filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Православная Литва. Висагинское благочиние

Статистика православной Литвы такова: 50 приходов (2 монастыря), 43 священника и 10 дьяконов.

На территории Литвы находится четыре   благочиния, Виленское, Каунасское,  Клайпедское и Висагинское.

В Висагинском благочинном округе находится 12 приходов.

Центр благочиния, это город Висагинас, который находится всего в 10 км. от границы Латвии (в 152 км. от Вильнюса) До 1992 года город назывался Снечкус.  Город населяет чуть более 21.000 человек, за последние 10 лет число жителей Висагинаса сократилось аж на 25% . Это самый русский город Литвы с 56% русского населения и только 16% литовского. В городе живёт 40% православного населения и 28% католического. Интересный факт, что Висагинас, это город с самой высокой процентной долей мусульманского населения Литвы, 0,46%

Сегодня в Висагинасе две православные церкви. Первая была построена только в 1991 году в честь Рождества Иоанна Предтечи


После того, как в 1990 году Висагинас посетил владыка Хризостом, в поселке атомщиков Снечкус зарегистрировалась первая православная община. Для удовлетворения нужд местных верующих сюда из Вильнюса время от времени стали приезжать священники, которые совершали богослужения в актовом зале местного технического училища и там же крестили народ. Но были верующие, испытывавшие нужду в постоянном духовном общении и молитве. Они собирались на частных квартирах, читали Псалтирь, Акафисты, пели.

http://cdn.orthodoxy.lt/wp-content/uploads/2014/10/Iosif-Samson-Grigorevich-Zetemshvili-198x300.jpg
Весной 1991 года в общину был направлен постоянный пастырь о. Иосиф Зетеишвили, который сегодня и является благочинным Висагинского округа.

А затем в одном из строящихся жилых микрарайонов поселка администрация АЭС выделила православной общине помещение для молельного дома.


http://content.foto.mail.ru/list/milima1/1806/i-1831.jpg

Первое богослужение, состоявшееся 7 июля 1991 года в уже готовом помещении церкви, совпало с праздником Рождества Иоанна Предтечи. Люди невольно думали об особом участии в духовной жизни их поселка святого Крестителя Господня. И через год по благославению владыки Хризостома церковь официально получила имя Пророка Иоанна.

http://cdn.orthodoxy.lt/wp-content/uploads/2014/10/Georgij-Grigorevich-Salomatov-200x300.jpg

15 сентября 2000 года по определению митрополита Виленского и Литовского Хризостома настоятелем Храма Рождества Иоанна Крестителя назначается протоиерей Георгий Саломатов. Свое пастырское служение он начинал как раз в этом храме .

Долгое время церкви приходилось платить государству налоги за аренду помещения и землю, на которой оно находится. Представлялось маловероятным, что здание храма передадут в собственность православным. Но ситуация недавно разрешилась чудесным образом. За символическую плату приход получил права на церковное здание.


В 1996 году в Висагинасе строится второй православный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы.

Настоятелем этого храма является отец благочинный Иосиф Затеишвили. В этом году батюшке исполнилось 70 лет и 24 года он прожил в Висагинасе, (сам батюшка родом из Тбилиси).
Пути господни не исповедимы. Будучи в Тбилиси осенью 2014 года, я в храме встретился с его сестрой, которая мне подарила книгу батюшки Иосифа и тогда я совсем не знал, что автор книги является благочинным Висагинского округа и служит в считанных км. от моего места жительства. Об этом я узнал в интернете только сегодня просматривая церковные сайты, я узнал на фото павтора книги "Мученичества Шушаник, Эвстати, Або
которую я только  как раз в эти дни и читаю!!!.

В Висагинское благочиние входит город Утена.

Название города Утена происходит от названия реки Утенайте.Утена является одним из старейших литовских городов. В 1261 году можно найти первое письменное упоминание о городе. В 1416 году здесь был построен первый костёл. В 1599 году Утена получила привилегию на торговлю. В 1655 году она пережила нашествие русских войск, а в 1812 году – пострадала от войск Наполеона. Во время восстаний 1831 и 1863 годов в городских окрестностях проходили сражения. В 1879 году пожаром было уничтожено три четверти города.

Как транспортный узел, город развивался, прежде всего, благодаря своему удачному местоположению. В XIX веке здесь было проложено шоссе Каунас – Даугавпилс.

В 1918 году Литва становится независимым государством, и в это же самое время Утена начинает бурно развиваться. За несколько лет было проложено около 30 километров улиц, построено 400 домов и 3 мельницы и 34 магазина появилось на рынке.

