filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Слова митрополита Вениамина (Федченкова)

http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/7/23446.jpg
Эти слова митрополит Вениамин записывал в 1945 году.

Про себя я скажу: мне неинтересно, если даже и нет бедствий и есть польза на земле от веры. А если этот сверхестественный мир не существует, или проще, если бы Бога не было, - то я был бы несчастен  ! Я говорю это о себе лично, по своему опыту.
И наоборот: если есть Бог, управляющий миром и мною, то не страшат даже мучения за Него.

Мы не восстаём против Советской власти, против имущих богатство, воспринимаем новый строй, и хоть мы лишены многих прав, но повинуемся - и притом искренно.

Собственно для нас, верующих, не важно, простые ли или интеллигентные верующие у нас, ибо то или другое состояние их решительно не имеет никакого существенного значения для самой веры. Всё равно, для неё разум совершенно бессилен: он не помогает, и не вредит ей.
И простой верующий никогда не спросит: учёный ли ты или нет.
Даже , если угодно, образованность более опасна, чем полезна. Но не потому, что она по существу вредит вере, а потому, что делает человека гордым и самонадеянным. Вот это действительно препятствует вере.

Целью Библии является совсем не геология, космология, антропология, зоология, биология и прочие науки, а падение и спасение человечества. А тут уже наука бессильна.

Есть ли среди верующих интеллигентные люди? Конечно, среди первых христиан были больше простецы, и апостолы как известно были из рыбаков. Но это-то именно и хорошо было - они были не учёные, ну мудрее: учёных посрамили.
Но были и учёные. Вы, вероятно, не знаете, что среди них был и Афиногор, ректор университета, и Иустин Философ, и Климент Александрийский, и знаменитый по учёности - ученейший Ориген. И славная троица Каппадакийцев :Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. У Златоуста доселе сохранились 12 томов по 1000 стр. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, Кирилл тоже Александрийский, святой Иоанн Дамаскин бросивший высокую должность премьер-министра при арабском правителе в Сирии и заменивший её монашеством в монастыре около Иерусалима. И Максим Философ Исповедник. И патриарх Софроний Иерусалимский. И патриарх Фотий , ученейший человек. И святой Симеон Новый Богослов, истинный и опытный богослов. И святой Григорий Палама архиепископ Солунский и множество других.
А ведь про верующих вас учили, что там одна темнота и невежество.

Веруют ли учёные в Бога?

После дуэли Александр Сергеевич Пушкин перед смертью причащался.
Гоголь Николай Васильевич в последнюю неделю ел в день по просфоре. Соборовался. Исповедовался. Причащался.
Фёдор Михайлович Достоевский перед смертью исповедовался и причащался. Читал Святое Евангелие. А его уже не посмеет ни кто назвать неинтеллигентным человеком.
Философ Соловьёв Владимир Сергеевич, посещал, как и Лев Толстой и Фёдор Достоевский старцев Оптиной пустыни.
Его отец С.М.Соловьёв, выходец из духовной семьи.
Граф Алексей Толстой был очень набожным человеком.
 Александр Блок  кончил жизнь покаянием. Он громко кричал "Боже ,прости меня!"
Знаменитый на весь мир химик Дмитрий Иванович Менделеев был тоже верующим.
Знаменитый хирург Пирогов был известен своей религиозностью. Советский Союз почитает его, но важнее чтить и его веру.
А знаменитый Иван Петрович Павлов, учёный. О его религиозности даже ходят легенды.
Окулист , профессор Филатов из Одессы, тоже учёный и глубоко верующий человек.
Профессор Булгаков...
Профессор С-Петербургского университета Хвольсон.

Вот что в своё время писали писатели и философы
Гоголь: - Наш ум не двигается вперёд, покуда не двинуться все другие способности, от которых он умнеет. Ум находится в зависимости от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже поступает слепо и глупо, если покойна душа и не кипит ни какая страсть, ум проясняется и поступает умно.
Разум - несравненно высшая способность, но она преобретается не иначе, как победою над страстями. Есть высшая ещё способность и имя ей  - мудрость, и её может дать нам один Христос...

Паскаль: - Два рода людей знают Бога: люди со смиренным сердцем, - всё равно умные ли они или глупые и люди истинно разумные. Только люди гордые и среднего разума не знают Бога...

