filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Анчисхатский нерукотворный образ Спасителя


В Сирии, в городе Эдессе, заболел неизлечимой болезнью правитель Авгарь. Царь Авгарь написал письмо Иисусу, в котором просил излечения от болезни и предложил преследуемому евреями Иисусу свой город для жительства. Он передал письмо в Иерусалим через известного художника Анания, и попросил нарисовать его Христа. Художник очень старался, но так и не смог изобразить преисполненное необычайной благодатью лицо Христа.  Тогда  Иисус взял у художника полотно и приложил его к своему лицу. На полотне чудесным образом отобразилось лицо Спасителя. Радостный художник вместе с апостолом  Тадеозом отправился в Эдессу.

Авгар в течение 6 лет был прикован к постели, но едва прикоснувшись к иконе, сразу же исцелился . Он распорядился прикрепить полотно с Нерукотворным образом Христа к доске и поместил в нишу над городскими воротами, там, где раньше стоял идол, чтобы все могли преклоняться перед святыней. Позже ниша с иконой и зажженной перед ней лампадой была заделана глиняными плитами и кирпичом.

Через много лет, в 545 году персидский царь осадил Эдессу. Как раз в это время епископу Евлалию было знамение свыше – перед ним предстала Богоматерь и велела достать икону из замурованной ниши. Епископ приказал разрушить стену. Перед иконой по-прежнему горела свеча, а на глиняную плиту перешло лицо Спасителя. После молитвы перед иконой, в лагере врага начались раздоры, и персы вынуждены были отступить.

В 630 году Эдесса была завоевана арабами. Они не запрещали поклоняться нерукотворной иконе, слава о которой распространилась по всему Востоку.

В 944 году икона с большими почестями была перенесена в Константинополь. В 1204 году Константинополь был взят крестоносцами. В целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому Нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спаса Нерукотворного в XII веке было создано златовоятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамары. Позже, XIV и XVII веках, икону поместили в складень, ставки которого были украшены чеканными сценами.

Когда турки начали войну с Грузией, икона в целях безопасности, была перенесена в деревню Чала, в семью Иоатама Амилахвари. Затем, в XVII веке она была помещена в тбилисский храм святой Богородицы. При советской власти в Грузии икона была перенесена в Музей искусств, где она и по сей день хранится в Золотом фонде Национального Музея Грузии.

http://geo.navigator.az/userfiles/%D0%91%D0%90%D0%97%D0%98%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%90%D0%9D%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%A5%D0%90%D0%A2%D0%98.jpg

Церковь Рождества Девы Марии, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Она принадлежит Грузинской православной церкви и датируется VI веком.. Возведение этого священного храма началась вскоре после того, как столица Грузии была перенесена из Мцхеты в Тбилиси в царствование преемника Вахтанга I Горгасала - Дачи Уджармели.

Базилика Анчисхати имеет и ещё одно название – церковь Рождества Девы Марии. Но не случайно было выбрано и название Анчисхати. Слово «анчисхати» в переводе с грузинского означает «Анчийская икона». Однако это название базилика получила намного позднее после своего строительства – только в 1675 году. И здесь опять же не обошлось без воин.

http://st0.iknow.travel.s3-eu-west-1.amazonaws.com/img/large/51a61676abee83e272000074.jpg

Когда-то в Грузии существовало Тао-Кларджетское княжество, на территории которого находился Анчийский кафедральный собор. И была в том соборе очень дорогая и любимая народом икона "Анчийский Спас" - Нерукотворный Образ Спасителя. Когда на Тао-Кларджетское княжество напала османская империя, то его жители первым делом задумали спрятать дорогую для их сердец и душ икону. И для этого просто идеально подходила церковь Рождества Девы Марии. Вот таким образом та старинная базилика и обрела своё другое название – Анчисхати.

http://video.ambebi.ge/files-1/palitratv/foto/axaliambebi/sazogadoeba2/patriarqi-anchisxattan.jpg

Как из древних источников, так и из дошедших до наших дней преданий известно, что это изображение является отпечатком черт Самого Иисуса Христа, приложившего полотно у Лику Своему и отославшего ткань для исцеления царя Эдесского.

Часть православных верующих несколько лет назад объединилась в религиозное движения по возвращению «заточённой в музее иконы» в древнейший тбилисский храм Анчисхати. На протяжении целого ряда лет они несут круглосуточную вахту у входа в Национальный музей, где разместили список Анчисхати. В 1996 г. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил Обращение с просьбой о возвращении «Нерукотворной Анчийской Иконы» к тогдашнему главе государства Эдуарду Шеварднадзе и руководству Национального музея. Результата это обращение не возымело.

