filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Размышление о спасении. "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых".

http://www.centrmed.com/thumbs/19/news_detail_480_800_197eed776b0eb990657948aa79e6c4f0.jpg

У христианина вечный вопрос "Как спастись?". Достаточно ли быть монахом и отречься от всего чтобы спастись?

Кто такие монахи? Можно так сказать, что это аскеты первого тысячелетия христианской эры, которые имеют ярко выраженный духовный максимолизм и этот максимализм оправдан предельным стремлением к святости и крайним самоотвержением. Но стремление к святости, это путь к спасению, но не есть само спасение. Одежды монашеские сами по себе ещё ни кого не спасали.

Почему образовалось монашество и откуда оно пошло?

Когда началась христианизация Римской империи, то в христианскую Церковь вошло большое число язычников из-за чего духовная жизнь в Церкви стала охладевать. И люди стали задумываться, как же исполнять учения и заповеди Христа, как спастись от греха. Самые ранние, преданные, твёрдые христиане почувствовали, что с новыми членами Церкви от Римского язычества в Церковь проникает слабость. Люди стали уединяться, уходить в пустыню ибо всегда считалось, БЕЗМОЛВИЕ - первый путь к спасению. Ведь если посмотреть, что значит слово МОНАХ, то в переводе мы увидим слово "одинокий".

Когда людей желающих спастись стало много, то они начали собираться в общины и ограждать себя от мира, который всё больше погружался в грехи. Эти люди ограждали себя от общества стенами, не выходили из этих стен и общались только с теми, кто находился в этой общине и то это общение было минимальное. Так появились монастыри.

Монастыри и монахи, это вовсе не что-то особое, это обыкновенное стремление к духовности человека. Стремиться к духовности должен каждый человек. Любой монах умирает для мира ради спасения. Монах по сути, это одинокий человек и он не станет заботится о спасении кого-то, он будет думать уединившись только о спасении своей души. И это пример всем нам, что каждый должен думать только о своём спасении, а спасать всех желающих спастись, это задача пастырей и самой Церкви.

Иногда приходится слышать :"Ну мы же не монахи!". И тогда я говорю, что Благоразумный разбойник распятый рядом со Христом, тоже не был праведником и не стал святым, но он первым вошёл в рай! Своё спасение он заработал покаянием и исповеданием Христа в последние минуты своей жизни.

Можно жить в миру на общей кухни и ни разу не поспорить с соседкой и это терпение ближней и любовь к ней. порой может быть превыше терпения и любви того или иного монаха. Ибо как говорят в народе :"Терпение- без труда спасение". А монашество, это лишь средство выбранное избранным человеком к научению любви и общению с Богом. Но такой любви к ближним и к Богу, может достигнуть любой человек живущий в миру.

Сейчас  можно слышать, что первые христиане жили во Христе по Его заповедям, раздавали нищим свои имения, находились в постоянной молитве и очень часто принимали за веру мученическую смерть. В наше время даже монахи живут в миру, ходят на концерты, стадионы, рестораны, сидят на страничках в соц.сетях интернета. Что же тогда говорить о мирских. Хотя как я говорю, нельзя различать  людей мирских от монахов, если человек верующий и ищет спасение. Это разные пути ко спасению, а цель для всех христиан должна быть одна, спасти свою душу.

Бог, прежде всего смотрит на сердце человека, на внутренний мир, а не на внешние обличия и одеяния. Порой человек и в храм идёт с плохими мыслями кому-то навредить или что-то украсть, а на примере святого Виталия можем видеть и обратное, как он уединялся ночью с блудницами, чтобы их наставить на путь спасения души.

Каждый христианин даст ответ Богу только за себя и за свою жизнь, за свои деяния и это будет всё от состояния его сердца и не зависимо от того, в каких мероприятиях и с какой целью он участвовал. Всё это будет в осуждение, если христианин  что-то совершая или посещая что-то, творил чисто для услаждения собственных страстей.