В городе Утена можно ознакомиться с местными достопримечательностями. Самым древним сохранившимся утенским зданием является почтовая станция, возведенная в 1835 году в стиле классицизма. Когда-то здесь бывали или меняли почтовых лошадей русский царь Николай I с сыном Александром, знаменитый французский писатель Оноре де Бальзак, русский художник Илья Репин.

В Утенском уезде располагается самый старый в Литве Аукштайтийский национальный парк, богатый лесами, озёрами и этнографическими деревнями. Через город протекают речки Утенеле, Виеша, Крашуона, Раше, спокойствием веет от озёр Вижуонайтис и Даунишкис. В Утенском районе – 186 озёр. Кловинский водоём привлекает многочисленных отдыхающих.

Прекрасная природа, свежий воздух и местные достопримечательности – великолепная возможность отвлечься и насладиться чудесным отдыхом в маленьком живописном городке Утена.



В этом городке тоже есть православная церковь в честь Вознесения Христова. Православная община в городе Утена была зарегистрирована в ноябре 1989 года и начала ходатайствовать перед государственными властями о возвращении церковного дома. Протоиерей Иосиф Затеишвили совершил первое богослужение в молельном помещении в марте 1995 года. Полностью здание передали общине в 1997 году, которое было отремонтировано с помощью спонсоров.  В приходе постоянных прихожан — 30 человек..

http://cdn.orthodoxy.lt/wp-content/uploads/2014/10/Sergij-Viktorovich-Kulakovskij-199x300.jpg


Настоятель храма иерей Сергий Кулаковский .

Священник Сергий так же является настоятелем храма в городе Зарасай.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Zarasai.jpg/640px-Zarasai.jpg

Старинный городок, упоминается с 1506 года. В разные годы он назывался
Новоалександровск, Езе́росы, Езиоросы, Эжеренай, Эжерены.

В 1836 году здесь побывал русский царь Николай I. Он был очарован местной природой и элегантностью городской архитектуры. И по этой причине царь приказал сменить название города Езеросы на Ново-Александровск в честь рождения сына Александра (встречается и другое мнение – в честь жены Александры Фёдоровны).

В 1919-1929 годах город имел официальное название Эжеренай, от литовского – «ezeras», что в переводе означает «озеро». Но в 1930 году после длительных споров было утверждено новое название – Зарасай. Но, несмотря на это, в литовской литературе 1930-х годов можно было встретить наряду с новым официальным названием прежнее.

Город Зарасай интересен своей уникальной планировкой, напоминающей восходящее солнце. Пять улиц-лучей сходятся в самом сердце города – на площади Селю, которая является одной из зарасайских достопримечательностей. Эта площадь была известна как городской центр еще в начале XVII века. Сегодняшний вид приобрела в XIX веке. Ее спроектировали русские архитекторы в то время, когда Литва являлась частью Российской Империи.

Проживает в городе менее 7.000 человек. Расположен между семью озёрами (Зарасас, Зарасайтис и другими), на шоссе Каунас — Даугавпилс, в 143 км к северо-востоку от Вильнюса и в 180 км от Каунаса.

Мало кто знает, что именно в этом литовском городе родился один из руководителей белого русского движения, генерал-лейтенант Пётр Николаевич Врангель.



В 1885 году в городе была построена православная церковь в честь Всех Святых.
В Зарасай, озерной столице Литвы, местные власти в 1936 году  приняли решение о перенесении за счет государства православной церкви Всех Святых из центра города. Городу Зарасай, вместе с  городом Шауляй, где тоже храм разрушили и перенесли, это добавило славы гонителей Христа. В 1941 году церковь сгорела и не избалованный архитектурно значимыми зданиями город навсегда лишился Божьего дома.

В 1947 году часовню на православном кладбище зарегистрировали в приходскую церковь.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Rokiskis_main_square_with_church.JPG/360px-Rokiskis_main_square_with_church.JPG
Город Рокишкис. Основан в 1499 году. Проживает более 15.000 человек. Расположен на границе с Латвией, в 158 км от Вильнюса, 165 от Каунаса и в 63 км от Утены. Железнодорожная станция на линии Паневежис — Даугавпилс. Родина первого после -советского президента, Альгердаса Бразаускиса.

В 1939 году здесь был построен православный храм Св.Александра Невского.



http://okuznechik.narod.ru/photo76.jpg

Первоначально небольшой деревянный храм в городе Рокишкис был построен в 1895 году на казенные средства. Но постоянный приход при храме образован только в 1903 году. Во время Первой Мировой войны в помещении храма немцы оборудовали госпиталь. В 1921 году с апреля по май совершались богослужения, но потом МВД передало храм католикам. Об этом радели католические епископ П.Карявичюс и священник М.Янкаускас еще с 1919 г. Православный храм был реконструирован в костел св.Августина для школьников.

