filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Свято-Троицкий Муромский Новодевичий женский монастырь: благ. кн. Петр и Феврония Муромские

http://img.dlyakota.ru/uploads/posts/2015-04/dlyakota.ru_fotopodborki_samye-krasivye-hramy-rossii_36.jpeg

Главный храм Муромского Троицкого монастыря — Свято-Троицкий собор (1643 г.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской. В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Свято-Троицкий женский монастырь был основан в XVII веке, в 1643 г. тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым.

Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 г., на этом месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь. 


http://gidtravel.com/images/1_1284375798.jpg

В 1642 г. вместо деревянной на торговой площади начали строить каменную церковь Пресвятой Троицы. Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья».

Вскоре после постройки храма Тарасий (Богдан) Цветнов получил разрешение основать здесь и монастырь. Таким образом, Троицкая церковь стала монастырским собором, а вокруг нее широко развернулось строительство. В 1648 г. были выстроены шатровая надвратная Казанская церковь и шатровая же колокольня рядом с ней. Эта пара шатров необычайно украшает монастырь: по убранству они едва ли не превосходят собор.

Этому муромскому монастырю, как и другим, покровительствовала царская семья. В 1663 г. он получает грамоту от Алексея Михайловича, в которой говорится, что монастырь получает во владение бобыльские дворы у монастыря, а игумения освобождается от всяких податей за эти дворовые места.

Богдан Цветнов написал «Повесть о Виленском кресте», посвященную тому, как в Троицком монастыре появилась эта святыня. В повести рассказывается, что к нему, еще торговому человеку, в дом пришел некий человек по имени Василий, и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями.

Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветнов, с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. Так и было сделано. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского историко-художественного музея .

В 1805 г. пожар уничтожил деревянную монастырскую ограду, и спустя два года вместо нее на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой начала строиться новая каменная ограда с красивыми шатровыми башенками. А в 1865 г. почетный гражданин Алексея Васильевича Еpмакова пожертвовал средства для строительства на территории монастыря каменной надкладезной часовни, в котоpую пpовели воду из городского водопровода, построенного незадолго до этого также Ермаковым. К сожалению, сейчас состояние часовни неутешительное, она постоянно просаживается.


http://www.tourprom.ru/site_media/cache/f1/be/f1bec469dd0e5301f2e8c3eaa53a77e5.jpg

Советское время оказалось для Троицкого монастыря очень тяжелым. Уже в 1918 г. монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, а в 1921 г. монастырь был закрыт. В 1930-х гг. здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались каксклады и архив. В 1941 г. Троицкий собор отдали артели им.Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-х гг. в корпусах снова устроили коммунальные квартиры.

Только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Сюда в 1980-х гг. из села Пьянгус Меленковского района была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского, 1715 г. постройки.

В 1990-х гг. Троицкий монастырь стал первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. При монастыре действует приют для девочек, под названием «Надежда». Как и многие православные приюты, он начался с того, что при монастыре оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. И в 2001 г. приют получил все необходимые официальные документы; теперь дети, воспитывающиеся в нем, получают все те же права, которыми пользуются при выпуске воспитанники государственных детдомов.

После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, к сожалению, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х гг Мощи Петра и Февронии сегодня являются главной святыней этого монастыря.

http://starklen.prihod.ru/files/2013/07/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80-%D0%B8-%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8C%D1%8F.jpg

По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит , что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

После этого их на некоторое время перенесли в Муромский Благовещенский монастырь, а потом передали Троицкому, где они теперь и находятся. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

http://dlm6.meta.ua/pic/0/48/205/A0Q8573Mdu.jpg



Князь Давид и княгиня Ефросинья (в иночестве Пётр и Феврония) имели сыновей Святослава и Юрия и дочь Евдокию.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).


В монастыре также хранится посох последней перед закрытием монастыря в 1923 году игуменьи Рипсимии (Слюняевой). История этой святыни такова.

.Вскоре после начала событий 1917 года скоропостижно скончалась игуменья Азария, возглавлявшая Троицкий монастырь несколько десятилетий. В то тяжёлое время, несмотря на разруху и красный террор, сестры по мере сил старались поддерживать в обители привычную жизнь. По обычаю, они в феврале 1918 года выбрали новую настоятельницу, ею стала клиросная монахиня Рипсимия (Слюняева). Как знак выпавшего ей бремени, епископ Мурома Митрофан (Загорский) вручил избранной игуменье посох.

