filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

О поклонах в церкви во время богослужений

http://www.voznes.ru/images/galery/080309-06.jpg

Многие люди, наверняка задавались вопросом, когда и как надо креститься во время богослужения. Такие вопросы  встречались и в интернете духовным лицам и чаще всего можно было прочесть ответ :"Креститесь когда душа требует!"

Однако есть специальные правила о поклонах, их можно встретить в трудах святителя Игнатия Брянчанинова. Интересно, когда находишься в других городах , незнакомых храмах, то в глаза сразу бросается, когда и как крестятся люди и если эти правила знать, то можно невольно сравнить где люди более знающие, а где ни чего не знающие.

Для себя же я отметил, что больше всего, когда и как правильно креститься, знают прихожане храмов Польши и так же ещё сказал бы Литвы, где действительно и стар и млад знает и соблюдает правила о поклонах и крестных знамениях, и по моим наблюдением вообще плохо с этим обстоит дело в храмах Белоруссии.

Поклоны  при богослужении полагаются следующие и в следующем порядке:


НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

Когда служащий священник выходит пред царские врата, чтоб благословить чтение девятого часа или полунощницы, или в алтаре намеревается благословить чтение часов, то он пред возгласом благословен Бог наш полагает три поясных поклона;

То же должны сделать и братия, равно как и пред начатием Божественной Литургии. При начале всенощного бдения полагаются три поясных поклона, когда головщик возглашает приидите поклонимся.

Вообще при всех службах на всяком трисвятом и на всяком приидите поклонимся полагаются три поясных поклона, исключая приидите и трисвятое в самом начале утрени, на которых принято только знаменаться трижды крестным знамением так, как и в начале шестопсалмия при троекратном произнесении стиха слава в вышних Богу,   средине шестопсалмия при троекратном произнесении аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Обыкновенно знаменуются однажды крестным знамением пред начатием Символа веры на Божественной Литургии.

При пении стихир и стиховен тогда только полагается по одному поясному поклону, когда слова стихиры побуждают к поклонению.

Впрочем, ни на сходе, ни на крылосах, не в самом храме не кланяться в беспорядке и самовольно, но всегда последуя головщику.

Когда при чтении кафизм поется, а при окончании их, равно как и при окончании шестопсалмия произносится троекратно аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, полагается по три поясных  поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются.

Когда придут братия на сход, и пред тем, как уходить со схода, полагают вместе, чинно, один поясный поклон, и потом все, в одно время, поклоняются стоящему на сходе братству.

При первом прошении каждой ектинии и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинию, полагается по одному поясному поклону.

Пред чтением и после чтения Святого Евангелия, при пении славы — по одному поясному поклону.

На девятой песни при пении Честнейшую Херувим, при каждом повторении этих слов — по одному поясному поклону.



На Божественной Литургии

После приидите поклонимся и припадем ко Христу полагается один поясный поклон.

По окончании всей Херувимской песни, то есть после аллилуиа — три поясных поклона.

Приносимым дарам, как еще не освященным, воздается честь одним поясным поклоном и, после него, наклонением главы.

По окончании Тебе поем полагаются глубокие три поясных поклона, а тем кто не поёт на крылосе один земной: во время пения этой святой песни освящаются предложенные Святые Дары.

По Достойно есть — один поясный поклон.

Пред "Отче наш" на слова "И сподоби нас Владыко", стоящие в храме полагают один земной поклон, а певчие знаменуются только крестным знамением, потому что им немедленно нужно петь.

После молитвы Господней, когда служащий священник скажет: Яко Твое есть Царство и прочие слова возгласа, — полагается один поясный поклон.

При возгласе Святая святым полагаются три поясных поклона.

Когда выносят Святые Тайны с возглашением со страхом Божиим и верою приступите, полагается певчим один глубокий поясный, благоговейный поклон, как бы Самому Христу, невидимо присутствующему в Святых Тайнах, а всем стоящим в храме полагается один земной поклон.

Точно так же должно поступать, когда выносится Святой Потир во второй раз с возглашением всегда, ныне и присно, и во веки веков.

По окончании Божественной Литургии полагаются три поясных поклона, и младшие обоих крылосов обращаются к старшим, все приветствуют друг друга поклонением.

В воскресные и праздничные дни, в субботы и полиелеи земные поклоны в церкви отменяются.

Так же часто задают вопрос, надо ли креститься, когда благословляет с амвона руками епископ или священник. Ответ таков на этот вопрос.
Если просто руками, то надо только склонить голову, но если в руках у священника крест, а у епископа двукирий или трикирий, то при благословении НУЖНО ПЕРЕКРЕСТИТЬСЯ, так же нужно перекреститься если благословляют свечой, евангелием, иконой или чашей с дарами.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author