filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Ровно 375 лет назад Патриарх Никон оставил Московскую кафедру и покинул Москву

http://patriarhy.narod.ru/b_1235031399_11020f.jpg

1658 год. 20 июля   патриарх Никон оставляет кафедру и уезжает в Воскресенский монастырь


В 21-й день января 1658 г., за всенощной в Успенском Кремлёвском соборе, Патриарх Никон приказал "Аллилуия" петь не два , а три раза   и прибавлять: "Слава тебе, Боже". Старец Григорий Неронов, который через покаяние вернулся в Церковь из староверского раскола, бывший тут же, стал укорять Никона и говорить, что преподобный Евфросин Псковский был у Вселенских патриархов, спрашивал о вещи сей, и заповедал петь аллилуйю только дважды. Никон назвал сказание о Евфросине ложным. Но Старец Григорий не успокоился. Он упросил успенского протопопа (протоиерея) с братиею, чтоб аллилуйю в соборной церкви пели два, а не три раза. Те послушали старца, говорили аллилуйю на крилосах по дважды, а в третье: "Слава тебе, Боже". Патриарх же ничего им за это не сказал; только при чтении Псалтиря поддьяк троил аллилуйю по указанию патриарха. Во все дни старец приходил в соборную церковь, и аллилуйю на клиросах протопоп с братиею говорили по дважды до самого отъезда старца из Москвы. Патриарх же во все дни посылал щедрые угощения   старцу и, отпуская его в  его обитель, дал ему приличную милостыню . Таким дозволением двоить, а не троить аллилуйю даже в Патриаршьем Успенском соборе Московского Кремля по желанию старца Григория, после того как он присоединился к Церкви из раскола и покорился церковной власти, Патриарх Никон еще раз показал, что готов разрешить своим противникам употребление и так называемых ими старых обрядов, если только эти противники будут в единоверии с Церковию и в покорности ее богоучрежденной иерархии. Никон и Неронов виделись и простились теперь в последний раз: в начале мая старец Григорий Неронов был уже в своей пустыни, а 10 июля того же 1658 г. Никон оставил патриаршую кафедру, удалившись в Воскресенский монастырь, и деятельность Никона по исправлению церковных книг и обрядов навсегда окончилась.

Тут заметим о самой личности старца Григория Неронова. Он был не просто старцем, а имел высокий сан архимандрита, настоятеля Свято-Троицкого Переславского монастыря в Преславле Залесском. В этом монастыре он и скончался спустя 12 лет после последней встречи с Патриархом Никаном, (в возрасте 79 лет). Архимандрит Григорий принял монашество уже в 65 летнем возрасте, но и до этого он имел сан и служил протоиереем в белом духовенстве как Иоанн Миронович Неронов. Он был большим противником реформ Патриарха Никона, писал на Патриарха доносы лично Царю Алексею Михайловичу и являлся другом протопопа Аввакума

Родился  старец Григорий в 1591 году. Отец его был крестьянин по имени Мирон, а попросту Нерон. При крещении получил имя Гавриил, ( хотя родители его назвали Иоанном ).   В юношеском возрасте Иоанн оставил семью, ушёл в Вологду и далее в Устюг. Здесь он выучился читать.

Странствуя далее, Иоанн пришёл в город Юрьевец в село Никольское, где поселился у священника и стал изучать церковный устав. Женился на дочери священника Евдокии и вошёл в семью и окружение священников. Но вскоре "поссорившись с греховными священниками", Иоанн убежал из села в Троице-Сергиеву лавру в Сергиев Пасад. Здесь принял сан диакона, а через год (приблизительно в 34 года)  был поставлен во священника и вернулся в село Никольское к жене уже сам в сане.

Взяв жену, он перешёл в село Лысково викарным священником, а затем в Нижний Новгород. Здесь поселился при запустелой церкви и начал служить в ней, прославился проповедями и борьбой со скоморохами. Воевода Фёдор Шереметьев привлёк Неронова к суду, как виновника смятений общества, и посадил в тюрьму. Желая получить известность в глазах царя и патриарха, Неронов старался проповедовать своё мнение на Москве, за что был сослан его в Корельский монастырь.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Korelski.jpg/640px-Korelski.jpg

Здесь он снова стал обличать игумена и монахов.  В то же время он стал в изгнании исцелять людей молитвами и популярность его росла в народе. Сотворяя чудеса и избегая смерти от коварных врагов, получил прощение от государственных  властей и вернулся в Нижний Новгород.

