Александро-Ошевенский мужской монастырь - православный монастырь в селе Ошевенское , Каргопольского района, Архангельской области.
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя.
Родился в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня. При рождении был наречён Алексеем. В 19 лет принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Александр. После переселения отца на север, где тот основал слободу, получил благословение на создание нового монастыря. Сначала был воодружён крест, затем построен храм святого Николая и обитель при нём, вокруг которой собралась братья. В общине практиковалось священнобезмолвие и Иисусова молитва. Александр пережил тяжёлый семейный конфликт с родным братом Амвросием, который противился пострижению в монахи своих сыновей. В результате этого разлада Александр тяжко заболел, но был чудесно исцелён во сне явлением святого Кирилла Белозерского.
После смерти было составлено житие Александра и написаны иконы. Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах.
После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь - в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI-XVIII веках горели церкви, роптали монахи.
В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма.
В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм. В нём совершаются регулярные богослужения. Утренние службы в монастыре начинаются в 5.30 часов и вечерние в 18.00.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел. В 1928 году обитель прекратила существование.
В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена.
Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). В настоящее время обитель постепенно возрождается.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (1707 год) — главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней, сегодня он в руинах. Под этим храмом почивают мощи основателя монастыря Александра Ошевенского.
С 1907 года монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. Монахи покинули подворье в 1919, а окончательно закрыто оно было в январе 1931.
В монастыре имеется Колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная часовенка.
Святой источник, над которым поставлен небольшой деревянный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро того же названия. Святым этот родничок считаются потому, что у него останавливался во время своего пути преподобный Александр.
На территории монастыря интерес представляет исчезающая речка Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена.
Есть в пределах монастыря и Святое озеро.
Два камня-следовика с углублениями, похожими на отпечаток человеческой ступни. Эти валуны-«следовики» напоминают о культе священных камней, который некогда был широко распространен у восточных славян. По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром, поэтому прикосновение к ним обладает целительной силой. Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря и скорое избавление от болезней..