filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Никон (Беляев). Последний Оптинский старец

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Nicon_of_Optina.jpg/375px-Nicon_of_Optina.jpg

Николай Митрофанович Беляев родился в Москве, в благочестивой купеческой семье; особым благочестием отличался его дед, Лаврентий Иванович Швецов, бывший церковным старостой в кремлёвском храме Святых Константина и Елены.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Church_elena_and_konstantin_in_kremlin.gif/420px-Church_elena_and_konstantin_in_kremlin.gif

Храм, старостой в котором был дедушка последнего оптинского старца, был разрушен большевиками в 1928 году. Ныне чудотворная икона "Нечаянная радость" с этого храма находится в храме Ильи в Обыденном переулке.

Дед Николая по матери, Лаврентий Иванович Швецов, был круглым сиротой. Его подобрал на улице некий небольшого достатка купец и определил работать в своей лавке на Балчуге в Москве. Купец был человеком одиноким и, видя исключительную религиозность и добросовестность Лаврентия, завещал ему свою торговлю. Дела у Лаврентия Ивановича пошли успешно, и в конце концов он стал владельцем трех лавок.

Отец Николая, Митрофан Николаевич Беляев был выходцем из крестьян Воронежской губерни. Всего в семье было восемь детей; Николай был четвёртым. В пятилетнем возрасте он серьёзно заболел, был при смерти, но выздоровел. Мать вымолила уже бездыханного сына у Святителя Николая.

Мать его, Вера Лаврентьевна , отмечала исключительное терпение Николая по сравнению с братьями. Вера Лаврентьевна Швецова родилась в Москве, получила хорошее образование в гимназии, читала по-немецки и по-французски, была знакома с братьями Антоном и компазитором-пионистом Николаем Рубинштейн; вышла замуж в 31 год за вдовца, у которого было две дочери, Екатерина и Анна.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/26/Great_Ascension_Church_Nikitskie_Gates_Moscow.jpg/413px-Great_Ascension_Church_Nikitskie_Gates_Moscow.jpg
Венчались родители оптинского старца в той же церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, где венчался и  поэт,  А. С. Пушкин.

В 1902 году умерли дедушка и бабушка, в 1904 году — его отец, Митрофан Николаевич. В это время он учился в московской гимназии и прислуживал в церкви «Всех Скорбящих Радости», что на Ордынке.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/Church_of_the_Theotokos_Joy_of_All_Who_Sorrow_in_Ordynka_03.jpg/640px-Church_of_the_Theotokos_Joy_of_All_Who_Sorrow_in_Ordynka_03.jpg

Окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Московского университета, но проучился там мало. Будучи студентом, Николай посещает постоянно Казанский собор у Красной площади. .

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a5/Kazan_Cathedral_in_Red_Square.jpg/640px-Kazan_Cathedral_in_Red_Square.jpg

Вместе с ним собор посещал и его брат Иван, который был на два года млаже Николая. Так и задумали братья Николай и Иван принять монашество и удалиться в монастырь. Николаю в то время было 19 лет, а Ивану 17.
http://optina-msk.ru/images/stories/events/novosti/july/nikon4.jpg

В какой именно монастырь уйти, братья бросили жребий и им выпала Оптина Пустынь. Мать не возражала и благословила сыновей в монастырь. Однако архимандрит монастыря  таких молодых ребят принял не сразу и даже отправил домой на 8 месяцев подумать лучше о своём выборе.

В конце декабря братья окончательно приехали в монастырь, поступив в Иоанно-Предтеченский Скит. Николая благословили выполнять послушание помощника библиотекаря. Через пол года стал и секретарём старца Варсанофия.
http://soulearth.ru/images/image27319924.jpg
8 лет Николай жил в Оптине послушником, в 27 летнем возрасте его постригли в монахи с именем Никон. Ещё через год посвещают в дьяконы, а в 29 лет в священники. Сан священника Никон принял 3 ноября 1917 года и тут же случилась Революция.

Новые власти  закрыли Оптину пустынь. После закрытия монастыря в 1918 году Никон ревностно трудился, делая всё, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В 1919 году Оптинский монастырь был преобразован в племхоз, вместо которого очень скоро появился музей, в введении которого были все монастырские постройки; при музее был устроен кожевенный завод и деревообрабатывающие мастерские, в которых трудились около тридцати монахов и послушников; в мае 1919 года Никон был временно назначен заведующим этим музеем.

http://www.optina-pustin.ru/images/Nikon5.jpg

Первый раз Никона арестовали 17 сентября 1919 года; из Козельской тюрьмы он писал матери, что арестовали его только за то, что он — монах и за то, что трудился для обители . В марте 1920 года снова была арестована группа священнослужителей, монахов и мирян, имевших отношение к Оптиной Пустыни, в их числе и Никон.

Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; настоятель монастыря, Исаакий, отслужив последнюю литургию в Казанском храме, благословил Никона принимать на исповедь множество народа, продолжавшего по-прежнему ехать в Оптину пустынь. Так преподобный Никон стал последним Оптинским старцем.

http://img-b.photosight.ru/914/4522012_thumb.jpg

В 1924 году власти изгнали 36 летнего старца из монастыря и он переехал в город Козельск и служил там в Успенском храме.

В июне 1927 года его в очередной раз арестовали. Три года провёл он в лагере «Кемьперпункт». 23 мая 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ без проведения нового следствия приговорило старца Никона к трём годам ссылки в Северный край — он был отправлен в Пинегу Архангельской области и поселился в находящейся в нескольких километрах от Пинеги деревне Воепала. Перед отправкой в эту ссылку у старца выявили тяжёлый случай туберкулёза и он мог просить о перемене места ссылки. Однако всё привыкше делать по благословению, он не получил благословения "противится Божьей воли" от отца Агапия сосланного вместе с ним и поехал на явную смерть.

http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/20755789.jpg
В деревне Воепала его приютила одна женщина, однако от больного старца она потребовала высокой платы и помогать ей по хозяйству в доме. Когда от непосильного труда  42 летний старец уже не мог встать с постели, то хозяйка выгнала его из дома.

  В Лазареву субботу, 22 марта 1931 года, живший в соседней деревне Козловка ссыльный оптинский монах Петр (Драчев),  больного туберкулёзом старца Никона  перевёз  к себе и ухаживал за ним в последние дни жизни старца. Стариц Никон ежедневно причащался.


http://www.nsad.ru/pic/2012-11-17-pstgu-11.jpg

8 июля 1931 года Никон скончался 43-х лет отроду. Погребён был на кладбище села Валдокурье под Пинегой  . В 1930-е годы могила иеромонаха Никона была осквернена, поэтому его духовные чада совершили перезахоронение и лишь немногие знали, где находились его мощи.


http://gic1.mycdn.me/getImage?photoId=606952129325&photoType=24
ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА НИКОНА.

Пусть Ваше молитвенное правило будет небольшое, но исполняемое внимательно и постоянно.

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. “В мире скорбны будете”. И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. “Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение”. Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

  Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

“Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

 Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

 Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

 Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

  Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

 Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему.

   Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

   Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Надо думать, что только этот день дан в наше распоряжение. Нельзя надеятся на завтрашний день. Каждому грешнику после покаяния обещено спасение, но ни кому не обещен завтрашний день.

Прежде чем у Господа просить прощение, надобно самим простить.

Остерегайтесь шуток и неосторожных слов и не начинайте в храме говорить сами, если вы ни кем не спрошены.

Для меня не важно когда придёт антихрист, главное, чтобы совесть была чиста, надо держаться веры православной, заповеди исполнять, надо жизнь проводить нравственную, чтобы всегда быть к этому готовым. Надо пользоваться сейчас настоящим временем для исправления и покаяния.

Хлеба и зрелищ - вот это опасно!

Я вообще против Высшего образования. Редкая женщина получив высшее образование устоит в благочестии. С Высшем образованием редко люди верующими остаются, даже лица из Духовной Академии.

Постарайтесь, детки. Чтобы мои убогие труды ради спасения душ ваших не пропали даром.

Старайтесь не оставаться ни одного дня без молитвы.  Если оставите молитву, то незаметно дойдёте до такого состояния, что даже при желании молиться и сильной потребности в молитве вы уже не сможите молиться. Душа захочет молиться, а сердце чёрствое и холодное и будете стоять как чурка.

Человеку свойственно согрешать и падать и от этого не должно унывать и приходить в печаль, даже если придётся согрешить. Ведь одно дело грешить безстрашно, а другое, когда мы не желаем грешить, плачем, каемся, просим прощения... но устоять не в силе и по немощам вновь согрешаем.

Врачей и лекарство создал Господь, а потому нельзя отвергать лечение.

Перед сном надо подумать как провели день и  покаятся перед Господом в своих немощах.

Когда смотрим на больную, то мы не можем требовать от неё чтобы она не харкала. Вот так как на больных смотрите и на тех, кто кощунствует и поносит Церковь.

Если ты не болен и нет ни какой немощи, то и собороваться тебе не нужно, потому что в соборовании молитвы об исцелении.

Мы молимся о душевном и телесном здравии. Телесное здравие не всегда Богом даётся ибо Он знает, что нам полезней, а вот душевное здравие всегда даётся при молитве.

Если принимаете милостыню, то обязательно молитесь за этого человека.

Боязнь смерти от бесов - это они вселяют такой страх нам, чтобы мы не могли уже  надеяться на  милосердие Бога.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author