В это время царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев упросили царя Алексея Михайловича утвердить в церквах единогласное пение вместо многогласного. Для воплощения реформы Неронова в 1640 году вызвали в столицу и сделали протопопом при церкви Казанской Богородицы на Красной площади.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/52/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_1882.jpg/361px-%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_1882.jpg

Пять лет Иоанн Неронов проповедовал здесь, принимал странников и больных.

Тем временем в Москве набирала силу реформа патриарха Никона. Неронов имел разногласия с Никоном, за что по решению собора 1 августа 1563 года был сослан в Новоспасский монастырь, потом в Симонов и в Спасо-Каменный.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/Novospassky_Monastery.jpg/640px-Novospassky_Monastery.jpg
Новоспасский монастырь

Тут его приняли как гонимого за Господа и Церковь  страдальца и предоставили удобную жизнь. Впрочем, и здесь Иоанн придирался к монахам, почему скоро надоел всей братии. Он продолжает писать челобитные царю и на всех жаловаться. По жалобе насельников монастыря Неронова сослали в Кандалакшский монастырь (ныне уже не существующий), под крепкий затвор.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Spaso-Kamenny_Monastery_2013.jpg/640px-Spaso-Kamenny_Monastery_2013.jpg
Спасо-Каменный монастырь

По словам протопопа Аввакума, Григорий Неронов в это время был главой всего Церковного раскола противопоставляя себя Патриарху Никону.

10 августа 1655 года — Неронов решился на побег и уплыл в Соловецкий монастырь.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/46/Solovki_sv._ozera.jpg/640px-Solovki_sv._ozera.jpg

Архимандрит Илия, знавший Неронова и сам державшийся раскола, дал ему отдохнуть и снабдил припасами для пути в Москву. Дорога лежала через Архангельск и Переславль. Тут Неронов остановился в Данилове монастыре у архимандрита Тихона и жил тайно.

Боясь предстать перед патриархом в облике расколоучителя, Иоанн принимает постриг. В иноческом чине Неронов прибыл в Москву, где жил тайно, рассылал письма и проповедовал старообрядческий раскол.

1656 год — церковный собор в Москве постановил отлучить Неронова от Православной церкви. Вот тогда через год  после отлучения, Неронов открыл место своего пребывание, сам приехал в Москву к Патриарху Никону, принёс покаяние и вернулся в лоно Православной церкви поклявшись в послушании Патриарху Никону.

Впрочем, как только старец Григорий  узнал, что Патриарх Никон покинул кафедру, он тут же вновь объявил себя старовером и ушёл в раскол, за что его вновь подвергли ссылки в Иосифо-Волоцкий монастырь .


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/Joseph-Volokolamsk_Monastery_58.jpg/606px-Joseph-Volokolamsk_Monastery_58.jpg

31 августа 1666 года — собор отлучил Неронова от священства и отдал под строгий надзор, как опасного преступника.

Теперь "Старцу" стало ясно, что даже без патриарха Никона другие епископы не допустят его дерзостей  . В это же  время для суда над Никоном прибыли Александрийский и Антиохийский патриархи. На суде, где патриархи разбирали дело Неронова, он вновь покаялся и в очередной раз  вернулся ко Православию.

В Данилове монастыре города Преславль Залесский в это время не было настоятеля. Упросив братию отпустить его служить там.

2 октября 1669 года Неронов сделан архимандритом  Свято-Троицкого Переславского монастыря в Преславле Залесском.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Pn-danilov-monastery-1994-01.jpg/640px-Pn-danilov-monastery-1994-01.jpg

Управление его монастырём было образцовым, он служил и проповедовал каждый день. После литургии всем, бывшим в обители, давал обед. Архимандрит продолжал придирчиво следить за церковной службой. На шестое воскресенье после Пасхи он был в церкви Введения Пресвятой Богородицы в Рыбной слободе, стал делать свои замечания, но прихожане, помня его ссылку, просто выгнали Неронова из церкви.

Архимандрит Григорий Неронов умер 2 января 1670 года, имея 79 лет от роду, и погребён в паперти соборной церкви Данилова монастыря в Пераславле Залесском.

Что же надо сказать о всей этой деятельности и отношениях Патриарха Никона с архимандритом Григорием.

