filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Апостол и евангелист Марк и его евангелие

http://cs406728.vk.me/v406728792/9730/Z10wPEe6rDM.jpg

Три года назад, Господь сподобил меня побывать в Венеции (Италия) и  поклониться мощам святого, который написал одно из четырёх Евангелией (в книги Библия), и сегодня, 8 мая, Православная Церковь празднует память этого святого, это апостол и евангелист, Марк!

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12). По имени Иоанн он был известен в Палестине, а Марком (Маркус), апостола  так звали в Риме. Апостол и Евангелист Марк не был непосредственно учеником Иисуса Христа и потому его называют  апостол от 70-ти.  Апостолами от 70-ти называли учеников апостолов от 12-ти, а чаще всего учеников апостолов Петра и Павла. Евангелист Марк, былне только учеником апостола Петра, но ещё и  племянником  апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он, будучи молодым юношей следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал нагим от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). Таким образом, евангелист Марк непосредственно имел возможность видеть Господа своими глазами.  А потому . После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы.  Есть такое предание, что евангелист Марк, был молодым, хорошо образованным человеком и умел писать письма, чего не умел будучи простым рыбаком апостол Пётр. А потому апостол Пётр особенно дорожил евангелистом Марком и держал его при себе, как своего личного писаря. По существующему преданию, апостол и евангелист Марк, научил писать и апостола Петра. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, в Александрию, где основал Церковь. Таким образом, апостол и евангелист Марк, можно сказать стал первым епископом Александрии и первым главой Александрийской Церкви, от которого берётся исчесления Александрийских Патриархов.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке,  как о своем духовном сыне и даже назвал его своим сыном. (1 Пет. 5, 13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там в Риме он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).

http://kolomija.com/uploads/posts/2014-05/1399898552_mark-ev777.jpg

Говоря о самом Евангелие от Марка, то оно отличается от других евангелий. Вполне возможно, что  когда апостол Марк писал о юноше в Гефсиманском Саду и о Страстях Господних, апостол писал о своих личных переживаниях и воспоминаниях, которые , опять же возможно, он мог видеть, пережить и даже явиться их свидетелем и участником.

Но так как Марк был как бы писарем апостола Петра, то и многое из земной жизни Господа он знал именно от Петра и составлял Евангелие по словам апостола Петра.  Его Евангелие наполнено такими мелкими подробностями, которые о жизни Христа мог знать только такой близкий человек, как Пётр. К тому же у Марка пропущены все моменты евангельские, когда Петра хвалили и наоборот Марк подчёркивает в своём Евангелие Петровы ошибки, что опять же свойственно тому, что апостол Пётр вот так как бы скромно и самокритично рассказывал апостолу Марку те события  участником которых он сам был.

Марк записывал всё услышанное от Петра и апостол Пётр позволял Марку это делать и не только позволял, но даже просил записанное потом читать в христианской общине Римлян, чтобы римляне принявшие христианство знали о Христе. Так до нас и дошло это Евангелие, в подлинности которого не усомнился ни один церковный богослов.

Есть в самом деле мнение, что апостол Марк писал своё Евангелие для читателей не знакомых с еврейскими обычаями и культурой, писал не для евреев, а скорее для тех же римлян и писано Евангелие было не на еврейском, а на греческом языке. Потому что в его Евангелии очень мало цитат на ветхий завет и почти не вспоминаются пророчества о Мессии. А то и понятно, ведь Римляне были язычниками и еврейские книги и Библейский Ветхий завет они не читали и знать не могли, а потому апостол Марк и не ссылался на него, как другие Евангелисты.

Апостол Марк не пишет ни о какой родословности Христа, что опять же язычникам Римляном и не было интереса к родословности Сына Божьего. К тому же, апостол Марк в своём труде показывал Христа, ни как "Царственного Давидова  отпрыска", а как "Слугу и Отростка Иеговы" .

Если бы Евангелие не писалось бы для людей далёких от Ветхого завета и евреев, то апостол Марк не разьяснял бы так подробно некоторые еврейские выражения или местоположения географических названий. Всё это говорит, что Евангелие от Марка писалось для тех людей, которые не были со всем этим знакомы. Это Евангелие предназначалось для Римских Христиан вышедших из язычества.

Ещё одна особенность этого Евангелия, оно как бы написано не до конца или оборвано. И тут есть склонность богословов считать, что в первые века христианства последняя страница Евангелия от Марка была утеряна и с ней утерен и текст последней страницы. А возможно и сам апостол Марк в  те дни угроз и гонений, оставил и не смог закончить свой письменный труд. Может быть ему помешала даже смерть. Есть и такое мнение, что концовка Евангелия скомкана и написана уже не Марком, а неизвестным другим писателем, чтобы не оставить труд Марка не завершённым. Сегодня уже ни кто не узнает всей правды в этом вопросе.


http://s2.uploads.ru/t/nHUCq.jpg

У Марка Христос показан мало-говорящим, а больше делающим. Передано меньше слов Христа, но больше его чудес. Марк показывает победное шествие Христа в мир, ему доставляет радость описывать Христа, о котором ему рассказывал апостол Пётр. И рассказать это удалось очень простонародным языком.

Богословы говорят, что у Марка нарушена хронологическая последовательность евангельских событий, но для апостола это было не главное, ведь он писал по рассказам Петра.

У Марка есть то, чего нет в других Евангелиях. Это и исцеление глухонемого и слепого, Свидетельства Христа о Боге Отце, о Иоанне Крестителе, о семье, учениках, врагах, язычниках, нечистых духах. Апостол Марк передаёт слова Христа о природе, болезни, смерти, субботе, сатане... Всего этого мы не найдём ни у кого другого.

Вместе с тем у евангелиста Марка нет ни слова о событиях Рождества Христова, что описано у всех других евангелистов.

Евангелие от Марка отличается живостью рассказа. Читатель как бы пропитывается теми событиями и становится их соучастником. Живо и просто написан текст самого Евангелия от Марка. И через весь текст проходит слово "тотчас". Марк подчёркивает этим постоянную готовность Иисуса Христа служить людям. Так же показана божественная кротость Христа. Главная мысль марка переданная через Евангелие, это то, что Иисус Христос пришёл в этот мир  к людям, как Слуга и тотчас готов смиренно придти нам на помощь.

Богословы даже указали главный смысл всего Евангелия через одно евангельское предложение :" Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". (Евангелие от Марка, 10 глава, 45 стих) .

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие.

Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6720/58278785.1a/0_f536a_7ecc5bb2_L.jpg

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 8 мая.


В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в (католическом) храме его имени.


В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). 
http://pro100ya.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9498.png



Из православного песнопения (Тропарь)

У верховнаго Петра научився, / апостол Христов был еси / и, яко солнце, странам возсиял еси, / Александриом удобрение быв, блаженне: / тобою Египет от прелести свободися, / евангельским твоим учением просвещ вся, / яко свет, столп церковный. / Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, / Марко, Богогласе, / моли тобою благовестимаго Бога / да согрешений оставление подаст душам нашим.
Subscribe

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author