихон - в 1925 году, святитель Агафангел - в 1928 году, Иоанн (Поммер) – священномученик Иоанн, архиепископ Рижский – в 1934 году. Все они канонизированы Русской Православной Церковью как святые, потерпевшие от богоборцев.

В ходе Первой Мировой войны, когда стало очевидным, что Вильна падет под напором немцев, во избежание надругательств над святыней, по распоряжению архиепископа Виленского и Литовского Тихона 9 августа 1915 года мощи свв. мучени­ков Антония, Иоанна и Евстафия были отправлены в Москву.

Гинерал А.В.Жиркевич : «9 августа 1915 г... В Духовом мо­настыре архиерей Тихон слу­жил перед отправкой мощей св.мучеников в Москву. Три гроба с мощами, в цветах, стояли рядом посреди церк­ви. Народ с плачем приклады­вался к ногам Божьих угодни­ков. Было необыкновенно тор­жественно - трогательно... Всюду почти уже сняты коло­кола... Извозчиков почти нет. Выбираются последние жите­ли, кто еще может выбраться... Солдатики-казаки в госпитале волновались, недоумевая, почему их не отправляют подальше от Вильны. Они боятся налета немецкой авиации и плена. Я их успокоил, как мог. Всюду или мертвая тишина, или тревога. Владыка все за­метил: и прикладывающегося к мощам Жиркевича, и подав­ленно скорбное настроение толпы, проходившей мимо не­го, стоявшего в соборе на воз­вышении, для прощания со святыми. По словам его, тела мучеников, из общей раки вы­нутые и положенные в отдель­ные деревянные, походные гроба, напомнили ему време­на революции, когда ему при­ходилось отпевать сразу нес­колько жертв, солдат, городовых, павших от бомбы револю­ционеров»


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/212/88212978_4000491_donskoi_monastir.jpg

В день памяти свв Антония, Иоанна и Евстафия. 14 (27) апреля 1916 года в Донском монастыре владыка Тихон совершил богослужение и акафист свв. Мученикам. По свидетельству современников, «в монастыре был словно Вильно»». В храм к своим родным святыням собрались многие беженцы из Литвы.

Еще какое-то время эти свв.мощи литовских первохристиан попрежнему были доступными для поклонения. Была среди богомольцев и Евдокия Волкова, нянечка московс­кой Голицынской больницы, мать пятерых детей. Недавно она потеряла мужа, и у Виленских угодников Божиих не раз просила утеше­ния и помощи. Однажды Евдокия стала свидетельницей исцеле­ния больной женщины у раки с мощами Антония, Иоанна и Евстафия. Чудо так подейство­вало на Евдокию, что она решила попытаться найти возможность для переправки частиц мощей к себе на родину, на Смоленщину, в Гжатск.

Волковой удалось встретиться с Патриар­хом Ти­хоном. Он очень внимательно отнесся к упованию мирянки, и по благословению Святейшего икона свв. Виленских муче­ников из Смоленского женского Владимиро-Екатеринин­ского монастыря (Гжатск) была привезена в Москву, в нее вло­жили частицы мощей свв. Антония, Иоанна и Евстафия, а затем иеромонах Досифей доставил икону в Гжатск. В докладе Патри­арху настоятельница Владимиро-Екатеринин­ской обители игумения Серафима сообщала: «Тотчас же принесли к образу святых Виленских мучеников больного пятнадцати­летнего мальчика, у которого два года как ноги были без движе­ния. Отец больного на руках поднес мальчика к образу мучеников, он приложился к святому их лику и тут же почувствовал дви­жение в своих ногах и встал. Теперь этот мальчик ходит без по­мощи других».


Протокол допроса по «Делу Виленских угодников» 15.05.1920.

«Я, Досифей, в миру Дмитрий Кузьмич Житков (Москва,Донской монастырь), 46 лет, иеромонах, ныне кладбищенский сторож.

В 1915 году Св.Синод приказал архиепископу Виленскому Тихону (ныне Патриарху) вывезти мощи святых угодников Ионна, Антония, Евстафия в Москву, в Донской монастырь. Архиепископ послал с этими мощами меня, с игуменом Иосифом, ныне уехавшим в Могилевскую губернию в какой-то монастырь. 9 августа 1915 года мы вывезли мощи из Вильно, из Свято-Духовского монастыря, где они лежали в бронзово-посеребренной раке. Мы взяли три трупа, покрыли в отдельности, - и положили их в гроб и привезли в специальном вагоне, данном военными властями для этой цели. Мощи виленских угодников нетленны, хотя некоторые члены и поддались тлению.Чудеса этих мощей были: были таковые и при мне. Например одна женщина, не знаю ее фамилии, что у нее было 10 лет скрюченные руки. Она помолилась у угодников, приложила руки к мощам и исцелилась. Не помню других случаев.