Патриарх Никон не затевал ничего нового, когда решился приступить к исправлению церковных книг: исправление этих книг совершалось у   и прежде, во время печатания их, при каждом из бывших патриархов. Никон хотел только исправить книги лучше, чем исправлялись они прежде. Прежде книги правились по одним славянским спискам, которые теми или другими справщиками признаваемы были "добрыми". Патриарх Никон пожелал исправить наши церковные книги не по одним славянским, но и по греческим спискам, и притом по спискам, славянским и греческим, древним, чтобы очистить эти книги от всех погрешностей, прибавок и новшеств, какие вкрались в них с течением времени, особенно в два последние столетия, и для многих уже не казались новшествами, чтобы восстановить у нас богослужение в том самом виде, в каком существовало оно в древней Церкви, Русской и Греческой, чтобы привести нашу Церковь в полное согласие с Греческою и вообще со всею Восточною православною, даже по церковным обрядам. И за такое исправление книг Патриарх Никон принялся не по прихоти или злонамеренности, а по настоятельной нужде. Его укоряли иерархи, приходившие к нам с Востока, в разных отступлениях нашей Церкви от Греческой, каким особенно казалось им двуперстие в крестном знамении. Он сам лично убедился вскоре по восшествии на патриаршую кафедру, что такие отступления действительно встречаются в наших печатных книгах и даже в Символе веры. Он знал, какую важность приписывали некоторым из этих отступлений греки, как признали они еретическими и сожгли на Афоне московские книги, в которых было напечатано учение о двуперстии для крестного знамения. Необходимо было устранить все этого рода несогласия нашей Церкви с Греческою, чтобы они не повели к серьезным столкновениям и даже к разрыву между обеими Церквами.

И Патриарх Никон начал свое великое дело - исправление наших церковных книг, но не сам собою, а по решению и указаниям двух Соборов, Московского и Константинопольского. Патриах Никон исправил книгу Служебник, но не прежде напечатал, как подвергнув ее тщательному рассмотрению целого Собора. Напечатал книгу "Скрижаль", но не выпускал ее в свет, пока она не была вся пересмотрена и одобрена Собором. Приготовил к печатанию книгу Требник и до напечатания подверг ее также внимательному обсуждению на Соборе. Патриарх Никон изрек анафему на непокорных староверов, не повиновавшихся Церкви в сложении перстов для крестного знамения, но изрек не один, а вместе с Собором русских архиереев и уже после того, как на этих непокорных изрекли анафему известные восточные иерархи. Никон предал анафеме Неронова и его единомысленников, сопротивлявшихся церковной власти, но предал с согласия всего Собора, на котором находились и Восточные святители, в том числе Антиохийский патриарх, и следуя наставлению Цареградского патриарха и Собора относительно Неронова.

Выходит, что вся деятельность Никона по исправлению церковных книг и обрядов совершалась не им единолично, а с согласия, с одобрения и при живом участии представителей не только русского, но и восточного духовенства и всей Церкви.

На Никона нападали, что он был крайне строг к своим противникам. Но он мог быть слишком строгим и даже несправедливым, мог иметь и другие недостатки, мог вредить своею горячностию успехам своего дела, а самое дело исправления церковных книг тем не менее оставалось чистым, законным и святым, не говорим уже, что строгие и суровые наказания вообще были в духе того времени и что противники Никона по своей дерзости против него заслуживали такой строгости, что мы и видим из деяний одного только старца архимандрита Григория Неронова.

Патриарх Никон пережил Неронова на 11 лет и умер через 23 года под Ярославлем  после описываемых событий..

Оставляя Московскую кафедру Никон не переставал оставаться законным Патриархом живя в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Лишён Патриаршества и извержен из сана Патриарх Никон был только в 1666 году, это спустя 8 лет после того как он покинул Московскую кафедру. А значит в общей сложности Патриарх Никон возглавлял Церковь 14 лет и большую часть лет удалясь из Москвы.

Новый Русский Царь, Фёдор Алексеевич сочувствовал патриарху Никону и есть исторические сведения, что Царь встречался с ныне святым епископом Симеоном Полоцким и речь шла о
плане по созданию на территории Российского царства четырёх Патриархий с четырмя патриархами и Православного Папского Престола над Русскими Патриархами и это место Православного Папы Всея Руси уготавливалось Никону .

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/80/Novoierusalimsky_monastyr_1.jpg/640px-Novoierusalimsky_monastyr_1.jpg
Но Никон к тому времени уже был тяжело болен и он просил только разрешить ему вернуться жить в его любимый Ново-Иерусалимский монастырь и получив разрешение он умер по дороге в этот монастырь. 

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха.

http://www.orthedu.ru/uploads/posts/2010-06/1275977587_30250_58fa8689c2_max.jpg
Могила патриарха Никона

Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Царь Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17‑ю кафизму и неоднократно целовалруку покойного Никона .

В 1682 году Царь Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима   , исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто. Патриарх Иоаким отказался отпевать и поминать Никона как патриарха
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author