В интервью газете «Версия» хранитель сокровищницы Национального музея Грузии Елена Кавлелишвили заявила, что, согласно международным нормам, Анчийская икона должна храниться в музее, в специально созданных условиях. По её словам, подобные древности, какой бы святостью они ни обладали, в соответствии с принятыми в мире нормами, нуждаются в особом наблюдении и внимании. Она отметила, что в 1938 г. «Анчисхати» была передана Национальному музею по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Калистрата Цинцадзе.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/968/90968664_pic_chas_trip2.jpg

Тот факт, что Католикос-Патриарх Илия II периодически посещает музей и возносит молитвы у иконы, говорит о его отношении к данной проблеме. Если вынести икону из специального хранилища, будут нарушены международные законы. Идея о перемещении «Анчисхати» из музея в храм возникла не по воле Грузинской Церкви, это - желание группы объединившихся в организацию людей. Разве мы, работники музея, являемся безбожниками?!

Во всём мире главной проблемой музейных экспонатов является их возраст. «Анчисхати» нельзя даже чуточку сдвинуть с места, ведь этой иконе 2000 лет, она может распасться. Но в музейных условиях процесс губительного влияния времени можно приостановить. При перемещении икона просто разрушится.

По мнению Елены Кавлелишвили, в Грузии есть немало списков «Анчисхати», а список приравнивается к подлиннику. Сама же икона и из музейных глубин осеняет Грузию благодатью.

Одной из причин необходимости возвращения иконы в лоно Церкви называют пророчество почитаемого монаха Габриэла, преставившегося несколько лет назад. Передают его слова, что возрождения Грузии не будет до той поры, пока народ не вернёт Анчисхати Церкви...

Это кем-то сочинённые слова. Если бы монах Габриэл их произнёс, то и сотрудникам музея они бы стали известны, потому что монах Габриэл не раз гостил   в Национальном музее. Хранительница музея знакома с несколькими духовными детьми монаха Габриэла, и они тоже не скрывают удивления по этому поводу. Вообще не понятно, что за люди постоянно находятся у входа в музей и требуют отдать Церкви икону. Но требование о возвращении иконы в храм является выражением их личного мнения. А молельню на открытом воздухе они там устроили противозаконно.

Корреспондент «Версии» посетил молельню «Собрания благословляющих Анчисхати», устроенную у входа в Национальный музей. Как сообщил руководитель Собрания Заза Нанобашвили, с 2008 г., когда была устроена эта молельня, члены организации ведут борьбу за возвращение Анчисхати в лоно Грузинской Церкви.

«Результата не видно, но мы не теряем надежды, что икона скоро вернётся на полагаемое ей место. Что касается клеветнических заявлений г-жи Елены Кавлелишвили, мы не устраивали молельню самопроизвольно. На это у нас есть благословение Патриарха. К нам приходят духовные лица и проводят здесь богослужения. Г-жа Елена встревожена тем, что мы собираемся поставить перед  правительством вопрос о возвращении Анчисхати. Мы не требуем установить её у себя дома, мы требуем возвратить Анчисхати грузинскому народу. Миф о невозможности перемещения иконы исходит от атеистически настроенных людей. Я изучил состояние иконы досконально, и заявляю, что и в храмовых условиях можно обеспечить защиту и соответствующие условия для сохранности иконы. Что касается пророчества монаха Габриэла, его слова были озвучены матушкой Прасковьей, и выражение сомнения в их подлинности - ещё одно доказательство безверия хранительницы сокровищницы», - заявил Заза Нанобашвили.

http://cdn1.iknow.travel/photo/gallery/51a61674b6dab6f73c000065_720x400.jpg


Сама Анчисхатская базилика за время своего существования несколько раз разрушалась врагами и снова отстраивалась. Особенно сильно Анчисхати пострадала при боевых действиях с турками и персами. Последние самые большие восстановительные работы производились в XVII в. Однако каждое такое строительство изменяло базилику практически до неузнаваемости. Над ней строились дополнительные своды, поднимались полы, перестраивались и сами стены. Со временем изменился и весь облик Анчисхати.

А в советские времена здесь долгие годы располагался музей изделий кустарей, а чуть позже музей сменила художественная мастерская. Всё это невероятно плохо сказалось на облике самой базилики, к тому же она практически потеряла своё святое предназначение.

Только в 1958 году здесь начались длительные и кропотливые реставрационные работы под руководством архитектора Р. Гвердцители. И спустя почти 6 лет базилике, наконец, вернули её первоначальный вид. Тот самый вид, который был у Анчисхати в XVII столетии.

http://cpsat.supersphera.com/img/images002/image_r69OP8R3ohG2gqMZK60gV07v.jpg

Сегодня церковь Анчисхати – это трёхнефовая базилика. Само слово «базилика» пришло в архитектуру из греческого языка и означает оно «царский дом». Именно такой царский дом и был выстроен под руководством древних архитекторов и сегодня представляет собой значительный памятник раннехристианской архитектуры.

Само здание когда-то было сооружено из больших блоков туфа жёлтого цвета, а вот во время всех реставрационных работ использовался обычный кирпич. Базилика по плану имеет 3 выхода, но сегодня действует только выход с западной стороны здания.

После последней реставрации Анчисхати снова стала действующей и сегодня здесь, как и в давние времена, проводятся службы. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

  • НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА

    Немецкая овчарка была получена в результате селекции и скрещивания некоторых разновидностей гуртовых собак Центральной и Южной Германии.…

Comments for this post were disabled by the author