filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

22 мая День памяти Св. преподобного Шио Мгвимского

Шио-Мгвимский монастырь (შიომღვიმე) - старинный монастырь в 9 километрах от города Мцхета по тупиковой дороге. Высота от уровня моря - около 750 метров. Основан где-то после 560 года святым Шио, одним из ассирийских отцов, известным как Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი). Более трехсот лет находился под покровительством князей Амилахвари и являлся их фамильной усыпальницей.


http://drevo-info.ru/pictures/thumbs/002/008199.jpg

Родился в Антиохии Сирийской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание и уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия. Узнав о святом подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн отправил юношу к родителям, предсказав, что его родители станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио роздал наследство и принял постриг от святого Иоанна.

Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Грузию для проповеди Слова Божия. По благословению Католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере, западнее города Мцхеты, где нес суровый аскетический подвиг, за который удостоился чудесных видений. Об уединенной жизни подвижника стало известно, и вскоре место подвига святого превратилось в обитель, в которой преподобным был основан храм во имя Пресвятой Троицы. Позже были возведены другие храмы: в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Число братии возрастало, и преподобный благословил основать для них Мгвимскую обитель, а сам продолжал подвиг спасения в затворе.

Преставился преподобный Шио 9 мая приобщившись накануне Святых Таин и преподав братии последние спасительные наставления. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им обители.

Жизнеописание Шио составлено сподвижником его Мартирием Греком (в миру Иоанном); оно написано первоначально на греческом языке и прислано из Константинополя в Грузию. Как это жизнеописание, так и две молитвы Шио должны быть отнесены к единственным дошедшим до нас памятникам древней церковно-грузинской письменности, после жизнеописания св. равноапостольной Нины.

Преподобный Шио известен, как автор 160 поучений для братии.



Монастырь Шио Мгвимского

Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Состояние дороги посредственное, машина идёт небыстро, поэтому некоторым людям кажется, что от Мцхеты до монастыря несколько десятков километров. Ногами можно дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Тоже получается 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно - придется полазать по лесу.


Монастырь Шио Мгвимского

Монастырь располагается на склоне хребта уступами, и здания стоят как бы одно над другим. 

На территории монастыря находится несколько строений, из которых самое древнее - храм Иоанна Крестителя. Собственно, это хронологически первое сооружение. Архитектурно оно очень сложное, входить надо через колокольню и внутри будет несколько темных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Когда-то там был красивый иконостас, но сейчас его вывезли в столичный музей.

Это одно из первых сооружений купольного типа в Грузии, и это же первый крестовый храм. Через полвека будет построен уже более сложный храм Джвари, а затем и Атенский Сион. Все эти храмы конструктивно похожи друг на друга. Если мысленно сравнить храм Иоанна с Болнисским Сионом, построенным на полвека раньше, то разница видна существенная.   

Странно то, что храм такого типа был построен первым и в каком-то смысле время последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. 

Колокольня перед храмом выглядит очень архаично, однако ее построил Гиви Амилахвари в 1733 году - в том же году, когда за хребтом в Мухрани построили Мухранскую крепость. 

Святыни храмаhttp://detsad-kalinka.ru/wp-content/uploads/2011/09/zver_zem_image007.jpg

Храм Богоматери построен около 1100 года по инициативе Давида Строителя. Сейчас это центральный храм монастыря. Первоначально у храма был купол, но во время нашествия шаха Аббаса в 1614 году храм был разрушен и восстановлен только через полвека, в 1678 году. Восстановили его уже в упрощенном виде, как базилику.

История монастыря началась в тот момент, когда сюда пришел Святой Шио и поселилс в пещере на склоне горы. Вскоре у него появились последователи, которые вырыли себе пещеры в песчанниковом обрыве. Эти пещеры можно видеть по сей день, хотя датировать их сложно.

Первое сооружение - храм Иоанна Крестителя - было построено между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио. При освящении храма присутствовал католикос Макарий (553—569), Иоанн Задазенский и с ним еще некоторые ассирийские отцы. Про перестройки история ничего не говорит, так что, похоже, храм дошёл до нас в своем почти изначальном виде. Шио умер здесь же и мощи его хранились в монастыре до недавнего времени, и только в советский период их зачем-то сожгли.

Около 1100 году Давид Строитель построил второй храм. Впоследствии монастырь много раз страдал от иностранных нашествий и оказался на грани уничтожения, и только при царе Георгии VIII его передали князьям Амилахвари для благоустройства.

Сейчас храм снаружи не впечатляет - он прост, не имеет никаких украшений и архитектурных излишеств. Всё очень минималистично. Однако, внутри довольно красиво, там сохранились фрески и росписи. На стенах местами кто-то повесил иконы-фотообои. Непонятно, для чего. Фотографировать в храме нельзя.



Кроме двух этих храмов здесь есть еще несколько хозяйственных построек и небольшая церковь высоко на скале. Добираться до неё трудно. Родников в свободном доступе нет. Монастырь вполне себе действующий, тут все строго, так что для чаепитий лучше отойти на юг, за ворота/ Вокруг в обрывах много пещер. Породы здесь осадочные, известняки и песчанники, поэтому пещеры роются легко.
Как добраться к пещерам от монастыря - непонятно. Возможно, такое даже не поощряется. 


http://i4.otzovik.com/2012/10/17/286936/img/2451140.jpg

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ШИО, МГВИМСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

О, великий отче Шио, Церкве Иверския крепосте и утверждение, подаждь юным силу побеждать страсти, яко ты сам тех время неуязвимо прешел еси. Помози нам твердо в вере преуспевати, да утвержденнии престолу славы Христа явимся, якоже и ты, преблаженне отче, время сие забот и трудов велиих, не вкушь горьких житейских сластей, прешёл еси. Даждь и нам добрый разум и крепость на враги невидимыя, да не заботою и попеченьми житейскими, имиже враг ны связати тщится, наше искание вечнаго блага подавлено будет. Испроси нам у Бога память смертную, да ей последующе, Света Незаходимаго достигнем; поддержи старость нашу, да в покаянии и очищении душ и телес пребудем, яко ты, славне, стар убо телом, тверд же душею был еси, еяже покой паче
плоти покоя возлюбил еси; тако и путь твой в небесное жительство струями слезными, якоже кринами благоуханными, украсил еси. Такожде даждь, о великий подвижниче, старости нашей силу и опору в кратком сем житий, да пред сердечныма очима нашима покой души попечёньми о покое плоти не затмится.

Даждь поблекшим очесем нашим капли слез чистительных, имиже да украсится путь велий в вечный живот, имже тещи имамы. Даждь нам в старости в воздержании, молитве и посте пребыти, да теми облагоухаеми мир весь Своим учением облагоухавшему Христу Богу явимся и Тому благоугбдни будем. Буди нам в час разлучения души от тела крепкий вождь и заступник на горьких воздушных мытарствах; изглади рукописание грех наших благоприятными твоими к Богу молитвами; подаждь нам, о великий ходатаю о душах наших, безбоязненно и непостыдно страшнаго и неприступнаго престола славы достигнути; буди защититель душ наших, яко да сподобимся молитвами твоими одесную престола Христа Бога стати и славословити державную и великолепую силу Его, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author