filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Санта-Мария Маджоре, храм в котором звучала первая литургия на славянском языке

http://m1.vgorode.ru/6321613/47171270/6.jpeg

Сегодня 24 мая, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

Родные братья из греческого города Солунь Мефодий и Кирилл являются создателями славянской письменности и азбуки, которая называется глаголица.  Именно глаголица, а не кириллица, которая была создана Климентом Орхидским (учеником святых братьев уже после их смерти).

До 867 года от Рождества Христова, богослужения на земле уже совершались на разных языках народов, но вот евангелия читать на службах можно было только на трёх языках, на латинском, греческом или еврейском. Почему именно на этих языках? Это те самые языки, на которых была сделана надпись на кресте с распятым Иисусом Христом: "Иисус Христос Царь Иудейский"

Любое изменение в таких вопросах не могло быть произведено без согласия главного епископа Христовой Церкви того времени, проще говоря Папы Римского.

14 декабря 867 года за 11 дней до Рождества Христова Рим избрал нового Папу, которым стал уже 75 летний епископ Рима по имени Адриан Второй. Папа Адриан Второй возглавлял Церковь всего 5 лет и вошёл в историю, как Папа запретивший брак людям в духовном сане.Интересный факт, что умер он так же 14 декабря в день своей интронизации, но именно этот Папа и дал своё благословение признать в мире словянский язык четвёртым языком равным латыни, греческому и еврейскому.

Правда этому сопутствовала интересная история. Римская Церковь очень желала иметь мощи святого Климента , который тоже являлся Римским Папой  ещё в первом веке и был четвёртым Папой  от апостола Петра. Святого Папу Климента  в 98 году первого века сослали в ссылку в пределы современного Крымского города Севастополь, где Святитель Климент и умер мученическую смертью то ли в 99, то ли в 101 году.

Известно, что Святой равноапостольный Великий князь Владимир именно в Крыму принимал крещение, а Крым был в то время Византией и возвращаясь в Россию, князь Владимир увёз с собой мощи святителя Климента в белой мраморной гробнице и положил их в Киеве в Десятинной церкви. Мощи Климента стали первой святыней и первыми мощами на русской земле. Святой князь Владимир и святые братья Кирилл и Мефодий жили в одно время, хоть и в разных странах. Святым Кириллу и Мефодию удалось из Киева получить мощи святого Климента, правда голова святого Климента осталась в Киеве и сегодня находится в Киево-Печерской Лавре и  является мироточивой главой, осталась в Киеве и белая мраморная гробница Климента, сегодня она находится в Софийском Соборе Киева и в ней покоятся останки сына Князя Владимира, так же святого князя Ярослава Мудрого.



http://te.zavantag.com/tw_files2/urls_5/52/d-51866/7z-docs/1_html_m7dcd7aee.jpg


Позже, на месте, где лежали в Десятинной церкви мощи святителя Климента, будут положены святые мощи самого святого князя Владимира, но во время нашествия на Киев хана Батыя церковь будет уничтожена, сожжена вместе с находящимися там людьми.

Но это всё будет позже, а к тому времени, мощи Св.Климента, святые братья Кирилл и Мефодий понесли в Рим, где их очень торжественно встречали и за такой великий дар, Папа Адриан Второй решил разрешить первое полное богослужение провести на словянском языке в своём городе Риме и кроме того в этом богослужении он и сам принял участие.



http://image.newsru.com/pict/id/large/1547693_20130314140137.gif


Это торжество совпадало с Рождеством Христовым и Папа благословил провести первую славянскую службу в храме Санта-Мария МаджореПочему именно в этом храме? Ведь этот храм римляне почитают совершенно особо, называя его греческим словом Фатие, что, как им ведомо, значит ясли, потому что в Санта-Мария Маджоре хранится такая трогательная, достойная умиления святыня — доподлинные ясли Богомладенца Христа, чудесным образом доставленные некогда из маленького Вифлеема. И не символично ли, что при нынешнем Рождестве Христове гости принесут свой славянский литургический дар в виде мощей Св.Климента  прямо сюда — к маленьким яслицам Господним, уподобившись евангельским волхвам-звездочётам. К тому же дело понятное, и сам Папа первым хочет увидеть эти книги славянские, и не просто освятить их и дать благословение на совершение славянской литургии, но услышать, как по ним читают и поют литургию сами святые братья.

