filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

1 октября, День обретения мощей святой преподобной Евфросинии княжны Суздальской

http://www.pravuzor.ru/images/magictoolbox_cache/c83b97a8d7ed4bf7894324d0021b7be4/2/9/29250/original/7a40a6871ed84c606702ff7242aeb1c1.jpg
Преподобная Евфросиния Суздальская (в миру - Феодулия) родилась к начале XIII века в семье черниговского князя мученика Михаила Всеволодовича. (Встречающаяся в литературе дата рождения - 1212 г. не имеет достаточных оснований).

  • Родители святой Евфросинии долго не имели детей и усердно молились о чадородии в Киево-Печерском монастырере прподобным Антонию и  Феодосию Печерским. В знак того, что их молитвы услышаны, князь и княгиня имели во сне видение Пресвятой  Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божия Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители.

  • Юная Феодулия была удостоена посещения  Богородицы, показавшей ей рай и ад, и имела видение «мужа в белых ризах», который открыл ей смысл монашеского подвига.

  • В 15-летнем возрасте черниговская княжна приехала в Суздаль, чтобы выйти замуж за суздальского князя Мину Ивановича.

  • После неожиданной кончины жениха княжна приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском монастыре  и получила имя в честь прп.одобной Евфросинии Александрийской. (Встречающаяся в литературе дата пострига - 1227 г. не имеет достаточных оснований).

  • Превосходя всех благочестием и мудростью (мотив высокой образованности и «учительности» преподобной, освоившей грамоту в 9 лет, является одним из основных в ее Житии), проводя жизнь в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, святая Евфросиния снискала любовь насельниц обители и горожан. По инициативе святой был основан суздальский во имя Св. Троицы женский монастырь  для пострига «замужних жен».

  • Молитва Евфросинии спасла Ризоположенскую обитель во время Батыева нашествия в начале 1238 г. По Житию, преподобная духовно поддержала своего отца князя Михаила накануне его мученической кончины в Золотой Орде в 1245 г., прислав князю письмо с увещеванием не выполнять языческих обрядов, но пострадать за Христа.

  • Святая Евфросиния при жизни совершила многочисленные чудеса исцеления, побеждала в духовной брани бесов, предсказала  землетрясение , случившийся в Суздале в 1230 г. и прекратившийся по молитве преподобной, и убийство хана Батыя «в Уграх».

  • Год кончины Евфросинии в Житии не указан (встречающаяся в лит-ре дата - 1250 г.- является догадкой).


http://www.fusionclub.org/gallery/uploads/__copy147.jpg


  • В Житии сообщается, что святая была погребена 27 сентября в Ризоположенской обители, оплаканная духовенством и всем народом.

  • Начало общерусского. почитания Евфросинии следует связывать с хиротонией в 1517 г. во епископа Суздальского и Тарусского настоятеля владимирского в честь Рождества   Богородицы мужского монастыря архимандрита Геннадия, приближенного к великому князю Василию III Иоанновичу (отцу Ивана Грозного). Памятником, свидетельствующим о внимании к Евфросинии со стороны великокняжеской семьи, является наиболее ранний из сохранившихся покровов XVI в. на гробницу святой. Изучавшая покров А. И. Антонова отметила, что памятник стилистически близок к шитым изображениям прподобного Кирилла Белозерского 1514 г. и   Сергия Радонежского 1525 г., происходившим из мастерской великой княгини Соломонии Юрьевны. Вклад мог быть связан с молением семьи вел. князя о чадородии.

  • К 1548 г. относится упоминание о Евфросинии как о святой под 25 сентября в месяцеслове . Тогда же в Суздале в Девичьем монастыре были положены и её мощи.

  • Житие и канон святой Евфросинии епископ Варлаам подал на рассмотрение царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Государь  одобрил, а Московский митрополит Антоний (1572-1581)  собрал собор, утвердил тропарь и повелел чтить день памяти 25 сентября (празднование памяти святой было приурочено к памяти прподобной небесной её покровительницы Евфросинии Александрийской).

  • Б. М. Клосс датирует общерусскую канонизацию святой сентябрём 1576 г.

