filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Памяти Митрополита

"МНОГО БО НА ЗЕМЛИ ПОСТРАДАЛ ЕСИ...". Окончился земной путь Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова). Он прожил тяжелую, порой мучительную жизнь, не лишенную противоречий. Теперь его душа - достояние вечности, а дела - истории...

Утром 16 января, в предпразднество Богоявления, на 73-м году жизни в Москве скончался первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов).


 

Валенти́н (в миру Анатолий Петрович Русанцов) (1939 - 2012) — митрополит и первоиерарх (предстоятель) Российской Православной Автономной Церкви. До 7 апреля 1990 был клириком Московского Патриархата, затем РПЦЗ; 10 февраля 1991 был рукоположён во епископа архиереями РПЦЗ с титулом «Суздальский и Владимирский», назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР, автор статей, книг по истории Суздаля, архитектуры.

Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. В 1995 был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской Православной Свободной Церкви. 19 февраля 1997 Архиерейским Собором Русской православной церкви был извержен из сана. 15 марта 2001 решением Архиерейского Синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан Первоиерархом Российской Православной Автономной Церкви.

Он родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского Края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом. В 1947 году его взяла на воспитание прихожанка катакомбной церкви Екатерина Буряк, проживавшая в Майкопе. В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.

В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уехал в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь, где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с митрополитом Нестором уехал в Новосибирскую епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.

По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.
В 1958 инок Анатолий пострижен с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукоположил инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году — в сан иеромонаха. Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях - он состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале. В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 году — Московскую духовную академию.

В 1973 году прибыл в Суздаль на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет, и приход обслуживался духовенством из Владимира. В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода. В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться.

7 апреля 1990 года архимандрит Валентин и члены суздальской общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата. 11 апреля они были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 4 октября архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР. 10 февраля 1991 года в храме преподобного Иова Многострадального в Брюсселе состоялась хиротония архимандрита Валентина во епископа Суздальского и Владимирского; хиротонию совершили архиепископ Антоний (Бартошевич), Архиепископ Марк (Арндт), епископ Варнава (Прокофьев) и епископ Григорий (Граббе).

В марте 1994 года создал «высшее церковное управление Российской Православной Церкви». Зимой 1994 года состоялось временное примирение с Синодом РПЦЗ на Соборе в Лесненской обители. Перемирие продлилось недолго и в феврале 1995 на Русанцова были наложены прещения. В связи с этим в июне 1995 года он восстанавил Временное Высшее Церковное Управление Российской Церкви под руководством Архиепископа Лазаря (Журбенко).

Решением ВВЦУ под председательством Архиепископа Лазаря (Журбенко) епископ Валентин был возведён в сан Архиепископа. В 1996 году был создан Архиерейский Синод Российской Православной Церкви. В 2001 году, решением Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин возведен в сан митрополита с правом ношения двух панагий и признан Первоиерархом Российской Православной Церкви.

В апреле 2004 года в штате Колорадо в Кардиологическом центре ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Накануне вечером, 15 января, Митрополит Валентин прибыл в столицу, чтобы пройти очередное обследование по поводу сахарного диабета, которым первоиерарх РПАЦ страдал более 20 лет. Он остановился на квартире своих духовных чад и друзей семейства Штильмарков в московском районе Орехово-Борисово, где и был обнаружен скончавшимся утром следующего дня.

Официальные причины смерти пока не определены, однако известно, что, помимо диабета, Митрополит Валентин страдал сердечной недостаточностью - он перенес несколько операций на сердце, которое работало от кардиостимулятора. Возможные дата и место погребения первоиерарха РПАЦ будут объявлены позже. Почивший хотел быть погребенным в подклете построенного им храма Новомучеников и Исповедников Российских в Суздале.

Старшим по хиротонии иерархом РПАЦ после Митрополита Валентина и управляющим делами Архиерейского Синода этой Церкви является архиепископ Отрадненский и Северо-Кавказский Феодор (Гинеевский).

Сайт религиозных новостей "Портал-Credo.Ru" сообщил печальную весть: сегодня, 16 января, в Москве скончался Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов), первоиерарх РПАЦ.

Мы, Истинно-Православная Церковь, вместе с братиями РПАЦ скорбим и молимся об упокоении души сего верного воина Христова во Царствии Его.