Я монах с 1909 года. Ранее занимался крестьянством. Книжку «Страдания мучеников» и Акафист заказывал нам бывший игумен Иона, ныне возвратившийся в Вильно, в количестве мне неизвестном. За книжки платил кто сколько хотел. Игумен Иона выехал в Вильно уже при Советской власти. В 1915-1916 г.г. было большое поклонение вокруг этих мощей и клал за молебен православный народ – кто сколько хотел. В церкви около мощей стояли кружки для сбора.Монахов приехало из Вильно из тех, кто сейчас налицо: я, иеромонах Епифаний и архидиакон Марк. Все трое живем в Донском монастыре. Доход от мощей разделяется на всех монахов. Третью часть отдаем патриарху. Сейчас народ стал другой. Бывают дни, что церковь не собирает ни одного посетителя. Когда приходят верующие и просят приложиться к мощам, то мы открываем стеклянную крышку и верующие по их желанию целуют ножки, вернее сказать чулки и туфли угодников.

Угодники покоятся в нижних полотняных белых рубашках, а сверху в сюртуках, так как были привезены Литовским князем. Я сам видел тела угодников, грудь и живот – с кожей, ноги и бока с кожей. Этой зимою от угодников Виленских архиепископ Назарий, бывший настоятель Донского монастыря, отрезал частицу мощей от ножек – согласно особому разрешению партиарха Тихона для антиминса в какую-то церковь. Перед отрезанным кусочком мощей архиепископ Назарий отслужил молебен мученикам.Найденные у меня при обыске 30 тыс. рублей мною нажиты трудом на каладбище и службой в соборе. Мы туфли и чулки от мощей меняем приблизительно через месяц, так как они портятся от поцелуев верующих».

Из Донского монастыря мощи свв. Антония, Иоанна и Евстафия пере­местили в качестве экспоната в Музей здравооохранения на Петровке, как тогда называли – «гигиеническую выставку». Вначале над витриной с останками Виленских cвятых поместили такую надпись: «Эти три мумифицированные трупа приписываются церковью без всякого основания Иоанну, Антонию и Евстафию, которые якобы погибли в борьбе за православие против язычников и католиков в 1347 году. Подлинных доказательств, чьи эти трупы не имеется. В 1920 году народным судом было установлено, что иеромонах Досифей и игумения Серафима использовали эти трупы в целях религиозного обмана и противореволюционной агитации. Пусть здесь эти трупы неизвестных людей послужат к просветлению народного сознания».

Один современник, мирянин Литовской епархии (с центром в Каунасе), после посещения музея на Петровке в начале 30-х годов делился впе­чатлением: «Смотрителем... была «сознательная» жен­щина» лет пятидесяти «из пролетариев». На вопрос одного из посе­тителей, как относятся люди к выставленным для обоз­рения останкам, она отве­тила: «...Есть еще мно­го бессознательных, даже красноармейцы, кото­рые тут крес­­тятся и ... целуют мощи, но что с ними поделаешь. Одна необразованность»... То есть, и по признанию «сознательного элемента», глумление над остан­ками Виленских святых не уронило их чести. Даже изъятые из храма они, как и во все времена, вразумляли колеблющихся в вере и служили утешением для верных.

В Вильнюс, в Свято-Духов монастырь, мощи свв. Антоия, Иоанна и Евстафия были доставлены из Мос­ковско­го музея атеисти­ческой пропа­ганды много лет спустя, в июле 1946 года...

Сохранились уникальные свидетельства московского профессора Михаила Филаретовича Русакова, непосредственного участника перенесения мощей Виленских чудотворцев из Москвы в Вильнюс. В его записках говорится: «В 1946 году я служил экономом в Московской Патриархии. К этому времени мощи свв. угодников Божиих, изъятые в первые годы Октябрьской революции из храмов, по ходатайству святейшего Патриарха начали возвращать на их первые места почитания и поклонения верующих. Было возбуждено ходатайство о возвращении находившихся в Московском музее атеистической пропаганды мощей свв. Антония, Иоанна и Евстафия, Виленских мучеников.Примерно 15 июля я получил личное распоряжение Свя-тейшего Патриарха Алексия сделать три гроба для отправки мощей Виленских мучеников. С двумя столярами приступил к сооружению гробов... Они были сделаны, обтянуты снаружи глазетом, а изнутри бархатом.… Я получил распоряжение направиться в музей. Кузов грузовика мы вымыли чисто-начисто, обтянули простынями, белоснежные же простыни я взял и в запас. Сам Патриарх осмотрел, как была при-готовлена машина, и одобрил мои старания. Мне нужно было приехать в музей к часу ночи. ...Меня встретил директор музея. Он подвел меня к широкой витрине с подъемной крышкой. В витрине лежали три совершенно обнаженные фигуры мучеников. Я был изумлен тем, как сохранились святые тела. Если бы мне не сказали, что я должен буду перевозить тела мучеников, то по вывороченным суставам, перекошенным частям тела и, главное, по мученическому оскалу рта, сохранившемуся мученическому выражению лиц, смело и утвердительно для себя подумал бы: да, это - мученики, великие страстотерпцы! Я стоял в благоговейном изум-лении перед сими мужественными исповедниками веры, молился и крестился…