  • На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей совершилось в то время много чудес. Одно из них особенно по­разительно. Человек, именем Матфей, был одержим лукавым духом; долго и жестоко он мучился. Но вот, в день прославления преподобной, его привели в обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросинии. Демон страшно мучил его, и больной как бы лишился разума; потом вдруг внезапно очнулся и сказал вслух: «Я вижу на образе пот». После того начал осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшие тут думали, что он все еще беснуется. Но потом увидали, что на образе преподобной Евфросинии выступила как бы роса. С того времени Матфей стал здоров и возвратился в свой дом.

  • Житие святой Евфросинии было создано на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. Житие было написано Григорием, иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. монастыря.  В нем помимо повествования о чудотворениях, совершенных святой при жизни, содержится 2 рассказа о посмертных чудесах, свидетелем которых был автор, одно датировано 1 мая 1558 г. 

  • Вероятно, во 2-й половине 70-х - 80-х гг. XVI в. в Ризоположенском монастыре был устроен посвященный Евфросинии придельный храм.

  • Мощи святой были обретены по благословению Московского и всея Руси патриарха Адриана 18 сент (1 октября). 1698 г. Суздальским и Юрьевским митрополитом  Иларионом в присутствии Тамбовского епископа Леонтия и настоятелей Спасо-Евфимиева монастыря. Мощи были   положены  в соборе Ризоположенского монастыря  в новую деревянную гробницу, в которой   мощи почивали по крайней мере до 1791 г. После переложения мощей, дата которого неизвестна, эта гробница до нач. XX в. хранилась в южной части притвора Ризоположенского собора. Во время пожара в монастыре 13 августа 1769 г. мощи  были на время перенесены в приходскую церковь во имя прав. Лазаря.

  • Согласно «офицерской» описи монастыря  1761 г., над гробом Евфросинии была «сень с кароною, резная, золоченая и с херувимы». Из описи 1771 г. следует, что крышкой гробницы служила икона: «На раке мощей преподобныя благоверныя княжны Евфросинии образ ея, на нем венец: средники, поля серебреные и вызолочены»  . Опись 1761 г. отмечает, что в Ризоположенском монастыре  хранилось 13 надгробных покровов святой Евфросинии. В описях 1815 и 1845 гг. сообщается о новой раке: «По левую сторону иконостаса мощи преподобной благоверной княжны Евфросинии, почивающие в раке, которая с передних трех сторон обложена серебром, чеканным, белым, а с четвертой, к стене,- медью. Внутре оной обита от стены одна сторона серебром, а три стороны медью посеребреною».

  • Во 2-й пол. XIX в. была изготовлена новая рака, в описании кон. XIX - нач. XX в. о ней сказано: «С трех сторон - не пробного серебра, а с четвертой - 84-й пробы, чеканная, с 2 сторон изображен герб г. Чернигова, по сторонам герба в клеймах тексты из жизни преподобной, крышка на раке мощей серебряная, 84-й пробы, весу 28 фунтов 36 зол[отников]». Крышка гробницы была устроена в 1867 г. суздальским мастером Окининым . Постамент и вызолоченный балдахин над аркой были изготовлены в 1886 г.

  • В XIX в. святой был составлен акафист  .

  • По крайней мере с середины XIX в. до конца 20-х гг. XX в. 25 сент.ября, в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский монастырь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля. К празднику была приурочена Евфросиниевская (Преподобенская) ярмарка.

  • 11 февраля 1919 г. (ранее издания Наркоматом юстиции РСФСР распоряжения о вскрытии мощей, состоявшегося 16 февраля - местные большевики выслужились) по постановлению президиума Суздальского исполкома комиссия в присутствии представителей от духовенства и монашествующих Ризоположенского монастыря произвела осмотр раки с мощами Евфросинии. Останки, лежавшие на серебряной доске, были завернуты «в черную мантию и схиму, обвязаны черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью». После осмотра рака была заперта на ключ, оставлена в обители.

  • 21 апреля 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей рака   была конфискована и поступила в суздальский уездный финотдел. Мощи святой попали в Суздальский музей, до начала1940-х гг. в. были выставлены в экспозиции антирелигиозного отдела, позднее хранились в фондах.

  • 16 ноября 1988 г. мощи были переданы в единственную действовавшую тогда в Суздале православную церковь - во имя равноапостольных Константина и Елены  который состоял  в юрисдикции "Российской православной автономной церкви" .

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Cathedral_of_the_Intercession2.jpg/640px-Cathedral_of_the_Intercession2.jpg


  • Сейчас мощи святой находятся в Покровском монастыре Суздаля. В монастыре в котором святая завершила свою земную жизнь.