Печалование наше о разделении Истинного Православия первым услышал и первым откликнулся именно он, Митрополит Валентин. Именно он благословил первое совместное деяние, которое дало почву для реального сближения разделенных истинно-православных: совместное издание единого для всех ИПЦ календаря с полностью восстановленными именами святых (по состоянию на 1917 год) и внесением имен новомучеников, канонизированных братскими Церквами.

К великому сожалению, тяжкие болезни не давали возможности владыке Валентину уделять столько времени, сколько он жаждал уделять, трудам по уврачеванию проблем в Истинном Православии. Однако, всегда был готов к диалогу, в том числе с благодарностью и любовию о Господе нашем Иисусе Христе воспринимал все обращенные к нему вопросы и предложения, а также гостей из иных Истинно-Православных Церквей.

Мы молились о выздоровлении Митрополита Валентина, уповая на то, что совместные труды первоиерархов станут добрым примером для других, еще пребывающих в сомнениях и раздумиях. Однако, Господь призвал к Себе верного Своего служителя.

Волею Христовою да придет продолжить дело Владыки Валентина столь же достойный преемник, который сумеет воплотить в жизнь чаяния успшего брата своего Валентина об укреплении и возрастании Святой Церкви Христовой.

Паства Истинно-Православной Церкви


Сегодня пришла новость о кончине Митрополита Валентина — Вашего правящего архиерея и первоиерарха Вашей Церкви. Насколько хорошо Вы его знали?

Протоиерей Михаил Ардов: Это весьма прискорбное, но, увы, ожидаемое событие. Владыка Валентин долго и очень серьезно болел. Достаточно сказать, что более двадцати лет у него был тяжелейший диабет и другие серьезные недомогания — не буду я все это перечислять.

Я помню, как когда-то давно — а я нахожусь под его омофором девятнадцатый год — я на торжестве по случаю его тезоименитства в Суздале произносил приветственное слово и сказал, что он воплощает слова, которые приводит апостол Павел, "сила в немощи совершается". Потому что, будучи тяжелобольным человеком, он осуществлял руководство, противостоял гонителям и всегда вел себя мужественно и достойно.

У меня было четыре правящих архиерея. И я могу сравнить владыку Валентина с владыкой из РПЦ МП Иоанном (Венландом) — в частности, по его бескорыстию, по его абсолютному нежеланию и неумению тянуть с приходов и попов деньги. Это, как мы понимаем, в России и Советском Союзе ценное качество.

Я мог бы еще много говорить о нем. У нас достаточное количество архиереев. Будет, я надеюсь, Собор. И будет выбран другой первоиерарх. Но владыка Валентин — это целая эпоха. Еще с покойным владыкой Григорием (Граббе) мы говорили, что владыка Валентин был самородок.

Он проявил невероятное мужество тогда, когда первым из российских клириков выступил против чудовищной антиканонической практики, которая до сих пор существует в патриархии. Когда по желанию архиереев — а в те времена по желанию уполномоченных и тайных властителей — священников перебрасывают с прихода на приход с циничной формулировкой "для пользы Церкви". Канонически это преступление. Когда его попытались таким же образом лишить его прихожан и его любимого Суздаля, то он первым из нас перешел под юрисдикцию Зарубежного Синода и снискал там архиерейский сан.

Это был настоящий поступок человека мужественного и канонически грамотного. В Суздале не хотели его отпускать — были демонстрации и тому подобное. Тогда он и его паства решились на этот мужественный поступок.

- Он стал основателем новой Церкви?

- Так получилось. Естественно, он не хотел основывать никакую Церковь. Он хотел присоединиться к Истинному Православию, которое в большой мере было свойственно Зарубежной Церкви в конце 80-х – начале 90-х годов.

Но потом — мы все это почувствовали, а он в первую очередь — советское ГБ прихватило верхушку Зарубежной Церкви. Они только дождались смерти старейших архиереев: Антония Женевского, Антония Лос-Анжелосского и Антония Сан-Францисского. Затем вытолкали на покой Митрополита Виталия. И дальше был "зеленый свет" для подчинения патриархии.

В 1994 году это было ясно для нас. К тому времени мы уже рукоположили других архиереев. И нам пришлось отделиться от Зарубежной Церкви. И они были рады от нас избавиться. В те времена мы были для них совершенно ненужным привеском. Они были уже, можно сказать, в патриархии мысленно. И они понимали, что мы никогда не вернемся в патриархию.