Руссо:  -Разум всегда подчиняется тому, что требует сердце. Если бы Божество проявилось нам ещё с большей ясностью, чем теперь, я уверен, что люди, противляющиеся Богу, придумали бы новые тонкости, чтобы отрицать Его...

"Сказал безумец в сердце своём (а не от ума), нет Бога!" Как можно сказать о чём бы то ни было "нет", если ты просто не знаешь?

А интеллигенту всегда труднее веровать, чем не веровать в Бога. Интеллигент должен ответить сам себе на вопросы. Почему ты веруешь? Есть ли Бог? Как относиться ко Христу? Признаёшь ли Церковь? А неверующий-что? Отмахнётся рукой: я-де не верую! И всё на этом! А мы не можем так.

Мир этот находится ещё в борьбе с самим собой, и как таковой, он болен гордостью и потому ни как не может и не захочет примериться с мыслью расстаться с властью. И не нужно этого для веры: её область другая - душевная. Её путь неприменно - смирение. И даже сама вера требует от нас незаинтересованности материальной стороной.
Ещё Гоголь писал: "Односторонние люди, и при том фанатики, - язва для общества. Беда той земле и государству, где в руках таких людей очутиться какая-либо власть. У них нет смирения христианского и сомнения в себе. Они уверены, что весь свет лжет, и они одни только говорят правду. Их удел впадать в самые грубые ошибки. Храни вас Бог от односторонности, с нею всюду человек произведёт зло, в литературе, на службе, в семье, в Церкви, в свете. Односторонний человек самоуверен. Дерзок. Всех вооружит против себя".

Христианство всегда признавало тот строй, который существовал, даже рабов и господ, и так далее.
Но видя расслабление среди нас, православного духовенства - соблазн материальными благами, при соблюдении внешней стороны христианства и при недостаточной нашей духовности, - видя всё это, Советская власть имеет основание отрицательно относиться к религии вообще. И даже язычество в Китае и Индии ей кажутся приемлемее, чем мы.
Не стали ли мы обрядоверами? Не стала ли вера поводом к прибытку? Можно ли тогда ждать нам уважения от неверующих? Не за что им нас уважать! Да и стоит ли самому Господу сохранять нас, таких обрядоверов и грешников?

Всякому слову можно противопоставить другое, а против дел ни чего не скажешь, - так говорит Григорий Богослов.

Хвалиться своей пользой нам не подобает. И не справедливо это, и не смиренно. И даже неприятно сердцу. Апостол Павел пишет: - Собою не похвалюсь, разве только немощами моими. А уж если хвалиться, то хвалящийся хвались Господом, а мы хвалимся немощами.

Государство до тех пор прочно, пока в нём крепка вера. Если вера в государстве ослабнет, то и государство постепенно начнёт разлагаться.

Христиане - это самые верные чада государства. История знает это хорошо. Верующие всегда были послушны: они и в войнах участвовали солдатами, и подати платили, и власть признавали и государственную службу несли.
Но не смотря на всё это, христиан всё же мучали.
И некоторым может быть, иной раз, приходило на сердце:  не восстать ли против такой власти...
Но восстание свидетельствует о гордости, раздражении и озлоблении верующих. А между тем, христианство требует от нас любви, даже ко врагам!
Если бы христианство восстало, то государственная власть имела бы все основания приследовать христианство до конца. И оно погибло бы! И погибло бы не от преследований, а от неправильного собственного пути, то есть, политического озлабления. Ибо все взявшие мечь, мечом и погибнут.
Мне могут возразить всё же, что государства однако мучали христиан. Да мучали! Но при Константине Великом Римская империя после трёх веков гонения на христиан осознала свою неправоту и объявило христианство дозволенной религией. (То же можно сказать и о власти большевитской России).
У мучителей христиан были ложные мотивы, они опасались, что христиане подрывают основу  государств.
Христиане ни как не должны прибегать к насилию против насилия и к внешней власти против мучителей. У христиан всегда было только духовное оружие - это СМИРЕНИЕ! И этим оружием христианство победило мир.

Мы христиане, в частности я лично, признаём власть, как любую власть от Бога. и притом признаём искренне , не ради выгоды, даже не ради нашего спокойствия, а по повелению Господа, повиноваться всякому начальству.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author