Епархиальный Совет просил вернуть храм и его собственность. С 1933 года священник Григорий Высоцкий совершал богослужения у себя дома. В мае 1939 года была освящен небольшой, занимающий часть дома священника, новый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (приход получил компенсацию за старую церковь). По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан было 264 человека.

В 1946 году было 90 прихожан. Советской властью Александро-Невский приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В костеле св. Августина был оборудован властями спортзал, а в 1957 году здание костела было снесено.

В настоящее время настоятелем Александро-Невского храма является священник Сергий Кулаковский.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6e/Panev%C4%97%C5%BEys001.JPG/640px-Panev%C4%97%C5%BEys001.JPG

Ещё один город Висагинского благочиния, Паневежис. Основан в 1503 году.  98.000 жителей.

Город расположен на обоих берегах реки Невежис (приток Немана), в 135 км к северо-западу от Вильнюса, в 109 км от Каунаса и в 240 км от Клайпеды. Общая площадь ок. 50 км².

В городе пересекаются важнейшие автомагистрали Литвы и международная магистраль «Виа Балтика», соединяющая Вильнюс с Ригой. Железнодорожные линии соединяют с Даугавпилсом и Шяуляем. Действуют два аэродрома местного значения.

В советские годы основными предприятиями Паневежиса были многочисленные заводы: кабельный, кинескопов, электротехнический, автокомпрессорный, металлоизделий, стекольный, комбикормов, сахарный. Также действовали комбинаты: молочный, мясной, спиртовой и льнообрабатывающий и швейная и мебельная фабрики. Сейчас город по-прежнему остаётся основным производственным центром.
В Паневежисе находится православный храм Воскресения Христова.

http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1265673339_11.jpg

Небольшой деревянный храм в честь Воскресения Господня в городе Паневежис был воздвигнут в 1892 году.

По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан в Воскресенском храме было 621 человек.

В 1925-1944 годах настоятелем и благочинным был о. Герасим Шорец, усилиями которого Паневежских приход стал важным центром церковной и общественной жизни. В Воскресенском храме с марта по ноябрь помещалась Сурдегская икона Божией Матери. При храме действовали благотворительное общество, которое содержало приют. Выпускались апологетические листки и т. п.

В 1945 году было около 400 прихожан. В советские времена Воскресенский приход официально был зарегистрирован в 1947 году.

http://www.golden-ship.ru/_ph/155/2/606906808.jpg

До 1941 года в этом храме хранилась Сурдегская чудотворная икона Богородицы, которая ныне находится в соборе Каунаса.

http://cdn.orthodoxy.lt/wp-content/uploads/2014/10/Aleksij-Ivanovich-Smirnov-208x300.jpg

В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Anyk%C5%A1%C4%8Diai001.JPG/640px-Anyk%C5%A1%C4%8Diai001.JPG

Город Аникщяй. Основан в 1792 году. 11.000 жителей.

Название города Аникщяй связано с озером Рубикяй, занимающим территорию в 1000 гектаров и включающим в себя 16 островов. Река Аникшта берет начало из этого озера. Предание гласит, что люди, смотревшие с горы и любующиеся красотой озера Рубикяй, сравнивали его с ладонью, а речку Аникшту – с большим пальцем (kaipnykštys). По другой легенде известно, что давным-давно одна девушка стирала у озера и, сильно уколов вальком палец, начала кричать: «Ai, nykštį! Ai, nykštį!», что означает: «Ай, большой палец! Ай, большой палец!». А писатель Антанас Венуолис повествовал об Оне Никштене, утонувшей в реке, узнав о гибели любимого мужа. Именно поэтому речка, вытекающая из озера, со временем стала называться Аникшта, а городок выросший неподалеку – Аникщяй.

Некоторые писатели и ученые пытались найти около Аникщяй первую столицу Литвы – Воруту. Именно здесь, недалеко от деревни Шейминишкеляй возвышается курган, который, пожалуй, и является столицей Миндаугаса. Здесь его короновали, и это место, по предположениям, является местом расположения исчезнувшего замка Воруты. По мнению археологов, городище, его перекопы и устройство относится к X-XIV векам. По легенде, под замком располагались огромные подвалы с сокровищами, а расположенное неподалеку каменистое место – это проклятые враги защитников замка Воруты, застывшие навеки в скалах. Сейчас курган исследуется литовскими учеными. В 2000 году через Варялис был выстроен мост, а в 2004 году около кургана появилась смотровая башня 

Вокруг города расположены 76 озёр!!!
.

http://photo.russian-church.ru/3d/dc/b1/2b/b4/1000-865-dedad82f46775aa298cfb4f0bff.jpg

Первый деревянный храм в городе Аникщяй был построен в 1867 году. В 1873 году неподалеку от него был воздвигнут новый каменный храм в честь святого Александра Невского, который был построен на пожертвования и оборудован на казенные средства.