У Адриана было ещё одно, сугубо личное побуждение к тому, чтобы торжественная встреча мощей Климента и служба на необычном языке, по необычным книгам состоялись именно под сводами Санта-Мария Маджоре: целые четверть века, почти до самой своей интронизации, он был настоятелем этого храма.



http://zeceintop.ro/wp-content/uploads/2012/10/santa-maria-maggiore.jpg


В наши дни базилика Санта-Мария Маджоре, о которой идёт речь в житии, по-прежнему остаётся одним из самых почитаемых храмов Рима. Говорят, к базилике этой время оказалось милостиво, как мало к какому из зданий раннего Средневековья. Её первоначальные величественные пропорции, настенные мозаики, приалтарное углубление, в котором почивает вифлеемская святыня, — всё и сегодня предстаёт почти в том облике, в каком застали его солунские братья в рождественские дни 867 года. Но, конечно, почти никто уже теперь не вспомнит, что когда-то — единожды за всю их более чем тысячелетнюю историю — эти своды, парящие над двумя шеренгами мраморных колонн, оглашены были звуками славянского богослужения.

И вот мощи Климента принесены в Рим. Отслужена первая славянская литургия в  легендарном Римском храме, но и это ещё не всё.

Что ни день, Рим от щедрот своих одаривал братьев новыми высокими переживаниями.

Узнав, что Моравская миссия нуждается для укрепления своей паствы в рукоположении новых священников и что в Рим вместе с братьями прибыли вполне достойные такой чести кандидаты, папа Адриан тут же отдаёт распоряжение посвятить избранных.

Поставление сразу трёх священников, имеющих право самостоятельно служить литургию, и двух чтецов, обученных выразительно, громогласно и нараспев читать Апостол, Псалтырь, часы и литии, придало свежую силу, новую уверенность малой греко-славянской дружине. Это их настроение, готовность ещё и ещё потрудиться и постараться, великолепно, будто по наитию, почувствовал их мудрый и ласковый покровитель. У Адриана в замысле, оказывается, была уже и следующая славянская литургия. И не где-нибудь на отшибе, а в святая святых всей Западной церкви.

http://www.raider.ru/sites/default/files/excursions/f091577a3747df4a3e18dafd96a058c3d4bdd7d2_8.jpg

Да-да, он благословляет отслужить её в кафедральном соборе Святого апостола Петра! В современном Ватикане. Необходимо лишь, чтобы она прозвучала здесь достойно, как просят сами эти алтари, стены, своды, иконы и фрески, раки и саркофаги, мощевики и реликварии — свидетели и соучастники великих и бессчётных славословий Господу и святым Его. Вот для чего и пригодятся им три новых священника и резво-голосистые чтецы.

В тот век заглавный храм Рима ещё не был таким грандиозным архитектурным дивом, ежегодным вместилищем миллионов любопытствующих туристов и затёртых между ними истовых паломников, каким мир знает его сегодня. Тот собор, по свидетельствам старинных рисовальщиков и гравёров, выглядел скромнее. Тропы пилигримов к нему в IX веке едва-едва намечались. Но Мефодию с Кириллом , а особенно их ученикам после маленьких храмов велеградских и блатноградских, и даже после здешней Богородичной базилики Фатие, эта — Петрова базилика — представилась поистине необозримой. Можно лишь догадываться, какой внутренний трепет испытали в ответственнейшие часы литургии два наставника и горстка их учеников под каменными кручами и сводами апостола Петра.



http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/600/16764.jpg

Хотя обедня и здесь благословлена славянская, как и предыдущая, но, можно догадываться, не дословно, не сполна вышла она славянской. Такое предположение вытекает из текста «Жития Мефодия», где приведено письмо папы Адриана князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу. В нём апостолик настоятельно просит, чтобы местные моравские клирики во время храмовых служб Апостол и Евангелие читали сначала на латыни, а затем уже на славянском

А назавтра — ещё им труд и одновременно поощрение: нужно обедню свою отпеть в храме Святой Петрониллы.

А сутками позже — в церкви Апостола Андрея! Но как же им и тут было не постараться! Как не прославить великого христианского первопроходца в земли скифов — славян Эвксинского Понта! Ведь это по Андреевым стопам пробирались братья восемь лет назад от Малого Олимпа к таврам и херсонянам, в южные славянские приграничья.

Вот как раскатилась их жизнь в латинской столице! Что ни день, литургия в ином храме!


http://okuznechik.narod.ru/img_1133.jpg

Пятую по счёту славянскую литургию папа Адриан благоволил братьям отслужить — ещё одна нежданная награда! — в загородном храме Апостола Павла. Но и какое волнение сердечное! В этих стенах, над алой лампадой, знаменующей место казни великого «учителя языков», предстояло им доказать, насколько верно усвоили они его заветы. Здесь они огласят из Апостола его, Павлово, послание. Здесь уместно будет напомнить в проповеди, что, по старому византийскому преданию, Павел ходил со словом о Христе и к иллирам, значит, в Иллирию, где соседствовали тогда, живут и ныне славянские племена сербов и хорватов. Не только Андрей ходил к славянам, но и Павел.

