filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Руины храма в котором служил святитель Николай Мир-Ликийский

Миры Ликийские (Ликия)  находится на территории современной Турции и ныне эта область носит уже   название Ин-Анталья, а вот главная церковь в которой служил святитель Николай находится в городе носящим название Демре (бывшие Миры).

Демре (Demre), маленький город со множеством имен, вот только некоторые из них — Демре, Мира, Кале. Город неоднократно захватывался, разрушался и снова отстраивался.

Во времена римской империи (4 век н. э.) Демре был уже достаточно большим городом, чтобы иметь собственного епископа — Николая Мирликийского, (Мир-Ликия, это область в которой находится Домре),более известного как Николай Чудотворец (или Санта Клаус, хотя сами турки называют его Ноэль-Баба — «отец рождества»).


В  целом — это город с руинами: греко-римский театр, гробницы в скалах.

Если бы не святой Николай, город так и забыли бы. Николай был епископом города, проповедовал в церкви Демре до самой своей смерти, тут же и был похоронен. Сегодня мощи хранятся в городе Бари, куда их привезли итальянские купцы, но это никому не мешает верить в легенду о том, что настоящие мощи святого так и остались в церкви.

В церкви находиться мраморный саркофаг, в котором до 1087 года покоились мощи Святого Николая. После перевоза мощей Святого в Бари чудеса в храме продолжаются. Возможно, монахи сохранили тайну захоронения Николая Чудотворца в неприкосновенности, и его мощи все еще покоятся под каменными плитами. Церковь открыта ежедневно: с мая по октябрь — с 8-30 до 19-00, с ноября по апрель — с 8-30 до 17.00.

Саму же церковь за это время дважды отстраивали заново — то после землятресения, то после арабов.

Существует две версии происхождения названия города Мира: по одной — от «мирра» — смолы, из которой делают благовония, по другой Маура (Мира) означает «место Матери-богини».

Чудесные росписи стен, в традициях раннего христианства! Очень жаль, что часть фресок утеряна!




Престол на котором слкжил Св.Николай




Алтарь






Саркофаг в котором находились мощи святителя Николая до 1087 года




















Описание города Демре (Миры)

Точная дата основания поселения неизвестна, но, согласно некоторым ликийским надписям, оно существовало уже в пятом веке до нашей эры. Мира была одним из самых крупных городов Ликии и со времени правления Феодосия II являлась её столицей. В III—II веках до нашей эры, когда она входила в Ликийский союз, город получил право чеканить монеты. В первом веке нашей эры Миру посетил император Германикус со своей женой Агрипиной, в честь приезда которых в бухте города были возведены статуи императора и императрицы. Упадок Миры пришелся на седьмой век, когда город был разрушен арабами и затоплен грязями реки Мирос.

В первые годы христианства святой Павел, направляясь в Рим, встретился здесь с первыми христианами. Во втором веке Мира уже стала центром епархии. В 300 году епископом Миры стал Николай из города Патара, известный в христианском мире как святой Николай. Он прошел обучение в Ксанфе и проповедовал в Мире вплоть до самой смерти в 342 году. Погребен св.Николай был в древнем ликийском саркофаге в местной церкви. Вскоре после его кончины среди верующих, которые приходили поклониться его праху, произошло несколько чудесных исцелений. Больные, приходившее помянуть святого, вновь обретали здоровье. К сожалению, церковь, в которой был похоронен Николай, во время арабских набегов 1034 года была разграблена. Позже византийский правитель Константин IX Мономах и его жена Зоя приказали построить вокруг храма крепостную стену и преобразовали церковь в монастырь. А в 1087 году итальянские купцы украли мощи святого и перевезли их в Бари, где Николая Чудотворца объявили святым покровителем города. Согласно легенде, итальянские монахи, открывшие саркофаг с останками Святого Николая, почувствовали пряный запах миры. Эти мощи до сих пор находятся в соборе города Бари. Турция неоднократно требовала возвращения останков на их историческую родину, но Ватикан отнесся к этим требованиям очень негативно и особой надежды на удовлетворение законных требований у турецких верующих пока нет. В конце ХХ века, в церкви Святого Николая в Мирах, была найдена еще одна могила. Эта находка вызвала огромное количество подозрений и домыслов о том, где же все-таки захоронен Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

Церковь Святого Николая по праву считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. Этот исторический памятник дошел до наших дней в виде крестообразной базилики, состоящей из одного большого помещения. Внешний вид храма, который можно наблюдать в наше время, базилика получила только в 520 году. Тогда на месте древнехристианского храма возвели новую церковь и освятили ее в честь Святого Николая. В церкви отлично сохранились иконы, фрески, мозаичные полы и саркофаг, где по предположению покоились нетленные мощи Николая Чудотворца. Пол храма вымощен мозаиками с геометрическими узорами из разных видов камня и небольших кусочков смальты. Узоры из мелких деталей, чередующихся с крупными монолитными плитами, образуют красивый декоративный рисунок. Этот оригинальный узор на полу подразумевает, что все части мозаики были выполнены по предварительному эскизу. Точных данных о времени, когда был выложен этот мозаичный рисунок на полу, до сих пор нет. По утверждениям некоторых экспертов он существовал здесь еще до служения в этом храме Святого Николая Чудотворца, а позже, при строительстве нового здания, пол был включен в него.

Руины города Мира расположены в пяти километрах от прибрежной полосы, между современным городом Демре и морем. К счастью, все еще можно осмотреть городские стены, защищавшие акрополь, датируемые эллинистическим и римским периодами. Некрополь города расположен на верхушке утесов и поражает огромным количеством ликийских наскальных гробниц. Большинство склепов имеют прекрасные фасады с надписями и превосходными рельефными изображениями. Каждая гробница с наружной стороны украшена очень богато и причудливо. Если присмотреться к барельефам усыпальниц, то в зависимости от рисунка можно узнать, чем занимался усопший при жизни. Над многими гробницами сохранились богатые навесы, а входы в них зачастую очень похожи на небольшие греческие храмы или дома с двухскатной крышей, поддерживаемой пилонами. Одна из таких гробниц имеет форму и фасад храма, который содержит две колонны ионийского ордера с капителями и цветочными орнаментами, а также с изображениями львиных голов. Архитрав фриза имеет рельефное изображение льва, нападающего на быка. Такое разнообразие и местоположение гробниц можно пояснить древним обычаем ликийцев хоронить мёртвых как можно выше, что должно было помочь усопшим быстрее попасть на небо.

Совсем рядом со скальными гробницами расположен древний греко-римский театр, оригинальный архитектурный ансамбль и красота скульптурных барельефов которого, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров того времени. Здание было построено во втором веке нашей эры. Его строительством занимался Лисинус Ланфус из Оиноанды, которому было дано для этого 10 000 динариев. Театр находится в сравнительно хорошем состоянии. Отличная акустика его амфитеатра приводит зрителей в восторг и по сей день. Все что произносится в орхестре, перед первыми рядами зрительских сидений, прекрасно слышно на самых последних рядах. Но, к сожалению, у этого явления есть и неприятный эффект - сам актер, выступающий на сцене, слышит многократное эхо своих фраз и это довольно сильно мешает ему работать, потому что слова текста смазываются и как бы «налезают» друг на друга.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author