Во время Первой Мировой войны храм был разграблен. В 1922 году управление района просило Департамент вероисповеданий передать здания, принадлежащие приходу, школе. Но эта просьба не была полностью удовлетворена. Было отобрано только 56 гектар земли и церковный дом, в котором оборудован школьный класс, поселились учителя.

По данным Епархиального Совета в 1937 году в приходе было 386 человек. В 1946 году – около 450 человек.

Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году.

В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

В Литве, когда-то было много церквей построенных в честь св.Александра Невского, небесного заступника православных нашего края, осталось пять. Храм в городе Аникщяй, яблочной столице Литвы - каменный, вместительный, хорошо сохранившийся, досмотренный и ухоженный. К церкви дойти по улице Билюно, от автовокзала через весь город, по левой стороне,она открывается неожиданно. Над входом висят колокола, рядом вырыт колодец, а оградой церкви - теперь столетние дубы посаженных живой изгородью вокруг.

Ещё один город Висагинского благочиния, Швянчёнис. Первое упоминание 1486 год. 5.500 жителей.
город на востоке Литвы, в 84 км к северо-востоку от Вильнюса.

В 1812 году с приближением Наполеона император Александр и сопровождавшие его военачальники оставили Вильну и остановились в Свенцянах . В конце того же года при отступлении из России в Свенцянах останавливался Наполеон со своим войском. Город упоминается в романе Льва Толстого «Война и мир».

http://www.my-world-travelguides.com/pics/svencionys-orthodox-church-lithuania.jpg

Православная церковь Святой Троицы построена в местечке была в конце девятнадцатого века. Это некогда очень красивый храм. Белоголубые стены, множество куполов, православные кресты. К сожалению, сегодня Свято-Троицкая церковь вШвенчёнисе выглядит очень скромно, с внешних стен в некоторых местах облетела штукатурка, двор чистый, но без особых украшений.  По-всему видно, что православных в городе либо значительно меньше, чем католиков, либо – это наиболее бедная часть населения.
http://cdn.orthodoxy.lt/wp-content/uploads/2014/10/Dimitrij-Markovich-SHlyahtenko-225x300.jpg

Настоятель храма, протоиерей Дмитрий Шляхтеноко.

Так же в Висагинском благочинии расположено пять сельских храмов. 4 из них обслуживает батюшка Алексей Смирнов из Паневежиса.



Местечко Рагува. Храм в честь Рождества Богородицы.

Небольшой каменный храм в местечке Рагува был воздвигнут в 1875 году на казенные средства.

В 1914 году было 243 постоянных прихожан. После Первой Мировой войны церковное хозяйство в Вельжисе было конфисковано земля была отдана школе, молочной фабрике и местной администрации, а в церковном доме поселились учителя. Храм был приписан к Паневежису.

По данным Епархиального Совета в 1927 году в окрестностях было 85 православных.

Советской властью храм был официально зарегистрирован в 1959 году. Тогда число прихожан было всего 25–35 человек. Священник раз в месяц приезжал из Паневежиса. В 1963 году местные власти предлагали закрыть приход. Храм не закрыли, но богослужения велись нерегулярно, иногда раз в несколько лет.

Местечко Гегобросты. Храм святителя Николая.

Храм во имя святителя Николая в местечке Гегобросты построен в 1889 году для русских колонистов, которым еще в 1861 году было роздано около 563 гектар земли (поселение было названо Никольское).

По данным Епархиального Совета в 1937 году было 885 постоянных прихожан, приход имел настоятеля. В 1945 г. было около 200 прихожан. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В 1945–1958 годах настоятелем был протоиерей Николай Гурьянов впоследствии будущий старец прославившийся на острове Залюс, позже священник приезжал из Рокишкис и Паневежиса.

Местечко Лебенешки. Никандровский храм.


Православный храм.   Построен  по поручению виленского владыки архиепископа Никандра (Молчанов). Работы по возведению начались в 1909 году. По желанию местных жителей церковь освящена во имя священномученика Никандра, епископа Мирского. Освящена 18 октября 1909 года Вилкомирским (Укмяргский) благочинным протоиереем Павлом Левиковым, при большом присутствии крестьян из окрестных деревень и в присутствии членов Паневежского отдела Союза Русского народа.