Перемещение мощей из витрины вгробики - это была ответственнейшая часть нашего дела. Все обошлось чудодейственно благополучно.Мы вышли из музея. Шофер тихим аллюром повел машину. К Елоховскому собору мы подъехали в 4 часа утра. Настоятель собора протоиерей Колчицкий основательным образом подготовил встречу святых. Весь соборный причт в полном облачении вышел навстречу машине. Гробики приняли на руки попарно священнослужители и через алтар-ную дверь понесли в храм. Под пение причта в алтаре было отслужено с коленопреклонением первое молебствие святым мученикам. Затем гробы через отверстые Царские врата были перенесены в главный неф храма и поставлены на постаменте для поклонения и целования верующим...

Я прибыл к Патриарху к 6 часам утра... Святейший спать не ложился, дожидаясь моего возвращения. Я должен был обстоятельно доложить обо всем случившемся. Мне он сказал памятные доселе слова: «Вы, Филаретыч, не в духовном сане, светский человек, однако Господь сподобил Вас прикасаться к святыне. Пусть же святые мученики покровительствуют вам и в сей жизни земной и в жизни Небесной. Молитесь им!». Моя миссия на этом завершилась».

Но из Москвы в Вильнюс останки святых доставили не сразу. Когда святые мощи были выставлены в Богоявленском патриаршем соборе для поклонения верующим, жаждущих приложиться к ним оказалось так много, что святые мощи пришлось оставить в соборе на несколько дней. Чтобы.попасть внутрь собора, верующие выстаивали многочасовые очереди. Были среди них не только москвичи, но и приезжие, некоторые проделывали путь до столицы пешком.Такой исключительный подъем религиозного чувства народа вполне объясним. Ведь после Октябрьской революции в СССР верующие были лишены возможности открыто проявлять религиозные чувства.

http://www.orthedu.ru/uploads/posts/2011-05-04/image_10.jpg



Святые мощи Виленских мучеников были доставлены в литовскую столицу жарким июльским утром. Ни радио, ни газеты - по понятным причинам - об этом историческом событии не сообщали. Но на встречу святыни в ограде Свято-Духова монастыря и на прилегающих к нему улицах собрались тысячные толпы народа.

У ворот Свято-Духова монастыря прибывшую с аэродрома святыню встречало монастырское и приходское духовенство во главе с архиепископом Корнилием. При всеобщем пении величания гробики благоговейно внесли в алтарь, где нетленные мощи переложили в раку, пустовавшую более 30 лет. После молебна и Божественной литургии был совершен акафист Виленским мученикам, первый акафист перед их нетленными мощами после долгой разлуки.… Праздничная литургия закончилась Крестным ходом с обнесением раки вокруг монастырского храма. С этого дня 26 июля стало большим праздником для православных Литвы - днем обретения мощей Виленских святых.

http://www.orthedu.ru/uploads/posts/2011-05-04/image_17.jpg


В нижней части старинного Святого Креста, в изголовье раки, помещены изображения святых мучеников, а на его стороне, обращенной к Царским Вратам, – образ святителя Иосифа Семашки, первого священно-архимандрита Свято-Духова монастыря, и слова молитвы: «Покой Господи дай душе раба Твоего митрополита Иосифа, телом почивающего под ракою святых мучеников, и помилуй потрудившегося в деле том». Этот кипарисовый крест был доставлен в Свято-Духов храм еще в 1890 году. Усыпальница митрополита Иосифа Семашки осталась внизу, в пещерной церкви, как раз под ракою с мощами святых мучеников, как и завещал владыка Иосиф.

http://proxy11.media.online.ua/uol/r2-bd72e53777/52d5daf7ab5fc.jpg

По материалам сайта kolos.lt

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author