  • В Покровском   монастыре так же  погребены:

  • .https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Convent_of_Intercession.jpg/640px-Convent_of_Intercession.jpg

    • Инокиня Александра (ум. 1525) — московская княжна, дочь Ивана III от 1-го брака. Возможно, была сослана после поражения своего единоутробного брата Ивана Молодого в интригах со второй женой отца Софьей Палеолог. Погребена в усыпальнице под собором.

    • Инокиня Александра (княгиня Мария Волоцкая) — вдова последнего волоколамского князя Фёдора Борисовича, сына князя Бориса Васильевича (брата Ивана III). Московский князь конфисковал унаследованный ею от мужа удел и заточил наследницу. Погребена в усыпальнице под собором.

    • Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа — жена и дети князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки), скончавшегося в заточении в Москве. Погребены в усыпальнице под собором.

    • Корона Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Святая, мощи с конца ХХ века покоятся в соборе.

    • Инокиня Александра (Анна Васильевна Бельская) — двоюродная сестра Василия III, рязанская княжна, дочь рязанской княгини, московской княжны Анны Васильевны и Василия Ивановича. Вдова литовского князя Фёдора Бельского. Причины ссылки не ясны, возможно, была замешана в событиях 1508—1510 гг., развернувшихся вокруг Дмитрия Внука, её племянника. Погребена в западной стороне около собора, после пристройки крыльца погребение оказалось под крылечной лестницей.

    • Инокиня Евпраксия (Евдокия Александровна Старицкая-Нагая), первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь.

      • Ирина Михайловна Нагая, ее племянница, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.


    • Инокиня Александра (царевна Евдокия Сабурова) — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV. Сослана в монастырь, вероятно, за бесплодие. Могила находится в усыпальнице Покровского собора.

    • Корона Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, отставленная через год после свадьбы. Как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.

    • Царевна Анастасия Васильевна (1610) — дочь Василия Шуйского. Младенец, умерший во время пребывания своей сосланной матери в монастыре.




      • Марфа Скопина-Шуйская, жена князя Фёдора Ивановича Скопина-Шуйского, отправленного в ссылку и умершего в 1557 году. Могила ее находится под лестницей западного крыльца Покровского собора.

      • Княгиня Александра Горбатова-Кислая и её дочери Елена и Евфимия — жена и дети Андрея Михайловича Горбатого-Шуйского-Кислого. Её время ссылки неизвестно, муж был казнён 1 февраля 1565 года. Александра была сослана вскоре после этого с двумя малолетними дочерьми — Еленой и Евфимией, которые умерли в монастыре (первая 12 февраля 1576 года, а вторая 14 августа 1579 года). Вероятно, вместе с ними была сослана и их родственница Анисия Кислых. Инокиня Александра скончалась в марте 1593 года и похоронена вместе с дочерьми на западной стороне около собора. После пристройки крыльца их могилы оказались в подлестничном помещении западного крыльца.

      • Княгиня Варсонофия — жена Василия Борисовича Горбатого-Шуйского. Происходила из рода Яковлевых-Захарьиных — дочь Василия Петровича Яковлева, казнённого в 1571 году. Вероятно, тогда же была сослана.

      • Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская — жена Дмитрия Ивановича Шуйского (царского брата), дочь Малюты Скуратова. Умерла в польском плену с другими Шуйскими, её останки были выданы и погребены в монастыре.

      • Княгиня Марфа Васильевна Шуйская — жена Ивана Ивановича Шуйского Пуговки, другого царского брата. Сестра царицы Марии Долгорукой — первой жены Михаила. Похоронена около собора.


    • Княгиня Марфа Ивановна Татева, урожденная княжна Голицина. Обладала буйным характером и была сослана «на смирение», за участие в заговоре о разводе Ирины Годуновой с царём Фёдором в 1587 году. В Покровском монастыре ей были созданы привилегированные условия. Она была окружена многочисленными прислужниками, дьяками, правящими ее владениями и хозяйством. Год ее смерти и место погребения не установлены.

      • Инокиня Александра (княгиня Анна Фёдоровна Ногтева) — вдова князя Даниила Андреевича Ногтева, дочь Марфы Татеевой. Добровольно постриглась после смерти мужа в 1600 году.




Subscribe

Comments for this post were disabled by the author