- Когда, по Вашему мнению, должен состояться Собор?

- Не знаю пока — сегодня только первый день. Еще с похоронами ничего непонятно — канун праздника Крещения, освящение воды и так далее. Я думаю, что в ближайшие дни все это выяснится.

Думаю, что это все довольно скоро произойдет. Я полагаю, что все архиереи нашей Церкви приедут на похороны первоиерарха. А затем им никто не помешает решить этот вопрос.

- Где сейчас находится тело Митрополита?

- Он скончался сегодня утром и при этом в Москве. Поэтому его должны отвезти в московский морг. Потом его будут из этого морга выдавать и повезут в Суздаль. Как это все будет организационно, сейчас просто невозможно сказать.

- А у кого какие перспективы быть избранным на пост первоиерарха?

- Может быть, у владыки Феодора — его ближайшего помощника. Может быть, у другого помощника — владыки Иринарха.

- Как кончина Митрополита Валентина скажется на общем положении Церкви в России?

- Я думаю, что особенно никак не скажется. Сейчас кажется, что в связи с этими брожениями и митингами власти не до наших "осколков" — маленьких Церквей. Я думаю, что это обстоятельство на какое-то время облегчит наше существование.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Епископ Андрей (США): Мы только недавно услышали о его кончине, узнали об этом глубокой ночью, и у нас просто времени не было, чтобы собрать мысли. Горюем, конечно, что Митрополит с нами больше не находится. Но можно было этого ожидать, его состояние здоровья всегда было таким, что мы постоянно жили с такой мыслью: в любой момент Господь может его забрать. Так что нельзя сказать, что это большой сюрприз, но даже когда человек знает, что смерть приходит, все-таки когда она по-настоящему приходит, это шок, это трудно пережить и принять, это большая скорбь для нас всех.

Это большая утрата для нашей Церкви, он наш отец, главный защитник и наставник. Мы чувствуем себя осиротевшими и молимся о его упокоении.

- Вы лично с ним хорошо были знакомы?

- Да. Я помню владыку как борца за правду, как подвижника через болезни. Он постоянно болел, кажется. И я особенно помню, когда он приехал в Америку в 2004 году, когда я первый раз с ним встретился. Он приехал в Колорадо и из-за высоты получил сердечный припадок. Я поехал с ним в больницу и был с ним последующие два месяца, день и ночь я видел, как этот человек страдал и как он мужественно переносил все эти испытания, как он был при смерти, как он с достоинством держал себя, с верою ждал волю Божию. Просто было удивительно, как он переносил эти все страдания.

Это был особенный человек. Даже когда он лежал, как нам казалось тогда,на смертном одре, все постоянно звонили ему со всякими проблемами, не зная, что делать и как решить. И он, несмотря на свое собственное положение, уделял всем время, поддерживал, учил, наставлял. Это было потрясающе.

- Как Вы думаете, кто теперь возглавит Церковь?

- Наверное, владыка Федор. Это человек глубокой духовности, мудрости, терпения, тоже мужественный, я бы сказал, молитвенник, подвижник.

- Кто-нибудь из Америки собирается приехать на похороны Митрополита Валентина?

- Это еще неизвестно. Нам надо получить визу, это не так быстро делается.

Беседовал Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru"


Протоиерей  Глеб Якунин (Украина): Владыка Валентин Суздальский был в определенном смысле пионером. Он первый широко известный священнослужитель, который дерзнул выйти из церковной империи – из Русской Православной Церкви Московского патриархата. Это случилось на заре нашей демократии, в 1990 году, я в то время был заместителем председателя Комитета свободы совести и вероисповедания Верховного совета РСФСР. И когда мы услышали о поступке Валентина, я примерно на третий день был командирован Советом в Суздаль.

Приехав, я увидел необыкновенное, огромное количество народа в храме и около храма, и вообще много суздальчан было на улице, и это все воспринималось как тревожный, но все-таки великий праздник. А произошло это потому, что тогдашний назначенный епископ по указанию патриархии перевел владыку Валентина на другой приход. И это был первый случай, когда верующие так демонстративно встали на защиту своего любимого пастыря, а он был очень популярный в Суздале. И он, отвечая на чувства верующих, отказался переходить в другой храм.