Но ведь бывает и наоборот. И тут я предлагаю обратиться к словам святого апостола Павла из первого его послания к Коринфянам. Читаем 9 главу 20-22 стихи:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
В этих словах мы видим, что ради всех людей, святой апостол Павел приспосабливается ко всему, к разным обычаям, к еде и различным практическим занятиям . И уже в следующем 23 стихе он пишет "И всё это я делаю для евангелия ( понимай, как для благовестия), чтобы быть соучастником его."

С другой стороны, а надо ли было это всё апостолу Павлу делать ДЛЯ СЕБЯ, надо ли ему было приспосабливаться для  всех. И тут он сам вопрошает: " Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Вот мое защищение против осуждающих меня.
Или мы не имеем власти есть и пить? "


Апостол - в переводе ПОСЛАННИК. Вот он и был посланником Божьим к народу. Павла называют апостолом язычников. То есть для себя апостол Павел уже заслужил спасения, но он готов был приспосабливаться ко всему только ради того чтобы спасти ещё по крайней мере некоторых.

Ради этого, Павел пишет, что он шёл на уступки и как иудей иудеям и как подзаконник подзаконным. Почему? Иудеи привыкли смотреть на закон Моисея как на ОБЯЗАННОСТЬ и любой кто  не жил по закону Моисея, был презираем тем обществом. Апостол Павел жил заповедями Христа, но он не хотел смущать этим иудейское общество и приспосабливался к нему ради того, чтобы из этого общества привести ко Христу ещё хотя бы некоторых. И если мы знаем  жизнь апостола Павла и знакомы с книгой "Деяний апостольских" то именно там мы увидим, на что ещё шёл апостол Павел. Он  совершил обрезание над Тимофеем, дал обет в Кенхрее и даже совершил над собою обряд Назорейского очищения. Апостол Павел родом иудей, ставит себя в один ряд с христианами вышедших из язычников.

В сегодняшнем мире, мы встречаем три ступени человеческого поведения. Самая низкая ступень, это когда человек не верит в Бога, а руководствуется только своими природными склонностями, покушать, поспать. Вроде и плохого ни чего не делает как сам считает, не ворует, не убивает.
Вторая ступень, это  жизнь человека под законом Божьим. Когда какое-то поучение и наставление выше практической жизни. Вот надо в праздник пойти в храм, пойдём и поставим свечу, потому что так надо. Отдадим дань моде и не важно, что мы не знаем истории праздника и не знаем того кому поставили свечу, ео всё сделали по закону, как нас учили бабушки или как читали в газете и теперь самиутешаемся, что мы свой "долг" выполнили и будем ждать помощи от Бога за свою "заслугу".
Третья ступень самая высокая, это жизнь христианская. Не только в неделю 2 часа что-то исполнить по закону, но жить всю жизнь с мыслями о Боге и по христиански ежедневно молиться и творить милость ближнему.

Апостол Павел прошёл все три ступени, от гонителя христиан, до принятия христианства, через что он вернул себе зрение и в конце концов он не только жил по христиански каждую минуту жизни, но и  даже заслужив спасение своё, он себя постоянно чем-то ограничивал и делал это уже не ради себя, а ради тех, кого он привёл в христианство. Чтобы у новых христиан не было разочарования в нём, чтобы они видели в нём пример. Христиане должны показывать другим пример своей жизнью, хотя бы своим детям, если мы хотим чтобы они были христианами и  вели по христиански с Богом свою жизнь. Если у нас такого нет, значит мы "законники" и стоим только на второй ступени жизни.

Апостол Павел очень боялся потерять тех, кого он привёл в Церковь и потому своими ограничениями он подавал пример другим. Всё это, чтобы не дать повода укланиться христианам назад в иудейство или язычество. Ведь как часто бывает, вот священник если живёт не так как учит сам, то не пойдём ни к нему, ни вообще в Церковь. Пусть вначале сам живёт правильно! И апостол Павел в отличае от современных священнослужителей дорожил своей "праведностью" ради других. Хотя цель любого человека спасти СЕБЯ, а не кого-то и человек это часто забывает, считая, что в храм он ходит ради кого-то и даже , что именно он этим помогает храму и от него многое как бы зависит. А апостол Павел понимал, что вернувшись в язычество разочаровавшись христианством, человек прежде всего потеряет своё собственное спасение и апостол получив уже своё собственное спасение, заботился о других ибо как ранее сказал, только Церковь и священники должны заботится и отвечать о душах других, о тех кто под его духовном окормлением.

