filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Почему у православных праздник называется Успение Богородицы, а у католиков Вознесение Богородицы?

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Tizian_041.jpg/261px-Tizian_041.jpg

Латинское название праздника Успения Богородицы звучит дословно с латыни как  "Торжество Взятия в небесную славу Пресвятой Девы Марии"

Однако надо признать, что в Папской книге  "Liber Pontifiсalis" написано греческое название праздника "Успение".

Только в 740 году от Рождества Христова в Евангелиарии "Успение" заменено другими словами " Sollemnita de pausatione sanctae Mariae", что дословно переводиться : "Торжество Отдохновения Святой Марии".

Такое название связано с тем, что 15 августа был освещён храм Девы Марии, который распологался по дороге из Иерусалима в Вифлием. Этот храм построила  римлянка по имени Икелия, на том самом месте, где Богородица имела остановку "отдохновение" по пути в Вифлеем, где ей надлежало родить Иисуса Христа.

Именно этот западный праздник Отдохновение Святой Марии и заслонил собой  более ранний праздник с греческим названием "Успение". Но постепенно Западная Церковь предала празднику "Отдохновение" другое значение, как Праздник Возвращения Девы Марии в родную небесную обитель. И этот праздник уже назывался  "Праздник Кончины-Успения Девы Марии". Именно в таком своём качестве праздник  и был введён в Византийскую Империю императором Маврикием в конце 6 века.

В Западной Церкви, этот праздник стал праздноваться чуть позже, в 7 веке, но в 8 веке Папа Римский Адриан Первый изменил название праздника на "Принятие Марии на небо". Здесь надо подчеркнуть, что изменения в названии праздника ни как не было связано с разногласиями Запада и Востока. Наоборот, Папа Адриан Первый стремился найти полное согласие с Византией и ему даже на какое-то время удалось Восток и Запад вновь соединить во единую Церковь.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Pope_Sergius_I.jpg/330px-Pope_Sergius_I.jpg


Наибольшие торжества Западному празднику "Принятия Марии на небо" предал в конце 7 века Папа Римский Сергий Первый. Папа Сергий Первый был сириец из Александрии. У него были большие расхождения с Востоком, но он многое сделал для  украшения храмов и богослужений в Западной Церкви. Вот и в праздник "Принятия Марии на небо" отдал распоряжение совершать праздничную процессию к храму "Санта-Мария Маджоре". Причём эта процессия (крестный ход) должен был совершаться ночью с факелами из Латеранской Базилики, которая считалась главная в Риме, далее процессия следовала на Форум (главную   античную площадь Рима) и уже с Форума процессия следовала в храм "Санта-Мария Маджоре", где утром и проходила главная в Риме папская месса праздника  "Принятие Марии на небо".

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/Santa_maria_maggiore_051218-01.JPG/568px-Santa_maria_maggiore_051218-01.JPG

Причём, во главе этой прцессии несли икону Нерукотворного образа Иисуса Христа, а на встречу из собора "Санта-Мария Маджоре" выносили икону Девы Марии с названием  "Salus populi Romani", что в переводе "Спасение римского народа". Перед этой иконой Папа и совершал мессу.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке — маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.



File:Virgin salus populi romani.jpg

С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605–1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606–1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана   по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/El_Greco_050.jpg/357px-El_Greco_050.jpg


В 16 веке Папа Римский Пий Пятый все эти праздничные пышные торжества своим благословением отменил. Он настаивал на дисциплине и аскетизме священников и был противником пышных торжеств. Будучи избран папой, Гислиери оставался суровым человеком, аскетом, требующим от себя и от других соблюдения многих запретов. Говорили, что он хотел весь Рим превратить в один большой монастырь. Инквизиция безоговорочно приводила в исполнение соборные постановления, изгоняя епископов-карьеристов, бродячих монахов и неповоротливых приходских священников. Пий V никогда не смягчал приговоров церковных судов, разрешал пытки и тяжкие наказания.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Roma-Santa_Maria_Maggiore01.jpg/640px-Roma-Santa_Maria_Maggiore01.jpg

Нетленные мощи Пия Пятого открыто лежат в стеклянной гробнице в храме "Санта-Мария Маджоре".

Очень интересное событие произошло в 1950 году. Папа Римский Пий Двенадцатый написал энциклику "Munificentissimus Deus" от 1 ноября 1950 года и там установил догмат "assumptio", о телесном взятии Девы Марии на небо.
Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/Murillo_immaculate_conception.jpg/327px-Murillo_immaculate_conception.jpg


Зачем нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять, ведь историю праздника знали все в Церкви  и до 1950 года и ни кто не сомневался  в восшествии на небо Девы Марии и кроме того средневековые художники писали иконы для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил всё это утвердить своей подписью!  С этого времени (1950 год), праздник получил новый статус ,  как  Вознесение на небо Девы Марии

Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной.

Ни Успение, ни Вознесение Богородицы не являются догматами для Православных Церквей, хотя византийская Церковь как минимум с 6 века отмечала этот день, а дата 15 августа  (28 августа) была установлена, по-видимому, императором Маврикием, у которого папа Сергий просто перенял праздник.



http://glavnoe.ua/UserFiles/Image2012/1949(2).jpg


В 1950-1951 годы по распоряжению римского Папы Пия Двенадцатого, были написаны и новые тексты богослужения. Ещё раз пересмотр богослужения этого праздника был пересмотрен в 1970 году, но в значительной степени богослужебные тексты 1950 года были сохранены.

На рубеже первого и второго тысячелетия Римская Церковь постановила в День этого праздника в храмах освещать лечебные травы.


В Канонических текстах Библии, признаваемых всеми основными направлениями христианства, о Вознесении Марии не упоминается. Интересно то, что для христианских конфессий нет единой даты празднования Успения Богородицы.

Православные празднуют Успение Богородицы - 28 августа.
Католики, вознесения Девы Марии - 15 августа
В Галликанской литургии во Франции, Вознесения Девы Марии празднуют - 18 января.
Копты празднуют праздник
«Взятие Богородицы в Небесную славу» - 22 августа.
В средневековой Баварии Вознесения Девы Марии отмечалось 13 сентября
.


В 15 странах мира, праздник Успения (или Вознесения Девы Марии) считается государственным праздником и выходным днём. Это католические  страны: Австрия, Бельгия, Бурунди, Германия, Гвинея, Испания, Италия, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Словения и Франция.
А так же православные страны: Греция и Грузия.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author