И когда я уезжал от Валентина, то обратил внимание, что на улице, в стороне чуть-чуть, стояла такая представительная комиссия из высших работников Совета по делам религий, которые туда приехали из областного управления. И областное начальство, и районное. Они так на меня посмотрели внимательно, были очень встревожены, поздоровались со мной, я к ним не подошел – пошел дальше.

Конечно, в тех условиях, когда демократия еще только зарождалась в России, они побоялись что-либо с ним делать. И Валентин вскоре после того, как он вышел из подчинения Московской патриархии, перешел в Зарубежную Церковь, и началась его деятельность. В РПЦЗ он получил правильную епископскую хиротонию.

- После 1990 года, когда Вы его впервые увидели в Суздале, Вы потом общались с ним?

- Да, общался, и очень часто. Почитательницей его была активная общественная деятельница и писательница, ныне покойная, Зоя Крахмальникова, жена писателя Феликса Светова, дочка их сейчас известная журналистка – Зоя Светова. Мы часто ездили с Зоей Крахмальниковой к Валентину. Просто наши пути с ним потом несколько разошлись, поскольку мы были настроены либерально-реформаторски. Но я всегда относился с уважением к владыке Валентину, учитывая то, что он внял желаниям своего прихода и встал на путь свободы и строительства новой независимой церковной организации.

- Сейчас РПЦ МП пытается расправиться с РПАЦ…

- Да, пару лет назад это началось. Патриарх Алексий, по-видимому, не решался с ним расправляться, а Кирилл испытывает, по-видимому, личную неприязнь к Валентину. И он начал эту кампанию, которая сейчас временно приостановилась, но боюсь, что в этих условиях она продолжится.

У владыки Валентина уже было несколько десятков зарегистрированных храмов, и не только во Владимирской области, и было несколько десятков незарегистрированных, как бы подпольных храмов, – и вот началась кампания против него, и наши послушные суды штамповали отнятие у него как в Суздале многих храмов, так и вовне. К тому же его стали обвинять в педофилии. Я могу поручиться, что это гнусная клевета!

- А кто обвинял его в педофилии?

- Я сейчас не помню имена. Юридически оформленного обвинения не было, но слухи распространяли. Особенно бывший его, по-моему, секретарь или помощник.

- Какая перспектива у РПАЦ без Митрополита Валентина?

- Они проведут Собор, епископов у них достаточное количество, выберут нового епископа. Но со стороны РПЦ МП будет попытка, конечно, разгромить полностью его церковную организацию. Когда произошла переориентация Кирилла (Гундяева) на предполагаемую победу Владимира Путина, началось ужесточение вообще политики Московской патриархии к иным Церквам, и, думаю, что это произойдет и в отношении Церкви Митрополита Валентина, они попытаются полностью ее ликвидировать.

- Разве РПАЦ – это Церковь Митрополита Валентина, и там нет достойных иерархов, которые сменят его?

- Нет, конечно, там есть достойные священники молодые, и, самое главное, у них будет свободное волеизъявление, это будет подлинный народный Собор, чего, к сожалению, в Московской патриархии давно нет. И сам Митрополит Валентин был избран свободным волеизъявлением. Он был такой лидер, который вел всю Церковь свою за собой.

Я думаю, Собор будет в скором времени, они откладывать не будут. Может быть, даже не будут ждать сорокового дня, быстро проведут Собор и выберут достойного преемника.

Другое дело, что в РПЦ МП еще нет окончательной уверенности для того, чтобы начать разгром Церковь владыки Валентина. Сам Патриарх Кирилл находится под дамокловым мечом. Будет ли у него время на травлю РПАЦ в условиях переориентировки с действующего как бы либерального президента Медведева на Путина с его жесткой политикой? Проблема заключается еще и в том, что совершенно неожиданные профашистские выпады Всеволода Чаплина вызывают фантастические протесты в Украине. И дамоклов меч в каком-то смысле находится в руках Украины. Борясь с РПАЦ, Кирилл одновременно может потерять всю Украинскую Православную Церковь Московской патриархии. Напрямую Валентин и Украина не связаны, но, по крайней мере, может быть обострение ситуации между РПЦ МП и УПЦ МП, и Кириллу будет не до того, чтобы разбираться с Автономной Церковью.

Беседовал Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author