Тяжкая доля досталась Рипсимии. Новая власть, объявившая войну Церкви, отняла у монахинь сестринские корпуса, сбросила колокола с главной звонницы и грозилась закрыть обитель. Из последних сил настоятельница металась по городу, пытаясь найти продукты питания. Кроме монахинь, теперь на её попечении были мирские люди — семьи расстрелянных жителей Мурома, ставших неугодными большевикам. Каждому пришедшему к ней человеку Рипсимия давала кров, пищу и так нужные отчаявшимся людям слова утешения.


http://www.sudogda.ru/bignew10/223_0003.jpg


Деятельность настоятельницы не нравилась новым властям. Как бы предчувствуя свой арест, Рипсимия решила передать весточку той настоятельнице, которая станет игуменьей после неё. Вместе с двумя сёстрами Рипсимия замуровала свой настоятельский посох в стену надвратнои церкви Казанской Богоматери, надеясь, что спустя годы он придаст духовных сил и стойкости её преемнице.

В 1921-м игуменью арестовали. Проведя несколько лет в ссылках и заключении, Рипсимия скончалась в 1930-е годы в лагерях Нарымского края.

В конце 1960-х годов горисполкомом города Мурома было принято решения провести реставрацию Казанской церкви бывшего Троицкого монастыря. В храм была направлена бригада рабочих, которые и обнаружили посох Рипсимии. Во время ремонтных работ от стены отвалился кусок штукатурки, и посох выпал наружу. Строители внимательно оглядели находку и, убедившись, что она не представляет никакой материальной ценности, решили «разобрать» её на «сувениры». Посох, на который возлагала большие надежды Рипсимия, был распилен на части.

В 1991 году Троицкий монастырь вернули церкви, и начался долгий путь его возрождения. Когда восстановительные работы в обители были в самом разгаре, на её территорию случайно зашёл один из рабочих, присвоивших в своё время посох. Увидев, как трудятся люди, стараясь придать храмам их первоначальный вид, он устыдился своего поступка и решил вернуть монастырю украденную реликвию.


http://s3.drugiegoroda.ru/4/364/36383-Tavifa_Gorlanova_hegumenia_Murom.png
игуменя Тавифа



Несколько месяцев этот человек разыскивал своих «подельников», чтобы выкупить у них оставшиеся части посоха Рипсимии, и когда все кусочки святыни были собраны, отнёс их настоятельнице, игуменье Тавифе (Горлановой).

Сейчас посох отреставрирован и хранится в настоятельском корпусе Троицкого монастыря как символ возрождённой древней обители.





Богослужения в Троицком соборе Троицкого Муромского монастыря совершаются ежедневно. Божественная литургия начинается в 6.30, вечерняя служба — в 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная литургия начинается в 7.00. После Литургии перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Отзывы паломников о монастыре


1) К мощам огромная толпа. Понравилась затейливая архитектура церкви. Не понрвилось что  паломников  пускают только на очень небольшую часть монастыря.

2)Ну совсем крошечный монастырь, во всяком случае, та его часть, в которую открыт доступ туристам и паломникам. Чисто, уютно, красиво. Хорошо организовано поклонение мощам Петра и Февронии, народу много, но очередь идет достаточно быстро. Также и забор святой воды продуман с организационной точки зрения. Бутылки под воду продают в неограниченном количестве. К сожалению, экскурсоводы местные были ориентированы на паломническую цель посещения Мурома туристами.

3)Красиво. Территория вся в цветах, чистая. Очень уютный монастырь.

4) Очень ухоженный, красивый монастырь. Много цветов. Понравилась деревянная церковь. К мощам Петра и Февронии большая очередь из паломников приезжающих на автобусах, в т.ч. и из Москвы и Московской области.

5) Маленький и уютный, очень ухоженный монастырь. Люди двигались как по конвейеру. Остальная часть внутри церкви была огорожена. Сидела смотрительница и зорко бдила за очередниками. В церкви мрачно. Работала церковная лавка.
В дождь подход к церкви от Мужского монастыря по пешеходной дорожке затруднён, громадная лужа. Обход либо по проезжей части, либо по раскисшему газону.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author