Служба была ночная, братья «имели себе в помощь» епископа Арсения, одного из семи наиболее приближённых к папе иерархов, и его племянника Анастасия, библиотекаря Святого престола.

Ровно через год после всех этих событий святой равноапостольный Кирилл умер. Правда именем Кирилл он был назван при принятии монашества за считанные месяцы до смерти, а тогда год назад он носил мирское имя Константин. Кирилл умер в Риме и Папа Римский Адриан Второй сам взялся за организацию похорон. Потребовал участвовать в прощании с новопреставленным не только подопечное ему духовенство, но и всех римлян. Просьба прибыть касалась также священников и монахов греческого обряда, что немалым числом жили в городе.

Улучив минуты для доверительного разговора, старший брат попросил у апостолика благословения на неблизкий путь в Вифинию:

Мать наша взяла с нас клятвенное обещание: кто бы первым из двоих ни отправился на Господний суд, пусть второй брат перенесёт его прах в наш греческий монастырь и там предаст земле.

С участием выслушав Мефодия, папа отдал распоряжение своим гробовщикам: опустить тело усопшего в раку, приколотить её крышку железными гвоздями и так держать неделю, нужную для сборов в путь.

Но тут у епископов римских возник свой довод:

По скольким бы землям ни ходил сей честной муж, но ведь Господь его к нам привёл. И у нас принял его душу. Значит, достойно ему у нас лежать, а не где-то ещё.

На это расчувствовавшийся Папа Адриан изрёк:

А если так, то за святость его и любовь повелеваю нарушить римский обычай и погрести его в фобу, что для меня самого вытесан, — в соборе Святого апостола Петра!

Видимо, этот жест апостолика показался всем окружающим даже слишком решительным.

Если уж вы меня не послушали, не отдали мне его, — ещё раз заговорил Мефодий, — и если вам моё предложение будет любо, то пусть положат его в церкви Святого Климента, с мощами которого он и пришёл сюда.

http://vuelos7.com/wp-content/uploads/roma-e1343733665640.jpg

Мнение вифинского игумена своей мерностью как-то разом устроило всех.

И вот настал день, когда в скромную базилику, алтарь которой год назад принял Климентовы мощи, притекло шествие с ещё одной ракой. Её уместили в тёсанный из камня гроб — по правую руку от алтаря.

http://e-searching.net/uploads/posts/2014-05/%D1%80%D0%B8%D0%BC/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%201.jpg


Предположительно, что здесь под престолом и покоятся мощи святого равноапостольного Кирилла, о чём и говорит сделанная здесь надпись, однако самих мощей святого на этом месте обрести не удалось, но подлинно известно, что они погребены в этом храме. с ещё большим почитанием и трепетом приходили сюда и вскоре же написали икону с его изображением и возжгли пред нею лампаду, светившую днём и в ночи.

Так в стенах малой римской базилики началось местное почитание святого Кирилла. И самые первые славянские молитвословия, обращенные к Кириллу, Мефодий и его спутники пропели именно здесь, хваля за всё Бога, «Тому бо есть слава и честь в векы. Аминь».

В 885 году Мефодий вернулся в Моравию. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию.

Папа Адриан II писал в Прагу князю Ростиславу, что будет кто станет презрительно относиться к книгам, писанным по-славянски, то пусть он будет отлучён и отдан под суд Церкви, ибо такие люди суть «волки». А папа Иоанн VIII в 880 г. пишет князю Святополку, приказывая, чтобы проповеди произносились по-славянски.

День памяти святых Кирилла и Мефодия почитает как Православная так и Католическая Церкви.

В 1863 году в России было установлено праздничное поминовения Кирилла и Мефодия, в этом же году Рим объявил в Католической Церкви "Год Славянского юбилея".
  Ещё раньше в 1858 году, состоялась первое поминовения святых в день 24 мая в Болгарском Пловдиве. В 1872 году в этот день Болгарская Церковь объявила свою автокефалию.

В 1901 году в России было постановление, чтобы в День Св.Кирилла и Мефодия освободить всех учащихся школьников и студентов от занятий. А позже к этому дню приурачивались школьные выпускные как в церковных, так и в светских школах.

С 1991 года в этот День в России объявлен государственный праздник. Так же государственным праздником с выходным днём память Святых Кирилла и Мефодия почитают страны Болгария, Чехия, Словакия и Македония.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/Cyril_and_Methodius_monument_Sofia.jpg/360px-Cyril_and_Methodius_monument_Sofia.jpg
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author