Апостолом Павлом при этом не руководила жажда обогощения Церкви или его земной славы, а только руководила ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ. Сравним опять сегодняшних священнослужителей, которые стараются подобно крестоносцам искоренить расколы и неугодных им "конкурентов". Разве это всё делается по любви к людям? При этом делая ставку на малограмотных в духовной жизни людей, которые искренне верят, что они от Бога, а все другие ХРИСТИАНЕ от Беса. И такими окольными путями ведут эти духовные "праведники" своих малограмотных бабок в Царство небесное!

Что же делает апостол Павел по отношению к слабым людям? Он заглядывает глубоко в душу человека, который перед ним, видит его слабости и потом в своём слове к нему, апостол убирает строгость и идёт на уступки порой  через самопожертвование, лишь бы была от этого польза его ближнему, собеседнику.

Однако у апостола Павла, это "приспособление" под других не безгранично. Он не разрешает всем спасаться так, как они сами этого хотят. И пример этому резкое обличие Павлом святого апостола Петра, который своими уступками иудеям в Антиохии мог совершенно погубить всё то дело, которое долгими усилиями там удалось сделать святому апостолу Павлу.  Пример этот читаем в послании Павла к Галатам во 2 главе 14 стихе :"

Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? "

Апостол Павел в послании к Римлянам в 14 главе 1 стихе учит: "Немощного в вере принимайте без споров о мнении их".  То есть , кто слаб в вере, принимайте его к себе тоже, но не для того, чтобы судить его соображения. Видим призыв терпимости к немощам маловерных людей.

Церковь должна вмещать в себя всех подлинных христиан, какими они не были бы. Даже у святых не получалось быть совершенными и каждый святой имел те или иные грехи в своей жизни. Если мы не можем принять тех людей, чьи взгляды отличаются от наших, значит мы низко стоим, значит мы природные люди первой ступени. Мы должны научиться не осуждать людей за их взгляды, если это не касается смертных грехов, когда нам навязывают что-то хорошее в идолослужении, блуде,  брани, отрицании Христа и т.д. Если мы христиане, мы не должны отторгать тех, у кого иное мнение в вопросах христианской доктрины.

Например в вопросе, позволено ли христианину вкушать мясо и пить вино, а этот вопрос уже обсуждался во времена земной жизни апостола Павла и единого мнения не было найдено.  Одни христианские конфессии считают, что поститься полезно, другие в посте видят ограничение христианской свободы и считают это недопустимым.  Апостол Павел учит, первых людей не осуждать тех, кто держится свободных воззрений, а других, сильных духом, быть снисходительным к людям с иным мировозрением. Сегодня можем высказывать такое мнение о компьютере и телевизоре, дозволительно ли нам, христианам увлекаться этим. Будем помнить, что Господь один для всех. Как сказал один батюшка :"Интернет, дан нам не от беса, а от прогресса, но путь прогресса нас часто приводит к бесу". Однако и через интернет и телевидение можно получить много полезного для дущи, если этот прогресс правильно использовать в свою пользу, а не во вред себе. Человек с добрыми намерениями может быть полезен в любом месте и любом обществе, если хоть кому-то одному в том обществе от этого присуствия будет духовная польза.

А именно потому апостол Павел и говорит " Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых"
. Сильные должны пожалеть духовно слабых, помня , что и слабые духом тоже  искуплены Господом, дорогою ценой Его смерти на кресте. И мы все составляем единое Царство Христово.

Кроме того, апостол Павел, называет себя человеком духом сильным и в послании к Римляном уже в 15 главе 1 стихе говорит : "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, а не себе угождать" И вот тут уже слово ДОЛЖНЫ уже не просто побуждает нас, а обязывает нас быть милосердными к слабым духом.

А потому христианин должен уметь ЩАДИТЬ людей со слабостью, а НЕ СУДИТЬ и не осуждать таковых.

о.Филарет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author