Деревянный храм в местечке Лебенишки был воздвигнут в 1909 году на средства купца Ивана Маркова, который пожертвовал на строительство 5000 рублей. Тогда в Лебенишках жило около 50-ти русских семей, которые выделили под храм около двух десятин земли. Царской властью был дан лесоматериал.

В 1924 году 150 православных окормлял священник из Гегобрасты. В 1945 году было около 180 постоянных прихожан.

Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Настоятелем до своей смерти в 1954 году был священник Николай Круковский. После чего священник раз в месяц приезжал из Рокишкиса.

Литургии в Свято-Никандровской церкви совершаются только один раз в год – в престольный праздник. Расходная статья храма всего одна - плата за электричество.



Местечко Интурки. Покровская церковь.

Каменный храм в честь Покрова Божией Матери в местечке Интурки был построен в 1868 году на средства царской власти (10 000 рублей), выделенные ею после подавления польского восстания в 1863 году.

По данным Епархиального Совета в 1937 году было 613 постоянных прихожан. В Покровском храме в 1934–1949 годах служил исповедник о.Петр Соколов, отбывавший срок в лагерях НКВД с 1949 по 1956 год.

1946 году было 285 прихожан. Советской властью храм был зарегистрирован в 1947 году.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0a/Uzpaliai.jpg/640px-Uzpaliai.jpg

Местечко Ужпаляй. Никольская церковь. 
Заболотнее место.

Просторный каменный храм в местечке Ужпаляй был воздвигнут для русских колонистов, переселенных на места сосланных участников восстания 1863 года. Генерал-губернатор М Н.Муравьев выделил средства для строительства храма из фонда контрибуции сосланных.

Во время Первой Мировой войны богослужения были прерваны, здание храма не пострадало. В 1920 году богослужения в Никольском храме возобновились. Сначала Ужпаляйская община была приписана к Утенскому приходу. С 1934 служил постоянный настоятель.

По данным Епархиального Совета в 1937 году было 475 постоянных прихожан. В 1944 году из-за военных действий здание повреждено.

В 1945 году было около 200 прихожан. В советские времена храм был официально зарегистрирован в 1947 году. Но уже летом 1948 года решением Утенского Исполкома приход был закрыт, в здание храма было складировано зерно. Но из-за протестов верующих и уполномоченного Совет Министров это закрытие не санкционировал. В декабре Никольский храм был возвращен верующим.

http://213.171.53.29/foto_1/oxd-95.jpg


Вновь назначенный в литовский сельский приход пастырь иеромонах Давид (Грушев) родом из Рязанской губернии возглавил борьбу церковной общины за храм.
22 декабря 1948г. общине Никольскую церковь вернули, и прихожане под руководством иеромонаха Давида приводили храм в порядок - после использования церкви в качестве зернохранилища остались вопиющие следы: все стекла в рамах выбиты, клиросы разбросаны, хранившееся на полу зерно смешалось со стеклом. По воспоминаниям одной из прихожанок, тогда девочки-подростка, ей приходилось вместе с другими детьми очищать пол от многослойной плесени и скоблить его до ссадин на пальцах.
В Литве в то время было трудное время: по лесам то и дело вспыхивала перестрелка, батюшке приходилось по просьбе их родных что ни день отпевать убиенных православных.
"Лесные братья" забирали у людей продукты, советские агитаторы записывали хуторян в колхозы. Когда селяне спрашивали о.Давида, отказываться ли им от привычного хуторского житья в пользу колхоза, он рассказывал людям по совести о том, что знал о коллективизации на своей родине на Рязанщине.

В 1949 году иеромонах Давид был арестован и в 1950 году умер в лагере НКВД.


Из показаний "свидетелей":
     "Когда я убеждал о.Давида агитировать хуторян вступать в колхоз, он возражал: "Вы хотите, чтобы люди в Литве голодали и ходили с торбами, как колхозники в России, которые пухнут с голоду?"
     "15 апреля 1949г. утром я подошел к попу Грушину у церкви и попросил его не делать религиозных обрядов [отпевания] над убитым бандитами младшим лейтенантом милиции Орловым Петром. Поп наотрез отказался послушаться, ссылаясь на просьбу отца убитого Орлова похоронить его по-церковному.
      Я стал ему объяснять, что погибших работников милиции мы будем хоронить с воинскими почестями. На это Грушин ответил: "Вы что, хотите его похоронить без отпевания, как собаку?"...
.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author